Что нам стоит город построить!

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Привлекать детей к коллективной постройке.
  • Учить совместно планировать предстоящую работу.
  • Развивать умение предвидеть результат, зависящий от задуманной цели, умение договариваться при выборе профессии строителей.
  • Воспитывать дисциплинированность, организованность, способность контролировать свою работ и работу своих товарищей.
  • Формировать способность оценить результаты своей деятельности и всего коллектива в целом.

Активизация словаря: архитектор, инженер, мостостроитель, бетонщик, каменщик, сварщик, электрик, моляр, кровельщик, стекольщик, фундамент, кровля.

Материалы: кукла Незнайка, строительные наборы (простые, блочные), строительная техника (игрушки), инструменты – игрушки (подъёмный кран, грузовики, сварочные аппараты, ведёрки, кисти, слесарные инструменты), элементы для оформления построек (деревья, фонари, клумбы, фонтаны, лавочки, качели и др.), матрёшки и мелкие игрушки для обыгрывания.

Методические приёмы: вопросы, загадки, напоминания, указания, предложение, игровые действия.

Предварительная работа: экскурсии на строящиеся объекты, наблюдение за работой строителей, строительной техникой, рассматривание картин, иллюстрации, чтение художественных произведений, беседы о профессиях строителей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята! Что-то Незнайка у нас сегодня грустный сидит? Что с тобой Незнайка?

Незнайка: Раньше у меня был Солнечный город, я там жил в доме, у моих друзей тоже были дома. А здесь нет города и друзьям негде жить.

Воспитатель: Да!? Что же делать?

Дети: Надо Незнайке помочь! Построить ему дом и город для друзей.

Незнайка: Вот как хорошо! Давайте скорей строить! Я хочу строить!

Воспитатель: Подожди, Незнайка. Давай-ка, у детей спросим, можно ли сразу строить город?

Дети: Нет, нельзя! Надо сначала выбрать место, где будет город строиться.

Воспитатель: Вот ты, Незнайка, в каком месте хотел бы построить свой дом?

Незнайка: Ой, я хочу на берегу реки! Давайте скорее строить.

Воспитатель: Подожди, Незнайка, давай ещё послушаем ребят, что же нужно, чтобы в городе всё было расположено удобно, красиво, чтобы тебе, твоим друзьям, всем жителям удобно было жить.

Дети: Нужно начертить план, как будем строить город.

Незнайка: План? А что это такое и кто же его начертит?

Дети: Архитектор чертит план. Он задумывает, чтобы в городе было удобно жить.

Незнайка: А для чего нужен план, я не понимаю!

Дети:

– Надо знать, где строить дома, где завод, где вокзал, а где детский сад.
– Архитектор всё рисует на чертеже
– Архитектор знает, что нужно построить в городе, чтобы всем было удобно жить. Он заботится обо всех.

Воспитатель: Вот я сейчас буду архитектором, буду чертить план, а вы все помогайте, подсказывайте, что нужно построить в городе, чтобы жителя было удобно. Нам нужно позаботиться обо всех жителях.

Воспитатель чертит план на листке ватмана, укреплённом на доске: река, дорога, мост, тротуары, здания. Дети объясняют, зачем нужно то или иное здание и где его удобнее расположить, чтобы удобно было жителям города.

Незнайка: Теперь город есть на плане, а где будет в группе?

Воспитатель: Вот тебе сейчас дети помогут, ты же хотел на берегу реки домпостроить? Вот и река. (Дети раскладывают голубое полотно реки).

Незнайка: Всё! Надо уже дом строить.

Дети: Нет, надо дорогу проложить. (Прокладывают дорогу до реки – полотно серого цвета, можно с нарисованными пешеходными переходаи).

Незнайка: А здесь, почему нет дороги? Дети: Здесь надо мост построить.

Незнайка: А как вы узнали, что здесь надо мост построить?

Дети: На плане есть мост, там, где дорога к реке подходит. Вот посмотри.

Незнайка: Ну, всё. Теперь можно строить.

Воспитатель: А вот теперь надо решить, что будем строить в первую очередь. Построек много, сразу всё нам не осилить. Будем строить по порядку.

Дети предлагают, что они будут строить.

Незнайка: Ну когда строить будем? Я хочу.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, кто может строить дома?

Незнайка: Кто-кто. Люди, вот кто!

Дети: Сначала инженер выбирает материал, машины, подбирает рабочих.

Водители – будут завозить материал.
Бетонщик – закладывает фундамент.
Каменщик – возводит стены.
Монтажники – монтируют дом из панелей.
Кровельщик – кроет крышу.
Сантехники – подводят воду.
Электрики – проводят свет.
Маляры – заходят в дом последними и все красят. Вот и готов дом.

Воспитатель: А вокруг канавы, нет деревьев, тротуаров, фонарей.

Дети: Мы все будем коммунальщиками, и благоустраивать город.

Незнайка: Ой, сколько надо рабочих, а нас так мало.

Воспитатель: А мы сейчас решим, кто будет работать.

Дети: Мы будем работать бригадами.

Незнайка: А это что «бригады» ?

Дети: Это когда работу выполняют по очереди, каждый делает свою работу друг за другом.

Воспитатель: А кто распределит бригады на работу?

Дети: Инженер!

Воспитатель: Вот теперь я буду инженером и мне надо рассчитать рабочих по строительным объектам. Их у нас на плане пять. Решим, где будут стоять дома в городе, согласно плана.

Дети показывают месторасположение домов, сверяясь с планом.

Воспитатель: Сколько надо водителей, чтобы перевезти материал во время.

Дети: Надо пять водителей.

Выбирают водителей, они сразу идут к машинам, нагружаю строитель, подвозят к местам строительства. Они получают значки водителей.

Воспитатель: Осталось девять человек.

Дети: Один мостостроитель, два сварщика.

Воспитатель: Осталось шесть человек. Из них создаётся две бригады, каждая из трёх человек.
Какие у нас в бригадах дружные рабочие, мы их узнаем по их работе.

Незнайка: Вы говорили, что надо так много профессий, чтобы построить, а их мало.

Воспитатель: У нас рабочие универсалы, они освоили по две-три профессии будут заменять друг друга.

(У всех строителей значки).

Один – бетонщик и кровельщик.
Второй – каменщик и моляр.
Третий – сварщик и монтажник.
Одна бригада на строительство завода, другая на строительство театра и третья на строительство вокзала. Строить они будут по два объекта. Как закончите первый переходите на второй: дом, детский сад, магазин, дом быта дом связи.

Незнайка: Ой, как интересно! А мне можно будет посмотреть, как они работают?

Воспитатель: Конечно можно. Я как инженер буду следить за ходом строительства и тебя с собой возьму, договорились. Строители уже приступили к своей работе.

Незнайка задаёт детям вопросы по ходу работы, направляет сюжет, даёт возможность детям развить его дальше, дополнить. По окончании строительства все занимаются благоустройством: тротуары, клумбы, фонтаны, скамейки, фонари, деревья, кустарники. Двое детей работают в рекламной мастерской, оформляют вывески на здания.

Раздаётся голос воспитателя: «Внимание, внимание! Говорит радиостанция города «Дружба»! Через несколько минут в наш город пребывает первый поезд с первыми жителями города. Встречайте гостей на вокзале!»

Анализ игры до приезда гостей

Бригадиры докладывают о работе своих бригад. Инженер принимает работу.

Воспитатель: Как ты считаешь, получилась у тебя роль водителя? А с чем ты не справился?
– А как думают члены бригады, справился ты с ролью водителя?
– А что скажет каменщик, справился он со своей работой.
– Бетонщик, а как ты работал?
– Спросим мостостроителей, как удалось ему построить мост?

Воспитатель благодарит всех за работу и заботу о жителях города и приглашает всех поехать на вокзал на машинах встречать гостей.

Дети встречают, приезжающих в вагончиках матрёшек, происходит обыгрывание построенного города: экскурсия, знакомство с городом, расселение в дома, поход в театр, в магазин, в гости и т.д. идёт игра в городе.