Использование мнемотехнических приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями

Разделы: Начальная школа


Мнемотехника – совокупность правил и приёмов, помогающих запомнить нужные сведения (С.И.Ожегов).

Несмотря на многообразие мнемотехнических приемов, используемых при изучении словарных слов, абсолютное большинство из них имеет один существенный недостаток: все усилия направлены на запоминание одного единственного слова. Для этого делаются рисунки, пишутся стихотворные строчки, придумываются сюжеты мини-рассказов. В тех же редких случаях, когда запоминаемых слов несколько (обычно это бывает в стихотворениях), они не связаны ничем, кроме рифмы или общей темы (например, овощи).

А между тем, по мнению психологов, объём кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7±2. И более экономично для запоминания использовать группы, состоящие из 4–5 слов (нижняя граница нормы).

Учитывая это, я применяю сразу два мнемотехнических приёма: “цепочка” и “буквы-образы”.

Слова в группе последовательно связываются друг с другом так, чтобы между двумя соседними словами образовалась яркая ассоциативная связь. Лучше, если в связке будет присутствовать действие (приём “цепочка”).

Пример: ветер, север, берёза, медведь, вместе.

Дул ветер с севера, медведь, сидя на берёзе, раскачивался вместе с деревом.

Представляем себе одиноко стоящую берёзу, медведя, вцепившегося в ствол. Дует сильный северный ветер, ствол берёзы с бедным медведем качает из стороны в сторону.

Можно спросить детей: “Как вы думаете, страшно медведю так качаться на берёзе? Почему он вцепился в ствол, не отпускает его?”

Для запоминания общей “трудной” буквы использую хорошо знакомый детям по букварному периоду приём “буквы-образы”:

  1. Подумай, на что похожа буква?
  2. Дорисуй букву так, чтобы получился какой-нибудь предмет.

Можно нарисовать медведя так, чтобы его коготки напоминали букву Е.

А как же запомнить, что слово вместе пишется слитно? Медведь тесно прижался к берёзе, слился с ней, вот и слово вместе слилось!

Таким образом, мы запомнили группу из 5 слов, связав их одним сюжетом, и запомнили, что во всех этих словах нужно писать букву Е.

Некоторое время слова этой группы повторяем только в определённой последовательности (проговариваем орфографически), до полного запоминания.

Пример:

Вспомните, какие слова входят в группу со словом берёза, напишите их, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

Затем слова групп при диктовке смешиваются, но ассоциативные связи остаются в памяти. То есть, помня , что написание слова медведь нам помогли запомнить коготки на лапах , похожие на букву Е, мы с уверенностью вспомним, что слово север нужно писать тоже с буквой Е.

Эти мнемотехнические приёмы я начинаю применять с первого класса. Сначала сюжеты для связывания слов группы придумываю сама, сама же делаю образец рисунка, но довольно скоро (где-то к середине 2 класса) дети активно включаются в работу, некоторые сюжеты разрастаются до размеров небольшого рассказа. С большим удовольствием ребята делают рисунки в словариках, не только срисовывая с образца, но и придумывая что-то своё. Образцы страничек словарика представлены в приложении. Также в приложении находится планирование изучения словарных слов по группам с примерными ассоциативными цепочками и буквами-образами.

Приложение 1. Планирование
Приложение 2. Странички словарика