Аудитория. 11 класс, профильная группа 14 человек. Обучающиеся сориентированы на учебную деятельность. У десяти из них потребность в прочных и глубоких знаниях. Отношение к изучаемому предмету конструктивное. Преобладает произвольное внимание, смысловая память, логический тип мышления. Обучающиеся могут самостоятельно находить пути решения проблем, осуществлять творческое осмысление информации. Для данной аудитории подходит проблемно-поисковый тип урока.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма: Урок с использованием ТРКМ.
Тема: Политическая система общества.
Стратегическая цель: создание информационной развивающей среды, в которой формируются ключевые компетенции обучающихся.
Цели урока:
- воспитательная: способствовать формированию информационно-коммуникативных, ценностно-смысловых, социальных компетенций обучающихся.
- дидактическая: представление аналитических моделей политической системы общества, ее функций.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления, самокритичности мышления, умению высказывать собственную точку зрения.
Стадия урока | Функция фазы | Роль и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Применяемые приемы и методы | Формируемые компетенции |
I.Стадия вызова Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально и коллективно |
Мотивационная: создание ситуации актуальности, пробуждение интереса к теме. Информационная: актуализация имеющихся знаний Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями | Конструктивная: совместное
определение проблемы тематического поля. – Что может дать вам знание основ политической жизни общества, т.е. какова может быть стратегическая цель для каждого из вас лично и для страны в целом? – Какую проблему смогли бы здесь обозначить? – Как проблемы, поставленные вами, соотносятся с проблемами, выраженными в Послании Президента Федеральному Собранию? (Приложение 1) – Как сможет каждый из вас участвовать в их решении? – Что есть политика? – Ассоциативный ряд по теме (записывается на доске) Организационная роль: включенность в процесс обучения, общая ответственность, создание имиджа урока. |
Обучающиеся вспоминают, предполагают,
высказывают суждения. Работают с текстом Послания Президента. Самостоятельно читают различные определения понятия “политика” (Приложение 2) и записывают одно на выбор. Подбирают эпиграф из предложенных Высказывают ассоциации по теме.
|
Элементы теории параллельного воспроизведения материала, создание проблемной ситуации, работа с печатным словом, частичный проблемный диалог, анализ текста, информации, прием составления кластера
|
Социальные, ценностно-смысловые, коммуникативные |
II стадия Осмысление Непосредствен ный контакт с новой информацией, работа ведется индивидуально и в парах |
Информационная: погружение в тему получение новой информации. Систематизация полученной информации. Психологический аспект: сосредоточенность, увлеченность, активность |
Сохранение интереса к теме при
непосредственной работе с новой информацией. Обеспечение возможности постепенного продвижения в овладении знаниями. Эмоциональная роль – оценочные, подбадривающие обращения. Информационная роль – организация работы над аналитическими моделями системы. -Вспомнить признаки системы (структура, динамичность, взаимосвязь). – Источник с. 272 учебника |
Осмысление новой информации Работа с текстовым материалом (документ, учебный текст). |
Метод активного чтения – инсерт – чтение
с остановками, ведение записей, поиск ответов на
вопросы. Приемы: работа с печатным словом, качественное сравнение, построение формально-логической модели: составление схемы в кластере, анализ и синтез. |
Предметные – способность применять полученные знания на практике; Социальные – умение работать в коллективе, жить в социуме с учетом позиций других людей; информационные – способность грамотно выполнять действия с информацией
|
Учитель предлагает свою модель по
источнику Обучающимся необходимо найти недостающие звенья схемы, корректировать, объяснить модель. – Составление второй модели системы. Самостоятельная работа с текстом учебника с. 272 в кластере, подчеркнуть знакомые элементы, вспомнить их значение, составление схемы в парах. Сравнить свои модели. Чем отличается от первой? Почему эта модель – система? Составление третьей модели. Это домашнее задание с. 273 учебника – Какое определение можно дать понятию “политическая система”? (Приложение 2) Выбрать одно. Аргументировать. Внести изменения, дополнения, дать задания на основе изученной информации |
Корректируют, анализируют модель,
предложенную учителем. Составление схемы в рамках кластера. Сравнение моделей, ответы на вопросы Обсуждают определения и записывают в тетрадь |
||||
III стадия Рефлексия Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально и коллективно |
Коммуникационная ( обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (оценка процесса обучения) |
Заполнить Лист самоконтроля | Обучающиеся соотносят “новую”
информацию со “старой”, используя знания,
полученные на стадии осмысления. Заполняют Лист самоконтроля |
Использование кластера, анализ определений, ответы на поставленные вопросы, самооценка и самоконтроль |
Выявление уровня овладения основными компетенциями, формируемые на уроке |