Методическая цель: развитие образовательного мышления путём информативности изучаемого материала об окружающем мире и математике.
Цели и задачи:
- Образовательные: Познакомить с новыми понятиями – круг, окружность, радиус, диаметр. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.
- Развивающие: Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, воображение, умение наблюдать, и анализировать. Активизировать словарь третьеклассников. Расширять представление об окружающем мире.
- Воспитательные: Воспитывать любовь бережное отношение к природе, любовь к предметам окружающий мир и математика.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник М.И. Моро “Математика”, 3 класс, циркуль, ножницы, цветная бумага.
Ход урока
I. Организационный момент
– Мы начинаем наш урок.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг
другу. Давайте создадим дружелюбное настроение
на уроке. Проверим, как мы сидим:
– Руки? (На месте)
– Ноги? (На месте)
– Локти? (У края)
– Спина? (Прямая)
– У нас впереди много интересной работы. И я вам
желаю успехов на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока
Мы в лес за наукой сегодня пойдём. (Слайд 1) Смекалку, фантазию нашу возьмём. Мы будем учиться окружность чертить, Природу родную беречь и любить. – Давайте откроем тетради и запишем в них дату своего путешествия. |
|
III. Каллиграфическая минутка– Мы попадаем на грибную полянку с заданием. (Слайд 2) – Двигаться по полянке можно только в порядке возрастания чисел, т.е. от самого маленького числа к самому большому. – Посмотрите на нашу дорожку. – Что это за геометрическая фигура? (Ломаная) – Сколько в ней звеньев? (Четыре) – Какое из чисел нашего леса является наибольшим? (72) – Что вы о нём можете сказать? (двузначное число, в нём 7 дес. и 2 ед., чётное число) – Пропишите данное число в своей тетради по образцу. (Слайд 3) |
|
IV. Устный счёт
1. Работа по карточкам (4 чел.) – У некоторых ребят на партах лежат карточки. Решив примеры на них, они смогут узнать название съедобного гриба. |
|
2. Задание “ Математический лес”. (Слайд 4) – Мы продолжаем путешествие по сказочно-математическому лесу. – Чем отличается математический лес от обычного? (В нем живут геометрические фигуры) – Посмотрите на шляпки математических грибов? – Какую фигуру напоминает шляпка этого гриба? (Треугольник) – Что знаем о треугольнике? (Три угла, три стороны) – Смотрите, какой гриб здесь спрятался? – Мухомор – красив, но ядовит. Для людей – отрава, для мух – погибель. Очень ядовитый гриб! (Слайд 5) – Берём гриб в нашу корзинку? (нет, он ядовитый) – А это что за фигура? (Пятиугольник) (Слайд 6) – Что мы знаем о неё? (5 сторон и 5 углов) – А здесь, кто спрятался? (Маслёнок) (Слайд 7) – Маслёнок – своё название он получил из-за маслянистой, скользкой на ощупь шляпки. – А этот гриб берём? (Да, он съедобный) – А это что за фигура? (Прямоугольник) (Слайд 8) – Что мы знаем о нём? (Четыре угла и стороны, противоположные стороны равны, все углы прямые) – Кто спрятался здесь? (Лисички) (Слайд 9) – Лисички своё название получили за лисий цвет и за повадки. Это хитрые грибы, хорошо прячутся. – Этот гриб оставим на поляне или возьмём? (Берём) – И последняя шляпка. Какая это фигура? (Квадрат) (Слайд 10) |
|
– Чем он знаменит? (4 стороны, 4 угла, все
стороны равны, все углы прямые) – И здесь спрятался – ПОДБЕРЁЗОВИК. (Слайд 11) – Этот гриб растёт под берёзами, за это и получил своё название. – Этот гриб берём? (Да, он съедобный) – Какие правила сбора грибов должен знать каждый человек? (Опрос детей) |
|
Не собирать грибы, которые не знаешь. Не собирать грибы старые, трухлявые. Не выдёргивать грибы, а срезать их ножом. Ямку надо притоптать ногой и закрыть мхом. Не надо брать старые грибы. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и предприятий. Не переворачивать и не разбрасывать сухую листву и мох, под лучами солнца незащищённая грибница погибнет. |
|
3. Задание “ Грибные тайны”. (Показываю модель гриба) – У каждого гриба есть своя тайна. И об одной из них вы сейчас узнаете. (Слайд 12) – Найдите верное равенство, и вы узнаете, какие грибы никогда не бывают червивыми. (100 – 40 = 60, лисички) – Вот такая маленькая грибная тайна. |
|
V. Изучение нового материала(Показываю модель белого гриба) – Рассмотрите шляпку белого гриба. Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Круг) – Я нарисовала шляпку гриба на доске. (Слайд 13) – Что за геометрическая фигура получилась? (Круг) – Кто из животных любит грибы? (Лоси) – Жуки тоже любят грибы. Смотрите, какой жук поселился на нашем грибе. – Ой, он съел наш гриб! – Посмотрите, что осталось. – Граница гриба – это окружность. (Слайд 14) – Граница любого круга – это окружность. – А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью. – С кругом вы знакомы с детства. |
– Где мы можем встретить круг в лесу? (Озеро, пень, солнце, полная луна и т.д.) (Слайд 15)
– Посмотрите на годовые кольца дерева. Что интересного вы увидели? (Что пень – круг, а годовые кольца – окружности, если брать одно кольцо) (Слайд 16)
– Центр пня, точка О – это центр окружности и круга.
– А отрезок ОА – это радиус, который соединяет центр окружности с любой точкой окружности.
– Так что же такое круг?
– Что такое окружность?
VI. Физкультминутка
Гришка шёл, шёл, шёл.
На полянке гриб нашёл.
Наклонился, гриб сорвал,
Высоко его поднял:
Вот какой красавец!
1. Работа по учебнику, стр.82
– Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 82) и скажите, о чём мы ещё не говорили на уроке? (Окружность можно начертить с помощью циркуля).
– В нашем удивительном лесу я нашла интересный инструмент. (Сучок-рогатка)
– Посмотрите, что я могу сделать с помощью него. Что я начертила? (Окружность)
– Но это можно сделать в лесу. А в математике для того чтобы начертить окружность или круг используют специальный инструмент.
– Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 82) и скажите, как называется инструмент для построения окружности? (Циркуль). (Слайд 17)
2. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем”.
Циркуль – это чертежный
инструмент. С ним нужно работать осторожно.
Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя
передавать циркуль соседу “иглой вперед”. – У этого инструмента есть две ножки. На одной закреплена игла, а на другой – грифель. – Какой ножкой циркуль чертит? (Грифелем) – Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. |
– Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать,
чтобы начертить большую окружность – развести
их или сдвинуть ближе? (Нужно ножки циркуля
развести.) 3. Работа в тетрадях. – Откройте тетради и найдите точку красного цвета. – Это центр окружности. Поставьте острый конец циркуля в эту точку. И, не меняя раствора циркуля, проведите окружность произвольного радиуса. – Ту точку, на которой стояла ножка циркуля, обведите жирнее. Это – центр круга и окружности одновременно. – У вас получилась окружность произвольного радиуса. – Проведите от центра окружности до окружности отрезок, т.е радиус. – С помощью линейки, измерьте расстояние от центра до окружности. – Окружности какого радиуса у вас получились? (Ответы детей) Работа по учебнику. – И мы снова отправляемся в лес. В лес мы ходим не только за грибами, но и за кедровыми орехами. – Нам предстоит решить четвёртый номер на стр.83. – Прочитайте задачу. – Как удобно записать задачу коротко ? (В таблице) (Слайд 19) – О чём говорится в задаче? (О масле из кедровых орехов) – Что сделали из орехов? (Из 20 кг орехов сделали 5 кг масла) – Что такое 20 кг? (Всего орехов) – Что такое 5 кг? (Количество масла) – Кедровые орехи были одинаковые, значит, каким будет расход на 1 кг масла? (Одинаковый) – Что такое 20 кг? (Количество масла) – Какой вопрос задачи? (Сколько кг орехов надо чтобы получить 20 кг масла) – Мы можем узнать расход орехов на 1 кг масла? (Да) – Как? (Делением) – Зная расход орехов на 1 кг масла, можем узнать, сколько кг орехов пойдёт на 20 кг масла? (Да) – Как? (Умножением)
Ответ: 80 кг орехов надо взять. VII. Упражнение в построении окружности заданного радиуса. Изготовление шляпок грибов из цветной бумаги(У учащихся – карточки с загадками.) Приложение 2 – Используя приобретённые на этом уроке знания и умения, вы сможете изготовить шляпку гриба и превратиться в жителя грибного царства. (Работа ведётся под руководством учителя.)
IX. Итог урока. Домашнее задание– Мы заканчиваем путешествие по удивительному лесу. – С какими новыми понятиями мы познакомились на уроке? – Что такое окружность? – Что такое круг? – Мне в течение всего урока помогали …… Они получают пятёрки. И за работу по карточкам получают оценки…… – Белый гриб приготовил вам и нашем гостям подарок. (Слайд 20) – Целое лукошко грибов, только не лесных, а кондитерских! Приятного аппетита, и спасибо за урок! (Учащиеся получают карточки с домашним заданием). (Слайд 21)
|