Интегрированный урок (математика + окружающий мир + технология) "Круг, окружность. В царстве грибов"

Разделы: Начальная школа


Методическая цель: развитие образовательного мышления путём информативности изучаемого материала об окружающем мире и математике.

Цели и задачи:

  • Образовательные: Познакомить с новыми понятиями – круг, окружность, радиус, диаметр. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.
  • Развивающие: Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, воображение, умение наблюдать, и анализировать. Активизировать словарь третьеклассников. Расширять представление об окружающем мире.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь бережное отношение к природе, любовь к предметам окружающий мир и математика.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник М.И. Моро “Математика”, 3 класс, циркуль, ножницы, цветная бумага.

Ход урока

I. Организационный момент

– Мы начинаем наш урок.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Проверим, как мы сидим:
– Руки? (На месте)
– Ноги? (На месте)
– Локти? (У края)
– Спина? (Прямая)
– У нас впереди много интересной работы. И я вам желаю успехов на уроке.

II. Сообщение темы и целей урока

Мы в лес за наукой сегодня пойдём. (Слайд 1)
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Мы будем учиться окружность чертить,
Природу родную беречь и любить.

– Давайте откроем тетради и запишем в них дату своего путешествия.

III. Каллиграфическая минутка

– Мы попадаем на грибную полянку с заданием. (Слайд 2)

– Двигаться по полянке можно только в порядке возрастания чисел, т.е. от самого маленького числа к самому большому.

– Посмотрите на нашу дорожку.

– Что это за геометрическая фигура? (Ломаная)

Сколько в ней звеньев? (Четыре)

– Какое из чисел нашего леса является наибольшим? (72)

– Что вы о нём можете сказать? (двузначное число, в нём 7 дес. и 2 ед., чётное число)

– Пропишите данное число в своей тетради по образцу. (Слайд 3)

IV. Устный счёт

1. Работа по карточкам (4 чел.)

– У некоторых ребят на партах лежат карточки. Решив примеры на них, они смогут узнать название съедобного гриба.

Приложение 1

2. Задание “ Математический лес”. (Слайд 4)

– Мы продолжаем путешествие по сказочно-математическому лесу.

– Чем отличается математический лес от обычного? (В нем живут геометрические фигуры)

Посмотрите на шляпки математических грибов?

– Какую фигуру напоминает шляпка этого гриба? (Треугольник)

– Что знаем о треугольнике? (Три угла, три стороны)

Смотрите, какой гриб здесь спрятался?

– Мухомор – красив, но ядовит. Для людей – отрава, для мух – погибель. Очень ядовитый гриб! (Слайд 5)

– Берём гриб в нашу корзинку? (нет, он ядовитый)

– А это что за фигура? (Пятиугольник) (Слайд 6)

– Что мы знаем о неё? (5 сторон и 5 углов)

– А здесь, кто спрятался? (Маслёнок) (Слайд 7)

– Маслёнок – своё название он получил из-за маслянистой, скользкой на ощупь шляпки.

– А этот гриб берём? (Да, он съедобный)

– А это что за фигура? (Прямоугольник) (Слайд 8)

Что мы знаем о нём? (Четыре угла и стороны, противоположные стороны равны, все углы прямые)

– Кто спрятался здесь? (Лисички) (Слайд 9)

– Лисички своё название получили за лисий цвет и за повадки. Это хитрые грибы, хорошо прячутся.

– Этот гриб оставим на поляне или возьмём? (Берём)

И последняя шляпка. Какая это фигура? (Квадрат) (Слайд 10)

– Чем он знаменит? (4 стороны, 4 угла, все стороны равны, все углы прямые)

И здесь спрятался – ПОДБЕРЁЗОВИК. (Слайд 11)

– Этот гриб растёт под берёзами, за это и получил своё название.

– Этот гриб берём? (Да, он съедобный)

– Какие правила сбора грибов должен знать каждый человек? (Опрос детей)

Не собирать грибы, которые не знаешь.
Не собирать грибы старые, трухлявые.
Не выдёргивать грибы, а срезать их ножом.
Ямку надо притоптать ногой и закрыть мхом.
Не надо брать старые грибы.
Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и предприятий.
Не переворачивать и не разбрасывать сухую листву и мох, под лучами солнца незащищённая грибница погибнет.
3. Задание “ Грибные тайны”.

(Показываю модель гриба)

– У каждого гриба есть своя тайна. И об одной из них вы сейчас узнаете. (Слайд 12)

– Найдите верное равенство, и вы узнаете, какие грибы никогда не бывают червивыми. (100 – 40 = 60, лисички)

– Вот такая маленькая грибная тайна.

V. Изучение нового материала

(Показываю модель белого гриба)

– Рассмотрите шляпку белого гриба. Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Круг)

– Я нарисовала шляпку гриба на доске. (Слайд 13)

– Что за геометрическая фигура получилась? (Круг)

– Кто из животных любит грибы? (Лоси)

– Жуки тоже любят грибы. Смотрите, какой жук поселился на нашем грибе.

– Ой, он съел наш гриб!

– Посмотрите, что осталось.

– Граница гриба – это окружность. (Слайд 14)

– Граница любого круга – это окружность.

– А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.

– С кругом вы знакомы с детства.

– Где мы можем встретить круг в лесу? (Озеро, пень, солнце, полная луна и т.д.) (Слайд 15)

– Посмотрите на годовые кольца дерева. Что интересного вы увидели? (Что пень – круг, а годовые кольца – окружности, если брать одно кольцо) (Слайд 16)

– Центр пня, точка О – это центр окружности и круга.

– А отрезок ОА – это радиус, который соединяет центр окружности с любой точкой окружности.

– Так что же такое круг?

– Что такое окружность?

VI. Физкультминутка

Гришка шёл, шёл, шёл.
На полянке гриб нашёл.
Наклонился, гриб сорвал,
Высоко его поднял:
Вот какой красавец!

1. Работа по учебнику, стр.82

– Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 82) и скажите, о чём мы ещё не говорили на уроке? (Окружность можно начертить с помощью циркуля).

– В нашем удивительном лесу я нашла интересный инструмент. (Сучок-рогатка)

– Посмотрите, что я могу сделать с помощью него. Что я начертила? (Окружность)

– Но это можно сделать в лесу. А в математике для того чтобы начертить окружность или круг используют специальный инструмент.

Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 82) и скажите, как называется инструмент для построения окружности? (Циркуль). (Слайд 17)

2. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

– У этого инструмента есть две ножки. На одной закреплена игла, а на другой – грифель.

– Какой ножкой циркуль чертит? (Грифелем)

– Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться.

– Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе? (Нужно ножки циркуля развести.)

3. Работа в тетрадях.

– Откройте тетради и найдите точку красного цвета.

– Это центр окружности. Поставьте острый конец циркуля в эту точку. И, не меняя раствора циркуля, проведите окружность произвольного радиуса.

– Ту точку, на которой стояла ножка циркуля, обведите жирнее. Это – центр круга и окружности одновременно.

– У вас получилась окружность произвольного радиуса.

– Проведите от центра окружности до окружности отрезок, т.е радиус.

– С помощью линейки, измерьте расстояние от центра до окружности.

– Окружности какого радиуса у вас получились? (Ответы детей)

Работа по учебнику.

– И мы снова отправляемся в лес. В лес мы ходим не только за грибами, но и за кедровыми орехами.

– Нам предстоит решить четвёртый номер на стр.83.

– Прочитайте задачу.

– Как удобно записать задачу коротко ? (В таблице) (Слайд 19)

– О чём говорится в задаче? (О масле из кедровых орехов)

– Что сделали из орехов? (Из 20 кг орехов сделали 5 кг масла)

– Что такое 20 кг? (Всего орехов)

– Что такое 5 кг? (Количество масла)

– Кедровые орехи были одинаковые, значит, каким будет расход на 1 кг масла? (Одинаковый)

– Что такое 20 кг? (Количество масла)

– Какой вопрос задачи? (Сколько кг орехов надо чтобы получить 20 кг масла)

– Мы можем узнать расход орехов на 1 кг масла? (Да)

– Как? (Делением)

– Зная расход орехов на 1 кг масла, можем узнать, сколько кг орехов пойдёт на 20 кг масла? (Да)

– Как? (Умножением)

Расход на 1 кг масла Количество масла Всего кг орехов
Одинаковое 5 кг 20 кг
20 кг ? кг

20 : 5 = 4 (кг) – расход на 1 масла.
4 * 20 = 80 (кг)

Ответ: 80 кг орехов надо взять.

VII. Упражнение в построении окружности заданного радиуса. Изготовление шляпок грибов из цветной бумаги

(У учащихся – карточки с загадками.) Приложение 2

– Используя приобретённые на этом уроке знания и умения, вы сможете изготовить шляпку гриба и превратиться в жителя грибного царства.

(Работа ведётся под руководством учителя.)

  1. Прочитайте карточку, отгадайте о каком грибе эта загадка.
  2. Выберите из набора бумагу нужного цвета.
  3. С помощью ножниц вырежем полученный круг.
  4. Сделаем разрез до центра круга.
  5. При помощи скрепки легко делаем из круга конус. Грибная шляпка готова!

IX. Итог урока. Домашнее задание

– Мы заканчиваем путешествие по удивительному лесу.

– С какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?

– Что такое окружность?

– Что такое круг?

– Мне в течение всего урока помогали …… Они получают пятёрки. И за работу по карточкам получают оценки……

– Белый гриб приготовил вам и нашем гостям подарок. (Слайд 20)

– Целое лукошко грибов, только не лесных, а кондитерских! Приятного аппетита, и спасибо за урок!

(Учащиеся получают карточки с домашним заданием). (Слайд 21)

Приложение 3