Цели:
- Обобщить решение задач с помощью систем уравнений различными методами.
- Воспитывать интерес к предмету через межпредметные связи с химией и литературой, обращая внимание на аккуратность, дисциплинированность и самостоятельность.
- Развивать устную и письменную речь, внимание и логическое мышление.
Оборудование:
- компьютер и проектор;
- тексты задач для решения в классе;
- тексты задач для решения дома;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Подготовка к уроку: повторение способов решения задач с помощью систем уравнений различными методами.
Комментарий к уроку: использование презентации Microsoft Power Point.
Эпиграф к уроку: Учитель должен много знать, и не только свой предмет, он должен быть компетентным в разных областях. …
План урока:
- Организационный момент (сообщение о необходимости решения задач с помощью систем уравнений, связь темы урока с КИМами ГИА по математике).
- Актуализация опорных знаний (повторение методов решения систем уравнений).
- Закрепление материала (решение задач путем математического моделирования).
- Итоги урока. Домашнее задание.
Слайд 1: Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Слайд 2: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”. Рене Декарт
Слайд 3: Методы решения систем уравнений:
– подстановки;
– алгебраического сложения;
– введения новых переменных;
– графический.
Слайд 4: Алгоритм решения задачи с помощью системы уравнений:
1. Обозначить неизвестные элементы переменными;
2. Составить по условию задачи систему уравнений;
3. Определить метод решения системы уравнений;
4. Выбрать ответ, удовлетворяющий условию задачи.
Слайд 5: Этапы решения задачи:
Первый этап.
Составление математической модели.
Второй этап.
Работа с составленной моделью.
Третий этап.
Ответ на вопрос задачи.
Слайд 6: Л.Н. Толстой “Арифметика”
У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?
I этап. Обозначим х – число овец у первого мужика, у – у второго.
II этап. (Решаем методом алгебраического сложения.)
IIIэтап. Ответ: 13 и 22.
Слайд 7: Илья Ильф и Евгений Петров “Двенадцать стульев”
Слайд 8: Задача: Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трехрублевками и пятирублевками. В коробке оставалось еще 20 рублей.
Сколько трех- и пятирублевок отец Федор взял и сколько оставил?
Ну, а чтобы обеспечить единственность решения, добавим условие: отец Федор взял с собой большую часть трехрублевок и большую часть пятирублевок. Теперь найдите решение.
Слайд 9: Решение:
а) Пусть взято x трехрублевок и y пятирублевок
3x+5y=50 находим пары: 5 и 7, 10 и 4, 15 и 1
б) а – осталось трехрублевок
b – осталось пятирублевок
3а+5b=20 находим пары: 5 и 1, 0 и 4
Значит, отец Федор взял 5 трехрублевок и 7 пятирублевок или 10 трехрублевок и 4 пятирублевок.
Слайд 10: Задачи от Н.Носова из книги “Витя Малеев школе и дома”
Слайд 11:
Задача 1.
Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал каждый из них?
Решение:
I этап. Пусть мальчик сорвал х ор., а девочка у ор.
II этап. (Решаем методом подстановки.)
III этап. Ответ: мальчик сорвал 80 ор., а девочка сорвала 40 ор.
Слайд 12:
Задача 2.
В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?
Решение:
I этап. Пусть топор стоит х руб., а пила стоит у руб.
II этап. (Решаем методом алгебраического сложения.)
III этап. Ответ: топор стоит 5 руб. и пила стоит 8 руб.
Слайд 13: Задача из рассказа А.П. Чехова “Репетитор”
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого сукна, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб?
Слайд 14: Решение:
I этап.
Пусть черного сукна приобрел купец – х м и синего сукна – у м. Так как синее сукно стоит 5 руб. за 1м, а черное – 3 руб. за 1м, то составим и решим систему уравнений:
II этап. (метод подстановки)
x = 138 – y
5(138 – y) + 3y = 540
5(138 – y) + 3y = 540
690 – 5y +3y = 540
-2y = -150
y = 75 x = 138 – 75 = 63.
III этап. Ответ: 63 (аршина) – синего и 75 (аршин) – черного сукна приобрел купец.
Слайд 15:
Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
I этап: Пусть первого сплава взяли х г и второго – у г.
Слайд 16
Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько “бедной” руды надо взять, чтобы получить при смешивании с “богатой” 20 т руды с содержанием меди 8%?
Переведем проценты в дроби: 6%=0,06; 11%=0,11; 8%=0,08
I этап:
Пусть надо взять х т “бедной” руды,
которая будет содержать 0,06х т меди, а “богатой”
руды надо взять у т, которая будет содержать
0,11у т меди. Составим первое уравнение: х + у =
20.
Так как получившиеся 20 т руды будут содержать 20*0,08=1,6 т меди, то получим уравнение:
0,06х + 0,11у = 1,6.
II этап: (метод подстановки)
Решив систему уравнений, получим х = 12.
III этап: Ответ: 12 т руды с 6% содержанием меди
Слайд 17
Имеются сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2: 3, а в другом в отношении 3: 7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5: 11?
I этап: По этой схеме уравнение х + у =1 показывает массу нового сплава.
Определяем массу золота в каждом сплаве и получаем уравнение
* х + * у = * 1
Аналогично массу серебра и получаем уравнение
* х + * у = * 1
II этап: Записываем одну из систем:
х + у = 1 х + у =
х + у = 1 х + у =
Решая ее, получаем х = 0,125 и у = 0,875
III этап: Ответ: 125 г золота и 875 г серебра.
Слайд 18: Задания из тестов ГИА:
1. Найти пары чисел, являющиеся решением системы уравнений
1) (1; 6); (6; 1) 2) (6; 1); (?0, 5; ?12)
3) (1; 6); (?12;?0, 5) 4) (6; 1); (?1; ?6)
Слайд 19:
2. Прямая y=2x-3 пересекает параболу y=x2-x-7 в
двух точках.
Вычислите координаты точки B.
Слайд 20:
3. Вычислите координаты точки B.
Слайд 21:
Домашнее задание
Задачник под ред. Мордковича А.Г. №7.37, 7.40 и 7.53)
Спасибо всем за урок! Удачи! И помните: “Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно”. (Конфуций.)