Задачи:
- учить детей рисовать кисть рябинки и листочки пальчиками;
- учить детей взаимодействовать на занятии с родителями;
- развивать чувство ритма и цвета;
- воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе;
- воспитывать чувство сострадания к живым существам (птичка).
Предварительная работа: наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание их плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Беседа о перелетных птицах. Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, пальчиковое рисование и рисование ладошкой), Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).
Материалы, инструменты, оборудование: краски гуашевые или пальчиковые (красного и зеленого цветов), салфетки влажные, листы – заготовки, тонированные черной краской под подносы с красивой каемкой, костюм осени для воспитателя.
Содержание занятия:
- Сюрпризный момент
- Беседа о ягодке – рябинке
- Физкультминутка
- Беседа о пальчиках
- Показ этапов работы пальчиками
- Самостоятельная работа детей с родителями
- Анализ получившихся работ
- Итог занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень». В группе появляется воспитатель в костюме осени. В руках осенние листочки и гроздья рябинки. Ребята с родителями рассматривают костюм.
– Здравствуйте, ребята и родители! Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Толстого «Осень»:
Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие
По ветру летят.
Лишь вдали красуются,
Там, на дне долин,
Кисти ярко – красные
Вянущих рябин.
А теперь отгадайте, кто я? (Осень)
– Какие признаки осени вы знаете? (День становится короче, ночи длиннее; опадают листочки с деревьев; деревья становятся голые, только елка и сосна зеленые; становится холоднее; дети и взрослые надевают теплую одежду; идет дождь; появляются лужи; насекомые прячутся; птицы улетают на юг.)
(Если дети затрудняются, родители им помогают.)
Звучит трель птички, дети и «осень» присушиваются, затем воспитатель подходит к окну и обнаруживает на подоконнике птичку (игрушку). Мы рассматриваем птичку.
– Птичка, зачем ты к нам прилетела?
– Все мои подружки – перелетные птицы, уже
улетели на юг, греться в теплых странах, потому,
что скоро придет зима, будет холодно и голодно, а
я не успела, и теперь голодная и боюсь, что
не долечу до юга.
– Ребята, вспомните, чем питается птичка? (Семечки,
крошки хлеба, зерно, ягодки рябинки).
Птичка подтверждает, что ей очень нравятся ягодки, особенно рябинки, и просит ребят покормить ее. Осень вызывает детей на середину группы, встаем в кружок, слушаем песенку и выполняем движения:
Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к
нам, (машем руками)
Маленькой птичке ягодки я дам, дам,
дам,
(показываем ладошку)
Маленькая птичка ягодки клюет, клюет,
клюет,
(кормим на руке)
Маленькая птичка песенки поет, поет,
поет.
(машем ладошками вниз)
Присаживаемся на стульчики.
– Обратите внимание на свои руки и пальчики. Что можно делать руками и пальчиками? (Держать ложку – кушать, хлопать, держать зубную щетку – чистить зубы, держать карандаш и кисточку – рисовать. А еще рисовать можно одними пальчиками, без кисточки)
(Выполняют движения пальчиками согласно ответам)
– Давайте мы сегодня порисуем пальчиками. Я предлагаю нарисовать рябинку на красивой тарелочке – подносе, чтоб покормить птичку. Смогут ли ребята пальчиками нарисовать гроздь рябинки листочек? (Да!)
Рассматриваем картинку с гроздью рябины и
другие подносы с нарисованной рябинкой.
Затем обмакиваю пальчик в зеленую краску и
начинаю ритмично прикладывать его к веточке с
разных сторон (получается лист рябины). Мою палец,
вытираю его хорошо, обмакиваю в красную краску, и
уже подушечкой пальца рисую ягоды рябины(
уточнить, что все ягодки рисуются рядышком,
дружно – это гроздь). При этом произношу
повторяющиеся ритмичные слова «шлеп-шлеп»,
«так-так», «раз-раз», они позволяют детям уловить
ритм движения.
Дети самостоятельно повторяют за воспитателем. Родители помогают им.
В конце занятия птичка облетает всех ребят, пробует с подносов ягоды, хвалит ребят за вкусное и красивое угощение, улетает на юг, за своими подружками – перелетными птицами.
Дети организуют экспресс-выставку, любуются своими и чужими работами.
После занятия.
Так как группа сформирована недавно, родители почти незнакомы друг с другом. И для того, чтобы общение родителей было активным, мы приготовили для них: накрыли для них стол с чаем и выпечкой, занимательные тесты и игра «Узнай соседа».