Индивидуальное занятие для детей старшей группы. Тема: "Звук [ш]. Русская народная сказка «Теремок»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие просодической стороны  речи.

Задачи:

  • Обучающие:
    • продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [Ш.] в полном объеме;
    • формировать длительную направленную воздушную струю;
    • учить определять наличие звука [Ш.] в ряду звуков;
    • формировать фонематическое восприятие.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к художественному слову (загадки, сказки), умение выразительно исполнять произведения;
    • развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику;
  • Воспитательные:
    • воспитывать сообразительность, аккуратность, артистичность, дружеские качества.
  • Речевые задачи:
    • развивать  интерес к речи, как особому объекту познания;
    • закреплять названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия;
    • продолжать учить образовывать относительные прилагательные.

Материал:

  • Мультимедийная презентация «Теремок».
  • Видеоаппаратура.
  • Карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) — горох; салатник (салат) — морковь; тарелка (пюре) — картофель; чашка (компот) — виноград; пироги — яблоко.
  • Муляж «Овощи».
  • Счетные палочки.

Предварительная работа: чтение и пересказ сказки «Теремок».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. Ты любишь сказки?
– Отгадай, о какой сказке  говорится.

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся …  (Колобок).

(Приложение 1. Слайд 1)

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко.
Догадался? Это … (Репка).

(Приложение 1. Слайд 2)

Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок).

(Приложение 1. Слайд 3)

– Кто герои русских народных сказок?  (Животные).

2. Пальчиковая игра (ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками: «Заяц», «Лиса», «Волк», «Мышка»).

(Приложение 1. Слайд 4)

3. Сказка « Теремок» (закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки  звука «Ш»).

Логопед:

– Садись перед зеркалом, сегодня на занятии будем рассказывать сказку  «Теремок».

(Приложение 1. Слайд 5)
– Звери тоже встречают осень: строят дома, запасают еду.
– Назови жилища: лисы, волка, медведя…
– А какую еду запасают звери? (Грибы, ягоды).
– Интересно, как это делали сказочные герои?
– Сказка длинная, интересная, чтобы ее рассказать,  нужен ловкий язычок.
– Будем сказку сказывать, да язык тренировать!
–  Стоит в поле теремок за забором (упражнение «Забор»). Окошки расписные (упражнение «Окошко»).
(Приложение 1. Слайды 6-7)
–  Бежит мимо мышка-норушка.
(Приложение 1. Слайд 8)
– Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» (Ребенок помогает произносить фразу тонким  голосом мышки.)
– А ей никто не отвечает.
– Тогда мышка попробовала дверь открыть. Дверь открылась.
(Приложение 1. Слайд 9)
– Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась новому дому.
(Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения: испуг, удивление, радость).
– Вошла в теремок и стала там жить.
– В поле сбегала, собрала зернышки. Намолола муку.
– Решила тесто замесить (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку»), испечь пирог (упражнение «Лопата»).
(Приложение 1. Слайды 10-11)
– Прыгала мимо лягушка-квакушка.
(Приложение 1. Слайд 12)
– Увидела теремок, остановилась на крылечке и спрашивает:
– «Кто-кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?». (Ребенок помогает произносить фразу голосом лягушки и отвечает за мышку)
–  Мышка впустила лягушку, стали они  жить вдвоем.
(Приложение 1. Слайд 13)
– Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.
– Предлагаю посмотреть, что у них сегодня на обед.
– Суп из свеклы, какой он?.. (Свекольный.)
– Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.)
– Компот из малины  какой?.. (Малиновый.)
– Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)
–  Скакал мимо заяц.
(Приложение 1. Слайд 14)
– Остановился и спрашивает:
– «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?».  (Ребенок помогает произносить фразу испуганным голосом зайца и отвечает за мышку, лягушку).
–  Пустили зайца в теремок и стали жить… (втроем). (Ребенок договаривает фразу).
(Приложение 1. Слайд 15)
– Угостили вареньем и чаем (упражнение «Вкусное варенье»,  «Чашечка»).
(Приложение 1. Слайды 16-17)
–  Бежит мимо лисичка-сестричка.
(Приложение 1. Слайд 18)
– Бежит, хвостиком заметает следы (упражнение «Почистим верхние  зубки», « Маляр»).
(Приложение 1. Слайды 19-20)
– Несет с собой какой-то мешок. Не удержала, уронила мешок, все из него рассыпала.

4. Физминутка «Собираем урожай»

(Рассыпать овощи из мешочка).
– Помоги  лисичке все собрать.
– Что же уронила лисичка? (Помидор, кабачок, свекла, капуста, огурец, баклажан).
– Как это называется одним словом?
– Увидела лисичка теремок, постучалась и спрашивает:
– «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» (Ребенок проговаривает нужную фразу ласковым голосом лисы и отвечает за мышку, лягушку, зайца).
(Приложение 1. Слайды 18, 21)
– Пустили лису в теремок, стали они жить…(вчетвером). (Ребенок договаривает фразу)
– Бежит мимо волчок — серый бочок.
(Приложение 1. Слайд 22)
– Постучался волчок и спрашивает:
– «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» (Ребенок проговаривает нужную фразу хриплым  голосом волка и отвечает за мышку, лягушку, зайца, лису).
(Приложение 1. Слайд 23)
– Пустили его в теремок.
– Стали животные  жить… (впятером). (Ребенок договаривает фразу).
– Песни поют  (а-и-у), в футбол играют, на парашюте летают (упражнение «Футбол», «Парашют»).
(Приложение 1. Слайды 24-25)
– Идет мимо большой медведь.
(Приложение 1. Слайд 26)
– Остановился около теремка, постучался и спрашивает:
– «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» (Ребенок проговаривает нужную фразу громким голосом медведя и отвечает за мышку, лягушку, зайца, лису, волка).  
–  Пустили медведя в теремок, но он не влез. Тогда он полез на теремок. Зашуршала крыша: ш-ш-ш.
(Приложение 1. Слайд 27)
– Как только услышишь, что крыша зашуршала, крикни громко зверям: «Убегайте!»
– Слушай внимательно: ф, ш, к, т, з, ш...
– Сломал медведь теремок, но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал!
(Приложение 1. Слайд 28)
– Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!
– Понравилась сказка?
– Чему она учит? (Добрым быть, гостеприимным. Если сломал что-то, починить нужно).
–Язычок наш ловок. Вспомним чему и он научился. (Сформировать правильную артикуляционную позицию звука «Ш»).
(Приложение 1. Слайд 29)

5. Знакомство с буквой «Ш»

(Приложение 1. Слайд 30)

Игра «На что похожа буква «Ш»? (Предложить ребенку подумать и ответить).
Рисование буквы в воздухе.
Составление из палочек буквы Ш. (Предложить посчитать палочки, правильно их расположить).

  6. Итог занятия

– Какой звук мы научились правильно и красиво говорить?
– Характеристика звука.