Цель: содействие развитию эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- Развивать навыки диалогового общения со сверстниками и взрослым.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей прилагательными (кленовый, рябиновый, резные, разноцветные, хмурый, пасмурный и.др.)
- Развивать у детей навыки сотрудничества при работе в команде.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа: чтение стихов, рассматривание иллюстраций с пейзажами, беседа об осени, наблюдения за осенними изменениями в природе, экскурсия в парк.
Материал: стихотворения «Осень» Е.Трутневой, «Осень наступила» А.Плещеева, репродукции художников «Осень» И.Левитан, «Золотая осень» С.Жуковский; музыка «Времена года» И.Чайковского; сухие листья, бумага, краски, кисти, баночки с водой, музыкальные инструменты, шкатулка, карточки с изображением музыкального инструмента, кисточки, карандаша.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
– На занятие пройдет тот, кто ответит правильно на мои вопросы
- Если пасмурно, какая погода? (Пасмурная)
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если солнечно – солнечная,
- Если ясно – ясная,
- Если идет дождь – дождливая,
- Если сильный ветер – ветряная,
- Если осень на дворе – погода осенняя,
- Если холодно – холодная,
- Если тепло – теплая.
– Ребята, с каким настроением вы приходите в
детский сад?
– Как можно догадаться, какое у человека
настроение? (По глазам, по мимике, по разговору)
– Правильно, о настроении человека можно узнать
по – разному.
– Интересно, а вы сможете узнать о настроении
поэта по его стихотворению? – Послушайте
стихотворение Е.Трутневой «Осень», и
попробуйте угадать какое настроение было у
автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, –
Это платье золотое
У березы на плечах.Утром мы во двор идем, –
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
– Ребята, какое настроение автора вы
почувствовали? (Радость, удивление, восхищение,
немного грусти….)
– Молодцы. А теперь послушайте отрывок из
другого стихотворения. Его написал А.Плещеев,
называется оно «Осень наступила». Попробуем
догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
– Какие чувства были у автора, когда он писал
это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние,
разочарование, тоска…)
– Какими словами Александр Плещеев передал свою
грусть? (Высохли, уныло, голые)
– Осень вдохновляла не только поэтов, но и
художников. По картине также можно догадаться о
настроении художника, о его чувствах, мечтах.
– Ребята, посмотрите внимательно на картину. Она
называется «Золотая осень», написал её Станислав
Жуковский.
– А теперь давайте отгадаем, с каким
настроением художник рисовал эту картину. (С
хорошим, веселым, радостным, светлым,
вдохновенным, восторженным)
– Что помогло художнику передать нам своё
восхищение, свою радость? (Разноцветные краски)
– Обратите внимание, какие замечательные
листья, а попробуйте подобрать много-много
слов, какие они (воспитатель предлагает
«положить» слова в волшебную шкатулку).
(Красивые, большие, маленькие, легкие, резные,
волшебные, прозрачные, красочные, сказочные,
осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые,
радостные и т.д.)
– Молодцы! Какие замечательные слова вы знаете!
Наша волшебная шкатулка их сохранит. Эти слова
нам ещё пригодятся.
– Ребята, какие впечатления отразил художник
Исаак Левитан в своей картине «Осень»? (Тоску,
грусть, печаль, и т. д.)
– Ребята, как вы думаете, а по музыкальному
произведению можно догадаться о настроении
музыканта?
(Предложить прослушать произведения П.
И.Чайковского «Времена года»)
– Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
– Какие чувства, какое настроение она у вас
вызвала?
– Какая бы погода ни стояла, каждое время
года отличается своим великолепием и радует
человека своими чудесами. Недаром говорится,
что «У природы нет плохой погоды».
Физминутка: пальчиковая гимнастика
Меж еловых лап, лап, лап
Дождик кап, кап, кап
Где сучок давно засох –
Вырос мох, мох, мох
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья?
Это – я, я, я!
– Ребята, я вам предлагаю листочки, какие вам
нравится. Листочки помогут вам собраться в
мини-группы.
– У вас какие листочки? (Березовые, кленовые,
осиновые.)
– Ребята, для каждой мини-группы я приготовила
задание, а вот что вы будете делать, нам помогут
определить карточки (Воспитатель с помощью
карточек дает детям задание)
– Одна группа будут музыкантами – они
сочиняют песню об осени: грустную или веселую.
– Другая группа будут поэтами – они
сочиняют стихи о волшебной поре-осени.
– Третья группа будет художниками – они
рисуют осенний пейзаж
Воспитатель предлагает каждой группе представить своё творчество.
Рефлексия:
Воспитатель восторженно: Ребята, какие вы молодцы! Как красиво нарисовали, сочинили, спели!
Предлагает детям выпустить книгу с рисунками, стихами и песнями об осени.