Занятие по развитию речи "У природы нет плохой погоды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: содействие развитию эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Развивать навыки диалогового общения со сверстниками и взрослым.
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей прилагательными (кленовый, рябиновый, резные, разноцветные, хмурый, пасмурный и.др.)
  • Развивать у детей навыки сотрудничества при работе в команде.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа: чтение стихов, рассматривание  иллюстраций с пейзажами, беседа об осени, наблюдения за осенними изменениями в природе, экскурсия в парк.

Материал: стихотворения «Осень» Е.Трутневой, «Осень наступила» А.Плещеева, репродукции художников «Осень» И.Левитан, «Золотая осень» С.Жуковский; музыка «Времена года» И.Чайковского; сухие листья, бумага, краски, кисти, баночки с водой, музыкальные инструменты, шкатулка, карточки с изображением музыкального инструмента, кисточки, карандаша.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный  момент

– На занятие пройдет тот, кто ответит правильно на мои вопросы

  • Если пасмурно, какая погода? (Пасмурная)
  • Если сыро – сырая,
  • Если хмуро  –  хмурая,
  • Если  солнечно  – солнечная,
  • Если ясно  – ясная,
  • Если  идет дождь – дождливая,
  • Если сильный ветер – ветряная,
  • Если осень на дворе – погода  осенняя,
  • Если холодно – холодная,
  • Если тепло – теплая.

– Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?
– Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору)
– Правильно, о настроении человека можно узнать по – разному.
– Интересно, а вы сможете узнать о настроении поэта по его стихотворению? – Послушайте стихотворение Е.Трутневой  «Осень», и попробуйте угадать  какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, –
Это платье золотое
У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, –
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

– Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти….)
– Молодцы. А теперь послушайте отрывок из другого стихотворения. Его написал  А.Плещеев, называется оно  «Осень наступила». Попробуем догадаться  о настроении другого автора.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

– Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…) 
– Какими словами Александр Плещеев передал свою грусть? (Высохли, уныло, голые) 
– Осень вдохновляла не только поэтов, но и художников. По картине также можно догадаться о настроении художника, о  его чувствах, мечтах.
– Ребята, посмотрите внимательно на картину. Она называется «Золотая осень», написал её Станислав Жуковский.
– А теперь давайте отгадаем, с каким  настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным)
– Что помогло художнику передать нам своё восхищение, свою радость? (Разноцветные краски)
– Обратите внимание,  какие замечательные листья, а попробуйте  подобрать много-много слов, какие они (воспитатель предлагает «положить» слова в волшебную шкатулку).
(Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т.д.)
– Молодцы! Какие замечательные слова вы знаете! Наша волшебная шкатулка их сохранит. Эти слова нам ещё пригодятся.
– Ребята, какие  впечатления отразил художник Исаак Левитан в своей картине «Осень»? (Тоску, грусть, печаль, и т. д.)
– Ребята, как вы думаете, а  по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта?
(Предложить прослушать произведения П. И.Чайковского  «Времена года»)
– Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
– Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?
– Какая бы погода  ни стояла, каждое время года  отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром  говорится, что «У природы нет  плохой погоды».

Физминутка: пальчиковая гимнастика

Меж еловых лап, лап, лап
Дождик кап, кап, кап
Где сучок давно засох –
Вырос мох, мох, мох
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья?
Это – я, я, я!

– Ребята, я вам предлагаю листочки, какие вам нравится. Листочки помогут вам собраться в мини-группы.
– У вас какие листочки? (Березовые, кленовые, осиновые.)
– Ребята, для каждой мини-группы я приготовила задание, а вот что вы будете делать, нам помогут определить карточки (Воспитатель с помощью карточек дает детям задание)
– Одна  группа будут музыкантами – они сочиняют песню об  осени: грустную или веселую.
– Другая группа будут   поэтами – они  сочиняют стихи о волшебной поре-осени.
– Третья группа  будет художниками – они  рисуют осенний пейзаж

Воспитатель предлагает каждой группе представить своё творчество.

Рефлексия:

Воспитатель восторженно: Ребята, какие вы молодцы! Как красиво нарисовали, сочинили, спели! 

Предлагает детям выпустить книгу с рисунками, стихами и песнями об осени.