Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

Разделы: История и обществознание


Приложение 1.(презентация к уроку)

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания. Выяснить, как возникли города.
  • Формировать умения извлекать знания из средств наглядности; развить творческие способности.

(Слайд 2)

Оборудование: экран, компьютер, карта «Западная Европа в XIVв»  

ХОЖ УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку. Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и настроить на рабочий лад.

2. Актуализация знаний по теме

– Отгадай головоломку. Работа с понятийной пирамидой  (Слайд 4)

  • Глава городского самоуправления в Англии. (3).
  • Объединение ремесленников одной специальности. (4).
  • Правила обязательные для всех членов цеха.. (5).
  • Лучший образец изделия. (6).
  • Города, освободившиеся от сеньор. (7).
  • Городская аристократия. (8).
  • Городское управление. (9).
  • Глава городского самоуправления в Германии. (10).

. . .                 МЭР
. . . .               ЦЕХИ
. . . . .             УСТАВ
. . . . . .           ШЕДЕВР
. . . . . . .         КОММУНА
. . . . . . . .       ПАТРИЦИИ
. . . . . . . . .     МАГИСТРАТ
. . . . . . . . . .   БУРГОМИСТР

Учитель: Эти понятия помогут нам, совершить путешествие по средневековому городу.

3. Работа с классом

– Что такое город? (Это центр ремесла и торговли)

– Каковы были причины возникновения средневековых городов? (Слайд 9)

А. прекращение нападений со стороны норманнов и венгров, которые  создали свои государства в X-XI вв.
Б. усовершенствование орудий труда, способов обработки земли, освоение новых земель.
В. рост потребностей в ремесленных изделиях.
Г. Отделение ремесла от торговли.

Учитель: Расскажите о средневековых городах. (Слайды 5-7)

В одних городах главное место занимала торговля, другие славились ремеслами, университетом, ярмаркой, монастырями. Были города порты, города – крепости, были города, которые подчинялись королю, либо сеньору.   Мелких городов во Франции, Италии и Германии были тысячи; в Англии в 1080 гг. было до 100 городов и местечек. Пеший человек мог добраться до какого-нибудь из них и в течение дня, а иногда и вернуться обратно. Большими считались города с 20-30 тыс. людей. Лишь пара десятков насчитывала по 80-100 тыс. человек – Милан, Венеция, Кордова, Севилья, Париж, Константинополь.

Учитель:  Ребята, ответьте на вопросы:

– На чьих  землях появлялись города?
– Как феодалы привлекали новых жителей  в города?
– Каковы были причины борьбы городов с сеньорами?
– Какими были последствия борьбы городов с сеньорами?

Работа  с исторической картой (стр. 108-109 учебника)

Учитель: Каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите их. (сл.8)

Ученики: Города обозначены кружочками. Крупные города – Вена, Прага, Марсель, Барселона, Кельн, Вроцлав и др.

Учитель: Где возникли эти города?

Ученики: На пересечении сухопутных торговых путей, а город Константинополь возник на пересечении сухопутных и морских торговых путей)

Учитель: Что обозначала средневековая поговорка «Что  с возу упало, то пропало»? (Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того  участка, по которой  следовал торговец).

Учитель: Мы выяснили, что город  – это центр ремесла и торговли. Давайте попробуем уточнить, что такое РЕМЕСЛО? (Слайд 10)

– Расскажите о ремесленной мастерской: устройстве, орудиях труда (Слайд 11)

Мастерская ремесленника обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Само помещение мастерской было не большим. Машин в мастерской не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Но благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле.

–  Обратите внимание на слайды. Как вы думаете, мастерские, каких ремесленников здесь изображены? (Слайды 12-13)

– Кто работал в мастерской? Расскажите о деятельности каждого человека. (Слайд 13)

Мастер – главный работник и хозяин  мастерской. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить товар впрок и сбывать товар на рынке. Городской ремесленник был мелким собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской.
Подмастерье – главный помощник мастера, его «правая рука». За свой труд он получал заработную плату. Он жил в доме у мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором. Накопив необходимую сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был сдать трудный экзамен: на собственные средства изготовить ШЕДЕВР (Слайд14)
Ученик – подростки, которых отдавали мастеру на обучение в раннем возрасте (с 8 лет). Чтобы овладеть мастерством. Нужно было много учиться  – от 2 до 8 лет. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству в доме мастера, изучали ремесло и выполняли подсобные работы.

Просмотр видеоролика (Приложение 1, слайд 15, или Приложение 2)

–  Городские ремесленники стремились оградить себя от соперничества сельских ремесленников. Они объединялись в цехи. Что такое ЦЕХИ? (Слайд 16)

– Какова роль цехов в жизни города?

Цех устраивал совместные праздники. Члены цеха участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении детей, провожали в последний путь членов семьи мастера. Они сообща тушили пожары. Цех помогал больным и впавшим в нужду ремесленникам.  Члены цеха по очереди несли сторожевую службу в городе. Цех имел устав, герб, знамя, свою церковь и даже кладбище.

Работа с историческим документом. «Из устава парижских ткачей» (Слайд  17)

– Для чего в цехах существовали ограничения? Какое значение имели цехи?

– Угадайте, представители, каких профессий могли иметь эти гербы? (Слайд 19)

– Известно, что в Париже в XIIIв. было 100 цехов, а в XIVв. – 350. В Лондоне число цехов увеличилось с 50 до 100. Почему росло число цехов? (Слайд 20)

Потому, что возникали новые специальности, создавались новые цехи. Например: от кузнецов отделились оружейники, а потом и изготовители лат, доспехов; от кожевников – сапожники, сумочники и т.д.

– Немаловажную роль в жизни средневековых городов играли – Университеты. Расскажите о них. (Слайды 22-23)

Первые университеты (от лат. Universitas – совокупность, общность), возникли в Европе в XIIв. Университеты Средневековья были центром науки того времени. Практически все выдающиеся ученые, философы и богословы в средневековой Европы преподавали в университетах. Университеты создавались обычно на базе существовавших школ, именно такими были университеты Парижа, Оксфорда, Болоньи, Салерно. К XIII – X IVв. университеты появились во всех странах Европы. (Слайды 24-25)

– Молодцы! Подведем выводы сегодняшнего урока.

4. Заключительная часть

Сделать анализ и оценку работы, указать на характерные допущенные ошибки, отметить тех, кто активно участвовал в процессе беседы и практической работы.
И для того, чтобы, поставить оценки за урок, мы проведем тестирование, и компьютер сам оценит ваши знания. (Приложение 3)

– Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями.