Приложение 1.(презентация к уроку)
Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания. Выяснить, как возникли города.
- Формировать умения извлекать знания из средств наглядности; развить творческие способности.
(Слайд 2)
Оборудование: экран, компьютер, карта «Западная Европа в XIVв»
ХОЖ УРОКА
1. Организационный момент
Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку. Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и настроить на рабочий лад.
2. Актуализация знаний по теме
– Отгадай головоломку. Работа с понятийной пирамидой (Слайд 4)
- Глава городского самоуправления в Англии. (3).
- Объединение ремесленников одной специальности. (4).
- Правила обязательные для всех членов цеха.. (5).
- Лучший образец изделия. (6).
- Города, освободившиеся от сеньор. (7).
- Городская аристократия. (8).
- Городское управление. (9).
- Глава городского самоуправления в Германии. (10).
. . . МЭР
. . . . ЦЕХИ
. . . . . УСТАВ
. . . . . . ШЕДЕВР
. . . . . . . КОММУНА
. . . . . . . . ПАТРИЦИИ
. . . . . . . . . МАГИСТРАТ
. . . . . . . . . . БУРГОМИСТР
Учитель: Эти понятия помогут нам, совершить путешествие по средневековому городу.
3. Работа с классом
– Что такое город? (Это центр ремесла и торговли)
– Каковы были причины возникновения средневековых городов? (Слайд 9)
А. прекращение нападений со стороны норманнов и
венгров, которые создали свои государства в
X-XI вв.
Б. усовершенствование орудий труда, способов
обработки земли, освоение новых земель.
В. рост потребностей в ремесленных изделиях.
Г. Отделение ремесла от торговли.
Учитель: Расскажите о средневековых городах. (Слайды 5-7)
В одних городах главное место занимала торговля, другие славились ремеслами, университетом, ярмаркой, монастырями. Были города порты, города – крепости, были города, которые подчинялись королю, либо сеньору. Мелких городов во Франции, Италии и Германии были тысячи; в Англии в 1080 гг. было до 100 городов и местечек. Пеший человек мог добраться до какого-нибудь из них и в течение дня, а иногда и вернуться обратно. Большими считались города с 20-30 тыс. людей. Лишь пара десятков насчитывала по 80-100 тыс. человек – Милан, Венеция, Кордова, Севилья, Париж, Константинополь.
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы:
– На чьих землях появлялись города?
– Как феодалы привлекали новых жителей в
города?
– Каковы были причины борьбы городов с
сеньорами?
– Какими были последствия борьбы городов с
сеньорами?
Работа с исторической картой (стр. 108-109 учебника)
Учитель: Каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите их. (сл.8)
Ученики: Города обозначены кружочками. Крупные города – Вена, Прага, Марсель, Барселона, Кельн, Вроцлав и др.
Учитель: Где возникли эти города?
Ученики: На пересечении сухопутных торговых путей, а город Константинополь возник на пересечении сухопутных и морских торговых путей)
Учитель: Что обозначала средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»? (Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка, по которой следовал торговец).
Учитель: Мы выяснили, что город – это центр ремесла и торговли. Давайте попробуем уточнить, что такое РЕМЕСЛО? (Слайд 10)
– Расскажите о ремесленной мастерской: устройстве, орудиях труда (Слайд 11)
Мастерская ремесленника обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Само помещение мастерской было не большим. Машин в мастерской не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Но благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле.
– Обратите внимание на слайды. Как вы думаете, мастерские, каких ремесленников здесь изображены? (Слайды 12-13)
– Кто работал в мастерской? Расскажите о деятельности каждого человека. (Слайд 13)
Мастер – главный работник и хозяин
мастерской. Долгое время мастера работали по
заказам покупателей изделий, но позднее они
начали производить товар впрок и сбывать товар
на рынке. Городской ремесленник был мелким
собственником орудий труда и самостоятельным
работником в своей мастерской.
Подмастерье – главный помощник мастера, его
«правая рука». За свой труд он получал заработную
плату. Он жил в доме у мастера, питался за его
столом, находился под его постоянным надзором.
Накопив необходимую сумму денег, подмастерье мог
открыть свою мастерскую и стать мастером. Для
этого он должен был сдать трудный экзамен: на
собственные средства изготовить ШЕДЕВР (Слайд14)
Ученик – подростки, которых отдавали мастеру на
обучение в раннем возрасте (с 8 лет). Чтобы
овладеть мастерством. Нужно было много
учиться – от 2 до 8 лет. Нелегко жилось
ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству в
доме мастера, изучали ремесло и выполняли
подсобные работы.
Просмотр видеоролика (Приложение 1, слайд 15, или Приложение 2)
– Городские ремесленники стремились оградить себя от соперничества сельских ремесленников. Они объединялись в цехи. Что такое ЦЕХИ? (Слайд 16)
– Какова роль цехов в жизни города?
Цех устраивал совместные праздники. Члены цеха участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении детей, провожали в последний путь членов семьи мастера. Они сообща тушили пожары. Цех помогал больным и впавшим в нужду ремесленникам. Члены цеха по очереди несли сторожевую службу в городе. Цех имел устав, герб, знамя, свою церковь и даже кладбище.
Работа с историческим документом. «Из устава парижских ткачей» (Слайд 17)
– Для чего в цехах существовали ограничения? Какое значение имели цехи?
– Угадайте, представители, каких профессий могли иметь эти гербы? (Слайд 19)
– Известно, что в Париже в XIIIв. было 100 цехов, а в XIVв. – 350. В Лондоне число цехов увеличилось с 50 до 100. Почему росло число цехов? (Слайд 20)
Потому, что возникали новые специальности, создавались новые цехи. Например: от кузнецов отделились оружейники, а потом и изготовители лат, доспехов; от кожевников – сапожники, сумочники и т.д.
– Немаловажную роль в жизни средневековых городов играли – Университеты. Расскажите о них. (Слайды 22-23)
Первые университеты (от лат. Universitas –
совокупность, общность), возникли в Европе в XIIв.
Университеты Средневековья были центром науки
того времени. Практически все выдающиеся ученые,
философы и богословы в средневековой Европы
преподавали в университетах. Университеты
создавались обычно на базе существовавших школ,
именно такими были университеты Парижа,
Оксфорда, Болоньи, Салерно. К XIII – X IVв.
университеты появились во всех странах Европы.
(Слайды 24-25)
– Молодцы! Подведем выводы сегодняшнего урока.
4. Заключительная часть
Сделать анализ и оценку работы, указать на
характерные допущенные ошибки, отметить тех, кто
активно участвовал в процессе беседы и
практической работы.
И для того, чтобы, поставить оценки за урок, мы
проведем тестирование, и компьютер сам оценит
ваши знания. (Приложение 3)
– Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями.