Государство на берегах Нила. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта.

Задачи:

  1. подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации
  2. продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Оборудование: атласы, медиапроектор, компьютер, раздаточный материал (исторический текст), картины на папирусе, свиток «папирус», интерактивная карта, бумажные лодочки.

Ход урока

I. Организационный момент

Орешек знаний твёрд, но всё же –
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет –
Ваше желание всё знать!

II. Актуальная беседа

Учитель: представьте, что вы заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи? (Подвести к пониманию, что это – река). Что же такое река для человека?

Вывод: Река – это важнейшее условие для выживания.

Учитель: Река это еще место человеческих созерцаний и откровений. Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину...(дети вспоминают).

Учитель (на фоне записи шума воды): Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь все сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого и настоящего и будущего она, как человек, имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, – судьба реки и судьба человека. Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль сыграла река в истории одного из древнейших государств

III. Работа с интерактивной картой и атласами.

Учитель: С каким материком мы уже знакомились на предыдущих уроках? С каким историческим событием связан? Покажите на карте. (1 ученик работает с интерактивной картой. Показывает Африку, называет события). Именно по этому материку мы вновь сегодня путешествуем.

IV. Символическое сюжетное повествование.

(силуэт Нила на слайде).

Учитель: Так, ребята, 3 тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди (видеокадры из документального фильма). И река дала им благополучие и любовь. И сегодня мы отправляемся в путешествие по этой великой древней реке на лодочках, которые вы сконструировали дома для этого путешествия. (Звучит древнеарабская музыка). Вы слышите музыку древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире. Итак, ребята, подумайте о любви. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку. (Дети закрывают глаза.)

Читает ученик: На пустыню опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звезд, где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо отвечает ему: « в крови твоей мужественность космоса, в сердце твоем священная сила, подаренная солнцем, очисти своё сердце, неси в нем только правду, любовь к своей священной земле. И наградит тебя земля.

Учитель: Познакомимся ближе с этой древней землёй и людьми.

V. Работа с историческим источником (раздаточный материал)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I в. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским») в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. ...Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые…

32. ...Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений, и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. С. 31-33.

VI. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте

– Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)

Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».)

– Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)

Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)

– О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)

Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)

VII. Физминутка: упражнения для гребцов.

VIII. В своей лодке я нашла папирус

со следующим текстом (читает):

Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий пустыню далеко от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна
И травы для скота, приносящий хлеб и пищу всякую.
Если он медлит, жизнь прекращается
И люди гибнут.
Когда же он приходит,
Земля ликует и все живое в радости,
О солнце,
Когда ты заходишь на западе – земля
Погружается во тьму, подобную смерти.
Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери
И выползают ядовитые гады.
Когда ты всходишь на востоке,
гонишь мраки, – вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод,
И на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе
И принимаются за работу.

IX. Познавательные задачи

  1. Почему египтяне пели Нилу хвалебные песни? Была бы возможна жизнь, если бы Нил не разливался?
  2. Какие занятия существовали у жителей Египта? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
  3. Как вы считаете, какие два цвета земледельцы в Египте считали очень хорошими, а третий – заведомо плохим? (любимые: чёрный и зелёный, нелюбимый – жёлтый).

X. Словарная работа.

Учитель: Начнём составлять электронный словарь-путеводитель по Египту. И первые слова, которые там разместим – Египет, дельта, дамбы, каналы. (демонстрирует на слайде с иллюстрациями). Объясним эти понятия (отвечают ученики).

XI. Учитель: Ребята, а какие мистические объекты есть в Египте? (пирамиды).

(Транслирует на слайде, на фоне мистической музыки, изображение египетской пирамиды). Пирамида заговорила с нами знаками. На её стенах мы видим знаки и буквы:

  А А  
  Н    МСФИЕМ Р
    Ф     О    
           
  3000  
корона Белая корона

Работа с учебником А.А.Вигасина на с.34-35. Прочитать п.3 и расшифровать знаки пирамиды.

XII. Итог урока

Учитель: Назовите 3 прилагательных, 3 существительных и 3 глагола, создающих представление об Египте.

XIII. Рефлексия «Моё эмоциональное состояние».

Дети оценивают своё эмоциональное состояние на уроке и выбирают сигнальную карточку с нарисованным лицом (угрюмое лицо, равнодушное лицо, весёлое лицо), и показывают учителю.

XIV. Д/З.

Подготовить рассказ «Вдоль берегов Нила».

Литература:

  1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира.- М.. 1988.
  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. – М., «Просвещение», 1996.
  3. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987.
  4. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. – М., 1986.