ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
- Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: записи русских народных песен.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация. Карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах, карточки с заданиями в качестве блиц опроса. Гуашь, кисти, тряпочки, баночка с водой, простой карандаш, ножницы, клей.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и задач урока.
- Сообщение нового материала.
- Объяснение способов работы.
- Практическая творческая деятельность учащихся.
- Анализ работ. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно хорошее настроение поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы будем знакомиться с традиционной культурой и искусством России и выполним работу над коллективным панно «Русская деревня». Еще в начале года мы с вами говорили о том, что наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире он выражал условными знаками. Прежде чем перейти к новой теме, я предлагаю вам вспомнить, что же это за условные знаки, то есть принять участие в блиц опросе. У меня на столе карточки с заданиями.
Карточки.
- перечислите древние символы;
- изобразите на доске знаки солнца, земли, воды;
- кто такая Макошь?
- Что представляет из себя древо?
- Что символизировал конь?
- назовите основные цвета в одежде на Руси?
(Такие же карточки на столах детей. Пока ребята у доски выполняют это задание ученики на месте думают, над ответами на эти вопросы и после выступления одноклассников могут дополнить ответы.)
Молодцы. Такие образы и символы использовались в украшении предметов быта, одежды. Эти знания помогут вам сегодня на уроке. Вам предстоит нарисовать фигуры крестьян и вмонтировать их в коллективное панно «Русская деревня». Но прежде мы познакомим вас с тем, что представлял из себя русский национальный костюм, как он выглядел. А вы затем попытаетесь применить эти полученные знания при изображении крестьян.
III. Сообщение нового материала
Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи.
По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери. Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи.
Послушайте, пожалуйста, сообщения учащихся.
1 ученик
Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание на репродукцию картины Б.Кустодиева «Праздники в деревне». Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.
Учитель
Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.
В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
2 ученик
Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой
Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.
Понева – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном).
Поневу обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником.
Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни).
По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.
3 ученик
Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды.
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.
На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.
Она шила, красна девица,
Все по плису и по бархату,
По узорной красной ленточке,
Она шила, красна девица,
Все приданое немалое.
4 ученик
Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.
Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще кокошник, сорока (показ). Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок.
До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора.
По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.
Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.
Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи (показ).
IV. Объяснение способов работы.
Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности.
Ребята первой группы будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию.
Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?
А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента.
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.
Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.
(После того как дети заканчивают работу они вырезают фигуры и приклеивают их на коллективное панно «Русская деревня», которое находится на доске).
VI. Анализ работ, подведение итогов урока, оценки.
Правильно ли переданы элементы костюма?
Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? КРОССВОРД
Что запомнилось больше всего?
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для нас друзья.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”
Молодцы, ребята! Спасибо за работу.