Цель: Научить самостоятельно, выбирать орнамент для работы. Познакомить детей с животным – леммингом. Закрепить знания детей о природе Ямальской земли: растениях, животных; одежде ненцев; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте. Закрепить умение детей украшать орнаментом ягушку. Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности; расширять кругозор, обогатить жизненный опыт детей. Обогащать и активизировать словарь детей; Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родному краю, городу
Материал: малица, орнамент, клей, компьютер,
Словарная работа: лемминг, стойбище, Лабытнанги.
Ход занятия.
(Дети входят в группу и видят девочку русском народном костюме)
Воспитатель: Здравствуйте. А вы кто? И зачем к нам в гости пожаловали?
Девочка: Здравствуйте. Зовут меня Катя у меня много друзей в Москве. Мы много знаем о Москве, городах, которые рядом с Москвой. Но мне и моим друзьям хотелось бы узнать ещё больше о нашей стране. Помогите мне и моим друзьям узнать больше о северном крае.
Воспитатель: Как быть? Чем можем помочь?
Дети: Можем нарисовать рисунки.
Дети: Можем подарить Красную книгу.
Дети: Можем рассказать.
Воспитатель: Да я согласна с вами, мы Кате расскажем о нашем полуострове Ямал. Поэтому я вас приглашаю в путешествие по тундре. Мы вами будем двигаться из стойбища в стойбище.
Воспитатель: Мы пришли в стойбище, которое называется «Вопрос - Ответ»
Воспитатель: Что такое стойбище?
Дети: стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени.
Воспитатель: Какие народности здесь проживают?
Дети: Ханты, ненцы, коми.
Воспитатель: Основное занятие коренных жителей?
Дети: Рыболовство, оленеводство, охота.
Воспитатель: Для чего им нужны олени?
Дети: Они едят мясо оленя – оленину.
Дети: Они на оленьих упряжках передвигаются по тундре.
Дети: Из шкур оленя они строят свои дома – чумы.
Дети: Из шкур оленя они шьют себе одежду.
Воспитатель: Как называются сани, на которых передвигаются коренные жители?
Дети: Нарты.
Воспитатель: Столица нашего округа?
Дети: Салехард.
Воспитатель: На какой реке стоит наш город?
Дети: Обь
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Лабытнанги.
Воспитатель: Как переводится это слово с хантыйского языка?
Дети: Семь лиственниц.
Воспитатель: Да действительно, переводится семь лиственниц. Название города происходит от хантыйских слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»). В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц — понятие священное вдвойне.
Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?
Дети: Надым.
Дети: Новый Уренгой.
Дети: Муравленко.
Дети: Салехард.
Дети: Губкинский.
Воспитатель: Назовите ягоды, которые растут у нас на Ямале?
Дети: Морошка.
Дети: Голубика
Дети: Брусника.
Дети: красная смородина.
Воспитатель: Как называется верхняя мужская одежда?
Дети: малица.
Воспитатель: Как называется верхняя женская одежда?
Дети: ягушка
Воспитатель: Предлагаю идти дальше. Следующее стойбище «Растения и животные Ямала ». Приглашаю всех ребят и Катю посмотреть презентацию, которая называется «Животные севера».
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с животным Ямала - леминг --- относятся к отряду грызунов подсемейства полёвковых семейства хомяков. воспитатель демонстрирует картинку с изображением лемминга) Двигаемся дальше, следующее стойбище называется «Приметное». Давайте ребята мы с вами сейчас познакомим Катю с приметами, в которые верит народ ханты.
Дети: Уходя на охоту рано - всегда будешь с добычей.
Дети: Много грибов много - белок будет.
Дети: Куда мышь бежит туда и писец стремиться.
Дети: Много ягод на рябине – к теплой зиме.
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю идти дальше. Следующее стойбище «Игровое».
Проведем физкультминутку «Мы оленята»
Воспитатель: Следующее стойбище «Орнамент»
Воспитатель: С незапамятных времен ненцы и ханты украшали свою одежду орнаментом. Орнамент плели из бисера, вырезали из кусочков ткани. Посмотрите сколько разных орнаментов здесь. Ребята назовите названия орнаментов.
Дети: «Локоть лисицы»
Дети: «Волчий капкан»
Дети: «Головки»
Дети: «Подобный чуму»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, но ведь Катя к нам пришла для того чтобы больше узнать о нашем крае. Мы очень много рассказали, но я предлагаю для Кати е её друзей украсить ягушку. (Дети орнаментом украшают ягушку)
Воспитатель: Молодцы. Вот теперь Катя не только покажет, но и расскажет о нашем крае и его жителях. Ребята, для того чтобы Катя узнала о нашем крае, что мы сделали для этого?
Дети: Рассказали о нашем крае.
Дети: Посмотрели презентацию о животных.
Дети: Украсили ягушку.
Дети: Рассказали об орнаменте, приметах.
Воспитатель: У меня для вас и для Кати есть не большой сюрприз. Я приготовила не большой фильм о Ямале. Хотите посмотреть.
Дети: Да!
(Ребята и Катя просматривают фильм)
Воспитатель: этот фильм я подарю Кате.
Катя: Спасибо у меня для вас есть не большой сюрприз. До свиданья!
Дети: До свидания!
(воспитатель и дети провожают Катю)