Цели:
- Выявить причины курения у подростков.
- Познакомить с последствиями курения для здоровья.
- На основе эксперимента и химических опытов доказать вред курения.
- Умение противостоять пагубным привычкам.
- Воспитывать нетерпимость к курению через искусство рисунка.
- Научить избегать разрушительных вредных привычек
Задачи:
- Изучить состав табачного дыма, влияние ядовитых веществ на организм человека и атмосферу.
- Ознакомить учащихся с проблемой «пассивного курения».
- Формировать мотивацию здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья.
- Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии, биологии, географии, истории, медицины, изобразительного искусства.
Оборудование: Прибор для исследования состава табачного дыма, плакат «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего зоровья», юмористические рисунки, изображение сцены курения, слайды.
Реактивы: растворы веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, универсальная индикаторная бумага.
Ролевая игра: Действующие лица: судья, секретарь, историк, медик, статист, независимая экспертиза, биолог, эколог, химик.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя о вреде курения: Курение – самый распространный в мире вид наркомании, охватившей все слои населения. Последствия этой пагубной привычки известны всем: злокачественные образования в эпителии бронхов, легких, печени, рождение детей с ослабленным иммунитетом, патологией сердечно-сосудистой системы, диабетом, и др. Учителя нашей школы стремяться внести свой вклад в разрешение этой проблемы, поэтому мы проводим День отказа от курения.
Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет!
Заходит судья.
Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело №1 о преступлениях против человечества. Обвиняемый – Сигарета.
- Дата рождения – неизвестна.
- Место рождения – Америка. 12 октября 1432 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. В это время индейцы справляли священный праздник.
- Происхождение – листья табака: свернутый и высушенный лист травы называется «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».
- Родственники – Алкалоиды – наркотики – кокаин, кофеин, героин.
- Характер – жгучий, ядовитый.
- Профессия – яд, наркотик.
- Род занятий – вступать в контакты с нервной системой.
Подсудимый обвиняется в злонамеренном ухудшении здоровья людей, возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы человека. Подсудимый, вам понятно, в чем вас обвиняют?
Сигарета: Понятно.
Судья: Признаете ли вы себя виновным?
Сигарета: Нет, не признаю.
Судья: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?
Сигарета: Вот еще! Никаких объяснений я давать, не намерен!
Судья: В таком случае суд приступает к допросу свидетелей. Приглашается историк
Историк: 12 октября 1492 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. Индейцы курили табак исключительно в ритуальных целях. Свернутый и высушенный лист травы назывался «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».
Судмедэксперт: Я могу сказать, что самая распространенная болезнь – это рак легких. Я принесла рентгеновские снимки легких курильщика, (показывает снимки и передает судье). На них вы видите темные пятна – изменение тканей легких.
Перед вами схема «Состав табачного дыма и заболевания курильщиков» (приложение)
Судья: Обвиняемый, вы согласны с обвинением?
Сигарета: Нет! Не согласен!
Судья: Приглашаются свидетель обвинения – первый статист. Познакомьте нас с результатами исследования по проблеме табакокурения
Статист: Для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, была разработана и проведена анкета. Объект исследования – учащиеся 7-11 классов школы № 3 г. Черняховска.
Анкетирование и обработка анкет.
Анкета:
-
Имеешь ли ты привычку курить:
ДА
НЕТ -
Основной возраст, когда начинают курить.
-
Почему подростки начинают курить:
А) из любопытства;
Б) за компанию;
В) стремление показать себя “ крутым “ и взрослым;
Г) слабая воля;
Д) нечем занять досуг;
Е) влияние рекламы, кино, телевидения; -
Волнует ли тебя предупреждающая надпись на пачке сигарет:
ДА
НЕТ -
Знаешь ли ты состав сигаретного дыма:
ДА
НЕТ -
Знаешь ли ты о свойствах никотина:
ДА
НЕТ -
Знаешь ли ты о последствиях курения:
ДА
НЕТ
По результатам анкетирования составляем таблицу и делаем выводы:
- 35% учащихся имеют привычку курить;
- основной возраст, когда начинают курить 13-15 лет;
- причиной курения часто бывает влияние кумиров;
- 39% учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
- 55% не знают состав сигаретного дыма;
- 65% знают о свойствах никотина;
- 96% знают о последствиях курения.
Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 30% учащихся курят. Рабочая группа приходит к выводу, что распространенный факт – 7 капель никотина убивают лошадь – имеет весьма отдалённую опасность, с точки зрения учащихся. Кто видел курящую лошадь, или лошадь, умершую от никотина?
И тогда мы провели открытый эксперимент.
Судья: Приглашается второй статист.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ
Эксперимент – действие никотина на семена гороха.
Выполнение опыта:
В три рассадника высаживаем по 5 семян гороха на глубину 0,5 см. Поливку проводим в одно и тоже время одинаковым объёмом воды.
- 1 рассадник – обыкновенная вода;
- 2 рассадник – водой, в которой на 10 минут замачивался сигаретный фильтр;
- 3 рассадник – водой в которой замачивалась вата, пропитанная дымом от сигареты без фильтра.
№ рассадника | время всхожести гороха |
1 | 10 дней |
2 | не взошел |
3 | не взошел |
ВЫВОДЫ: Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.
Судья: Приглашается следующий свидетель – эколог. Познакомьте нас с вашими исследованиями.
Эколог: Исследования показали, что табачный дым очень сильно загрязняет воздух.
Курящие ежегодно выбрасывают в атмосферу:
- 720 тонн синильной кислоты,
- 384 тысяч тонн аммиака,
- 108 тысяч тонн никотина,
- 600 тысяч тонн дёгтя,
- более 550 тысяч тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.
Судья: (сигарете) Вот видишь, что ты делаешь?
Сигарета: (раздраженно) Ну а мне, какое дело?
Судья: Свидетель может быть свободен. Приглашается следующий свидетель – химик.
Химик: Ваша честь! Прошу мне разрешить провести следственный эксперимент, цель которого определить в составе табака вредные вещества, губительно действующие на здоровье человека
Судья: Разрешаю.
– Для эксперимента был приготовлен «курительный аппарат» (сигарету закрепляем в штативе через мундштук, соединяем резиновой трубкой с одной из стеклянных трубок, вставленных в коническую колбу, заполненную ватой. Вторая трубка соединена с резиновой грушой). Груша с колбой имитируют работу легких. При помощи груши нагнетаем дым от сигареты в колбу с ватой.
Поскольку табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух, опыт проделываем в вытяжном шкафу.
Результаты опыта:
- Вата становится желтой.
- Пожелтевшую вату опускаем в раствор марганцовки, она обесцвечивается.
Выводы: в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества (более 400 наименований).
Химик: Гражданин Судья! Свидетели! все, кто присутствует на открытом заседании суда, давайте проведем один из несложных опытов на определение реакции среды полученных растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет и убедимся в правоте сказанного.
Выполнение опыта.
ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ С СИГАРЕТАМИ.
Исследование и его анализ.
Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.
- Получение сигаретного дыма и его растворение. Собираем прибор как на рис. 1 (см. приложение 1). Груша будет имитировать лёгкие человека. Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаём грушей тягу – осторожно её разжимаем. При этом табачный дым заполняет грушу. В колбу с 20-25 мл дистиллированной воды выпускаем из груши дым. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз. После чего её закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз для растворения веществ.
- Извлечение веществ из сигаретного фильтра. Отрываем фильтр от сигареты после ‘курения” и помещаем в колбу с 10-20 мл дистиллированной водой и встряхиваем несколько раз. Полученные растворы оставляем для последующих опытов.
Определение реакции среды полученных растворов при помощи универсальной индикаторной бумаги. В полученные растворы опускаем индикаторную бумагу (см. приложение 2-3).
Химик: Ваша честь! При помощи универсальной индикаторной бумаги мы исследовали среду полученных растворов и доказали ее кислотный характер. Ядовитые вещества табачного дыма (аммиак, кислоты) раздражают слюнные железы, вместе со слюной ядовитые вещества попадают в желудок, действуют на слизистую оболочку желудка. Это не проходит бесследно. У меня все. Можно сесть?
Судья: Садитесь.
Судья: Все свидетели по данному делу опрошены. Суд переходит к слушанию сторон.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПОДСУДИМОЙ.
Сигарета: Уважаемый судья! Немало горьких упреков и обвинений высказано в мой адрес. С некоторыми я не могу согласиться. Курение действительно вредное увлечение, но ведь все это происходит по вине человека. Не сигарета курит, а ее курят. И судить надо человека, о нем надо и говорить. Прошу суд меня оправдать.
Секретарь: Суд удаляется на совещание. Встать. Суд идет.
Судья: Рассмотрев дело по обвинению сигареты в отравлении человеческого организма, засорении планеты, загрязнении атмосферы, подсудимая виновной себя не признала. Просит ее оправдать. Заслушав свидетелей, проанализировав их показания, суд признает сигарету виновной в злонамеренном ухудшении здоровья человека возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем человек и постановляет:
- Запрещение рекламы табачных изделий.
- Предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма.
- Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним.
- Разъяснительная работа о вреде курения.
- Сокращение площадей выращивания табака.
- Запрещение курения в общественных местах.
Суд предлагает памятку для учащихся «Профилактика курения» (прошу раздать всем присутствующим).
Проводим конкурс плакатов. В течение 10 минут школьники рисуют плакаты на альбомных листах. Потом берут рисунки в руки и поднимают их вверх. Щелчок фотоаппарата – и готов плакат: «Дети школы № 3 против курения»
Рефлексия. Для того, чтобы определить как прошла работа на уроке, ваше эмоцианальное состояние, учитель просит учащихся определить какой из этих шариков отражает их отношение к мероприятию.
Подведение итогов:
Надеюсь, сегодня вы поняли, что курение вредно для здоровья. Мы желаем вам и вашим родителям здоровья. Надеемся, что вы избежите этой пагубной привычки и повлияете на родных и знакомых, которым справиться с ней пока не удалось.
Литература:
- Макарычев К.А. Химия и здоровье: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов. – М.: Просвещение, 1985.
- Буянова Н.Ю. Я познаю мир. Медицина. М, 1999.
- Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2005.
- urok.1sept.ru
- Александров А.А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе». Москва, 1998.
- Пащенко А. «Почему мы начинаем курить». Областной центр медицинской профилактики. Калининград, 2000.
- Пащенко А. «Что такое табак». Областной центр медицинской профилактики, 2000.
- Пащенко А. «Легко ли бросить курить». Областной центр медицинской профилактики. Калининград, 2000.