Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

Разделы: Биология


Цель урока: изучение строения корня и его функций.

Задачи:

  • сформировать понятие о внешнем и внутреннем строении корня;
  • выяснить основные функции корня;
  • формирование умения составлять вопросы по теме урока;
  • продолжить формирование навыков выполнения и оформления лабораторных работ;
  • формирование умения писать резюме.

Оборудование: изображения якоря, насоса, корней дерева; гербарии с типами корневых систем; таблицы; проростки фасоли и пшеницы; черенки комнатных растений с образовавшимися на них корнями; лупы, микроскоп и микропрепараты.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

На доске изображения якоря и насоса. Учитель спрашивает: «Есть ли в растении что-то объединяющее эти два предмета?». Далее учитель записывает на доске тему урока: Корень – якорь и насос. Предлагает учащимся записать вопросы, возникающие по этой теме. На доске даются вопросительные слова: Что? Когда? Как? Какие? Верно ли…? Почему?

Ребята придумывают вопросы. Например: Что общего между корнем, якорем и насосом? Верно ли, что корень может быть якорем и насосом?

II. Стадия содержания

Учитель: Чтобы узнать какие функции выполняет корень, давайте изучим строение корня

Лабораторная работа с таблицами, рисунками учебника и гербарием. (Приложение 1)

Ребята показывают результаты лабораторной работы.

Учитель дополняет: придаточные корни хорошо растут у многих растений. Например, легко отрастают они у комнатных растений, у тополя и ивы, у томатов и картофеля. Человек использует эту способность растений в своём хозяйстве. Веточки ивы втыкают по краям оврагов, где они укореняются и удерживают почву от размывания водой. Окучивают не только картофель, но и многие другие культуры: капусту, томаты, чтобы получить большой урожай.

Затем подходят к учительскому столу и определяют по гербарным образцам типы корневых систем.

Учитель: Вот мы и узнали, как устроен корень растений. Узнали о том, что корень – это мощная разветвлённая в почве на много метров вглубь и в ширину система корней. Она удерживает растение в почве. Таким образом, мы выяснили, почему корень можно назвать якорем. А как же корень может быть насосом? Рассмотрите по рисунку учебника внутреннее строение кончика корня. Здесь различают несколько зон. Это корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания и зона проведения. Нам необходимо узнать строение и функции этих зон.

Выполнение лабораторной работы «Внутреннее строение корня». (Приложение 2)

Используется стратегия «Мышление под прямым углом».

Основной вопрос, на который ищем ответ.

Почему корень является насосом?

Факты либо из текста, либо из наблюдений, опытов, лабораторных работ.
Лабораторная работа «Внутреннее строение корня»
Изучение зон корня.
Мнения, суждения об этих фактах, промежуточные выводы.

Например: На верхушке корня есть корневые волоски, они всасывают воду из почвы. Вода проникает в них с силой. Это корневое давление. Корневые волоски находятся в зоне всасывания. В зоне проведения расположены сосуды, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх.

Вывод. Ответ на основной вопрос.

Например: Вода и минеральные соли всасываются корневыми волосками в зоне всасывания корня и поступают в сосуды, по которым поднимаются в стебель. Поэтому корень работает как насос.

Учитель ведёт беседу, помогая ребятам выполнить лабораторную работу.
Несколько ребят зачитывают свой вывод по лабораторной работе.

III. Стадия рефлексии

Учитель: Молодцы, ребята. Мы хорошо поработали сегодня на уроке. Узнали много интересного о корне растений. Теперь постарайтесь, пожалуйста, сделать вывод по всему уроку в виде резюме.

На доске есть начало фразы, ребята выбирают и дописывают индивидуально.

  • Я понял, что…
  • Оказывается…
  • Меня удивило то, что…
  • Мне понравилось то, что…
  • Я задумался над тем….

Например: Я понял, что корень удерживает дерево на месте, как якорь держит корабль. Оказывается, на корне есть корневые волоски, которые всасывают воду как насос.
Несколько ребят зачитывают своё резюме.

Учитель подводит итоги урока.

Сегодня на уроке мы узнали, что корень растения выполняет две важные функции: удерживание растения и всасывание воды с минеральными веществами из почвы. Поэтому, мы действительно можем сказать, что корень – якорь и насос. Ребята, посмотрите на какие вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили, а на какие ещё не нашли ответ. Постарайтесь найти на них ответ к следующему уроку.

Приложение 1.

Лабораторная работа «Виды корней и типы корневых систем»

1. Найдите на рисунке главный корень, боковые и придаточные корни. Зарисуйте и подпишите схему. Какой корень называется главным, а какие придаточными? Посмотрите на черенки традесканции, которые стояли в воде. Определите, какие корни у них выросли? Вы хорошо знаете, что картофель окучивают, то есть присыпают землёй стебли. Как вы думаете, как это отражается на урожае клубней? Посмотрите рисунок 62 в учебнике.

2. Корней у растения много, поэтому они образуют целую систему. Посмотрите по рисунку учебника типы корневых систем у растений. Зарисуйте схемы в тетрадь и подпишите. Изучите гербарий. Чем отличаются стержневые корневые системы от мочковатых?

3. Как вы думаете, какой длины могут быть корни растений? А насколько широко корни уходят в сторону от стебля?

Приложение 2

Лабораторная работа «Внутреннее строение корня»

1. Рассмотрите под лупой верхушку корня (его кончик). Найдите корневой чехлик, обратите внимание, из каких клеток он состоит. Зарисуйте корневой чехлик. Ответьте на вопросы: Какими клетками образован чехлик? Для чего нужен корневой чехлик? Почему корневой чехлик всегда есть, хотя клетки его постоянно отмирают и слущиваются?

2. Возьмите проросток пшеницы. Рассмотрите его невооружённым глазом и при помощи лупы. Обратите внимание на среднюю часть корня, покрытую лёгким пушком, это корневые волоски. Зарисуйте корневой волосок. Из чего образован корневой волосок? Какова длина корневых волосков? В какой зоне корня находятся корневые волоски? Какую функцию выполняет корневой волосок?

3. Рассмотрите с помощью микроскопа поперечный срез стебля растения. Найдите клетки коры и сосуды. Чем образованы сосуды корня? Какова функция сосудов? Как водный раствор поступает в сосуды? Зарисуйте рисунок.

4. Запишите вывод по результатам работы.

Литература:

  1. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии. 6(7) класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. О тех, кто растёт, но не бегает. Учебник по биологии для 6 класса общеобразовательной школы. /Под редакцией А.А. Вахрушева. – М.: «Баласс», 2002.
  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2006.

Презентация