Предмет: окружающий мир + технология (2 класс)
Форма урока: урок с элементами инсценирования
Цели:
- помочь раскрыть красоту растительного и животного мира;
- развивать творческие способности учащихся;
- способствовать разрешению экологических задач;
- изготовить корзинку с дарами леса, применяя различные материалы.
Оборудование: записи танцев на СD, слайды о природе, картины о лесе, корзинка с дарами леса, цветы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент. Дети построились по группам.
2. Звучит фонограмма с голосами птиц
(В роли хозяина и хозяйки – учителя. Хозяйка сидит и вяжет, хозяин стучит молотком.)
Хозяин:
Посмотри, хозяйка,
В избе светлым-светло.
Какой денек хороший –
Солнечно, тепло.
Берем с тобою по лукошку –
И скорее в путь-дорожку
За ягодами и грибами!
Хозяйка:
А давай-ка возьмем с собой ребят.
Пойдем тропинкой росистою
С ребятами мы в лес.
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Хозяин: А чтобы отправиться вместе с нами, вы, ребята, должны отгадать загадки. А ну-ка, хозяйка, начинай! А у вас на столе картинки. Вы должны выбрать картинку отгадки вашей загадки и приклеить ее на специальный листок. (Демонстрация этого листочка)
1 группе:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)
2 группе:
Стоит высоко,
Висит далеко,
Кругом гладко,
В середине сладко. (Орех.)
3 группе:
С ветки в речку упадет
И не утонет, а поплывет. (Листок.)
4 группе:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес.)
5 группе:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
6 группе:
На лесной полянке
Красуется Татьянка:
Алый сарафан,
Белые крапинки. (Земляника.)
Хозяйка: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Вот мы и в лесу. (Показ слайда с изображением леса)
Хозяин:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Темной ночью грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Хозяйка:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Хозяин: Лес ... Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь ... Лес полон загадок и таинства. Он многих приютил.
Хозяйка: Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!
3. Работа в группах
Хозяин и хозяйка: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? Обсудите в своих группах, зачем людям необходим лес? (Отвечает один представитель каждой группы)
1 группа: Лес – дает людям ценный материал
– древесину, из которой делают нужные вещи…
2 группа: Лес – это наше богатство!
3 группа: Лес – это наш друг: задерживая
влагу, он помогает человеку выращивать хороший
урожай.
4 группа: Лес – это зеленый наряд нашей
Земли. Там, где леса, всегда чистый воздух.
5 группа: Лес – это дом для птиц и зверей.
6 группа: Лес – это кладовая, щедро отдающая
свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Хозяин: Не бывает леса без деревьев и кустарников.
Хозяйка: Лесная полянка... Сколько деревьев? А какие деревья вы знаете?
(Выходят дети.)
Хозяин: Угадайте, о каких деревьях говорится... А вы должны найти эти деревья на картинках и приклеить на листочек у вас на нем есть специальные окошечки. Изображение деревьев на картинке должно совпасть с названием самого дерева. (При отгадывании показ слайдов с видами деревьев)
1 ученик:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую снимают. (Липа.)
2 ученик:
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
3 ученик:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
4 ученик:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
4. Физминутка: (под музыку)
Звонко свищет птичий хор.
Мы шагаем по тропинке,
Мы идем в зеленый бор.
5. Составление правил поведения в лесу (по группам)
Хозяин: Азнаете ли вы, ребята, как надо
вести себя в лесу? Как человек должен вести себя в
лесу, чтобы не навредить природе? Что человек
должен знать?
Какие это правила? (У вас на столе картинки с
правилами, вспомните их и назовите правила,
которые подходят к вашей картинке. Представитель
от каждой группы их озвучит вслух)
1 группа: Не оставлять мусор в лесу, а
вырыть яму, собрать весь мусор и все закопать.
2 группа: Не ломать зеленые ветки и деревья,
не качаться на них.
3 группа: Не разорять муравейники и птичьи
гнезда
4 группа: Не кричи в лесу. Лес не любит шум
5 группа: Не рви букеты цветов. Лесные цветы
быстро вянут.
6 группа: Не разжигайте костры. Берегите лес
от пожара.
Все: Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!
1 ученик:
Солнце светит спозаранку.
Всей земле улыбку шлет.
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет.
2 ученик:
Птицы весело щебечут.
Только их не разглядеть.
Рады птицы нашей встрече.
Рады вместе с нами петь.
(Песня «Синичка» в исполнении девочек, сл. Клоков муз. Красева.)
Хозяйка: На утренних и вечерних зорях все лесные обитатели поют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабаны, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и жужжанье, и урчание и кваканье...
(Грамзапись «Голоса птиц».)
Хозяин: Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателями и жизнью человека. А знаете ли вы, что... (Дети рассказывают и демонстрируются слайды )
1 группа: Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то это значит, она спасет за год тонну хлеба!
2 группа: У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется много насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
3 группа: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы – лесные доктора. Лес – это дом для зверей и птиц.
Хозяйка: Ребята, вы знаете загадки о лесных жителях?
Если знаешь, лес, зверей,
Назови их поскорей.
Группам задание – из разрезанных частей составить животного, про которого они услышали загадку.
(Выходят дети в костюмах зверей.)
1. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)2. Горбоносый, длинноногий.
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это … (лось.)3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан –
Очень грозен был ... (Кабан.)5. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц.)6. С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка.)
6. Работа в творческой мастерской
1. Объяснение хода работы.
Хозяин: У каждого будет своя работа.
Что вы видите в лукошке? (Грибы, ягоды, цветы,
листочки.)
Хозяйка: Лидеры будут следить за
порядком, а также вместе с помощником плести
корзинку из полосок. (Показ.)
Хозяин: Первый мастер будет изготовлять
цветок способом изонити. (Показ.)
Хозяйка: Второй мастер будет
изготовлять мухомор и ягодку из ткани. (Показ.)
Хозяин: Первый сборщик изготовляет
бабочку способом оригами. (Показ.) Второй –
собирает и приклеивает все детали.
Хозяйка: Художники рисуют и вырезают
грибы и цветы из бумаги. (Показ.)
2. Повторение хода работы.
3. Самостоятельная работа детей.
4. Физкультминутка.
5. Анализ работы учащихся по бригадам.
Хозяйка: Лес – это не просто лес, это город с тысячами жителей. Отгадайте:
Хозяин:
Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко.
Нагибайся, погляди-ка,
Что краснеет под кустом?Ты не прячься, земляника,
Все равно тебя найдем!
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.Становилась земляничка
Все пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Хозяин: Ребята, а какие лесные ягоды вы еще знаете? (Ответы детей.) (слайды)
Хозяйка: С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях цветет много цветов...
Хозяин: Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, а просто понюхать, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух.
(Танец цветов. Звучит «Вальс цветов» из балета Чайковского «Спящая красавица». Показ слайдов. Выходят дети. Читают стихи.)
Все:
Фиалки, ландыши для нас
Веселый лес в тиши припас.
Но мы их обрывать не будем –
Пускай цветут на радость людям.
Хозяйка: Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы. Ведь без цветов, лесов и зелени, без животных и птиц мы обречены на вымирание.
Хозяин: А для того, чтобы сберечь природу, мы должны изучать науку экологию. Слово «экология» происходит от греческого «ойкос», что означает дом, непосредственное окружение человека.
Хозяйка: Ой, хозяин! Гуляли мы по лесу, а смотри – лукошки-то у ребят полны! Молодцы, на славу потрудились!
Хозяин:
Музыканты, веселей!
Ты баяна не жалей,
Раз, два, три, два, раз –
Начинаем перепляс.
(Дети исполняют «Русский танец» под запись песни в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».)
7. Итог
Дети дарят хозяину и хозяйке свои корзинки, а они благодарят детей. Затем дети исполняют песню «Кузовок», ел. Е. Трутневой, муз. А. Александровой.