Экологическая игра для учащихся 1-4-х классов. В роли сказочных героев учащиеся среднего звена. Игра проводится в виде путешествия по экологической тропе. Перед игрой на линейке капитан класса получает маршрутный лист с очередностью посещения станций. За правильные ответы ребята получают баллы. Нахождение на каждой станции ограничено (7 минут). По итогам игры учащимся вручаются грамоты.
Цель игры:
– формирование экологических знаний школьников;
– воспитание любви к природе, Родине, развитие наблюдательности, внимания.
Оформление и оборудование: костюмы сказочных героев, гербарии растений, рисунки и муляжи грибов, пластиковые бутылки для поделок, нитки, табло с птицами, карточки с заданиями, таблички с названием станций.
Учащимся предлагается к игре выполнить домашнее задание:
– подготовить небольшое сообщение об удивительных фактах из жизни животных, начиная со слов “А знаете ли вы, что…” и красочно его оформить;
– собрать пословицы и поговорки о птицах;
– вспомнить песни о животных, растениях.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. – Кто стоит у нас на старте?
Идет перекличка команд – участниц (название команды и девиз).
Слово ведущего.
Что такое “Экология” и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять не надо, все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле. Сегодня вы, путешествуя по станциям, сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний.
Командам вручаются маршрутные листы.
1. Станция “Зеленая дубрава”.
На этой станции ребят встречает Лесовичок.
Лесовичок. Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом, полезно для здоровья.
Исстари говорится, лес кормилец
Он и оденет, и согреет,
Он и кров даст, и прохладу в зной,
Он и от врага защитит.
Недаром так и почитают лес.
А вы любите лес? Знаете его?
Сейчас мы проверим.
Задание №1 (для учащихся 1-2 кл.)
Задание №2 (для всех учащихся)
– Оправляясь в лес, вы должны знать, что рядом с нами растения, которые смогут помочь при различных расстройствах организма. Какие лекарственные растения вы знаете?
Задание для 1-2 классов. Найдите среди травянистых растений одно лекарственное.
Задание для 3-4 классов. Найдите среди травянистых растений – лекарственные, расскажите о лекарственных свойствах одного из них. Где оно растет, можно ли его встретить в походе?
Рассказ Лесовичка о лекарственных растениях.
(Лопух, ромашка, подорожник)
(Например, народные средства для лечения
ожогов.
Лопух большой. Растет на пустырях,
огородах, в лесу. Хорошее обезболивающее и
противовоспалительное средство. Предварительно
вымытые и освобожденные от капелек воды свежие
листья блестящей стороной прикладывают на
ожоговую поверхность. В первые сутки листья
меняют каждые 2 часа.)
2 станция “Лесное болото”(Ребят встречает Кикимора болотная)
– Конкурс “Жалоба”
Жалоба 1
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом “жалобы” животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!
А польза от меня людям большая.
Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.
Ответ 6 летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна
Ответ: летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Она уничтожает насекомых.
Кикимора: А о каких животных вы хотели бы нам рассказать? Учащиеся рассказывают о животных что-то необычное начиная со слов “А знаете ли вы, что…”
Рассказ ведущие помещают на ватман, предназначенный для выпуска газеты
“Удивительные факты из жизни животных”
3 станция “Привал”(детей встречает Незнайка )
Незнайка – Какое же путешествие без привала. А какой же привал без костра и песен. Но рано или поздно надо уходить. Когда туристы снимутся с ночлега, привала, нужно все вокруг себя убрать.
Класс делится на две группы.
Задание первой группе класса. Попробуйте за 7 минут из пустой бутылки и подручных средств, сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов.
Посмотрим, знаете ли вы как надо себя вести на природе?
Второй группе класса предлагаются ситуации (для 1-2 класса)
1). Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли
костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад
и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой,
вы…
А) сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под
кустик;
Б) все бросили в костер;
В) бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные
бутылки взяли домой.
Г) Почему ? (дополнительный балл)
2)
А) сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не
пропадали и ушли;
Б) залили костер водой или засыпали землей;
В) разбросали недогоревшие головешки по поляне;
Г) Почему? (дополнительный балл)
3) Вы приглашены на день рождения, ваша подруга
очень любит ландыши. Что вы подарите любимой
подруге?
А) искусно сделанный пластмассовый букетик;
Б) несколько благоухающих цветов;
В) огромный букет этих нежных цветов;
4) Птенец выпал из гнезда, как вы поступите?
А) оставите на том же месте, даже не прикоснувшись
к нему.
Б) положите птенца в гнездо.
В) возьмете домой и будете за ним ухаживать.
Г) Почему ? (дополнительный балл).
(Задание для 3-4-х классов)
Нам прислал письмо ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы прочитайте, что он написал и отметьте те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 балл.
Письмо ученика
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы– белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Все равно микробы их разрушат”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой -то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
4 Станция “Песенная”(детей встречает Василиса прекрасная)
Василиса. Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов. Есть песни, в которых упоминаются птицы, звери. Вспомните песни, где есть слова с названием птиц, растений, животных.
(Дети поют песни)
5 Станция “ Избушка на курьих ножках” (ребят встречает попугай) (табло с рисунками птиц)
- Вопрос для разминки.
Когда температура тела воробья ниже летом или зимой?
Отгадайте, о какой птице идет речь?
1) Какая птица может летать хвостом вперед? Опыляет растения? (колибри)
2) Какая птица в мире самая большая? (страус)
3) У какой птицы самый длинный язык (дятел)
4) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)
5) Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь)
6) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На беду ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (журавли)
7) Спереди шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу белое полотенце. (Ласточка)
8) Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (филин)
9) Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (аист)
10) Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий …. ямщик (поползень)
11) Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный …(клест)
Конкурс пословиц и поговорок о птицах (домашнее задание)
6 станция “Остров пиратов” (ребят встречает пират)
Пират:
– Я пират не морской
Я пират лесной.
В плен возьму
И грибами накормлю.
Пират: Кто из вас любит грибы есть? А собирать вы их любите? А отличить съедобный гриб от несъедобного сумеете? Сейчас я проверю.
Загадываются загадки:
1. Стоит под пнём Николка
В белой рубашонке,
В коричневой шапчонке (белый)
2. Тоненькая ножка
С белой оборочкой
В беленьком чулочке.
Он под красным зонтиком
В беленьком горошке.(мухомор)
Задание № 1.
– Соберите мне съедобные грибы в одну корзину, а несъедобные в другую.
(Учащиеся отбирают из предложенных картинок и муляжей съедобные грибы от несъедобных)
Задание № 2
– Какие правила сбора грибов вы знаете? Расскажите. (Учащиеся отвечают)
Пират: А я вам подскажу способ, при котором можно избежать отравления грибами. При варке грибов в кастрюлю надо положить головку репчатого лука. Если лук посинеет, значит в кастрюле ядовитый гриб. Такие грибы есть нельзя!
Подведение итогов и награждение участников после подсчета баллов по маршрутным листам.
В конце игры оформляется газета “Удивительные факты из жизни животных” по домашним заготовкам ребят.