Цели:
- cпособствовать формированию представления об особенностях склонения имен прилагательных во множественном числе;
- cовершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.
- развивать память, мыслительные операции; аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес; развивать орфографическую зоркость, речевые умения.
- cпособствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Тип урока: ОНЗ.
Вид урока:
Демонстрационный материал:
- репродукция с картины И.И.Шишкина "Рожь".
- таблицы-помогайки.
- опорная таблица
- карточки со словосочетаниями для словарной работы.
- кружочки (красный, желтый, зеленый) для самооценки.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).
Цель: 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
- Улыбаемся нашим гостям, поприветствуем их улыбкой.
- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке?
- Вы согласны?
- Итак, приступаем.
- Сели красиво, открыли тетради, положили их с наклоном, ручки взяли правильно.
- Записываем число, классную работу.
Сегодня у нас (Девятнадцатое февраля. Классная работа).
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (5-6 мин.).
Цель:
1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам, числам).
2. Актуализировать мысленные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
3. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по падежам во множественном числе.
Повторение изученного об имени прилагательном.
- Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Е.Серовой "Золотые руки". И вставьте окончания.
(стихотворение на доске).
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золот..?
А в ответ колоски шелестят:
- Золот.. руки растят!
- Какие окончания вставили?
- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?
(Именами прилагательными).
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?(По родам, числам, падежам.)
- Какого рода они могут быть? Как определить род?
- Как определить падеж имен прилагательных?
- Как вы понимаете значение выражения
Золотая рожь?
Золотые руки?
Золотое сердце?
Золотой человек?
(выписать словосочетания на доске.)
- Как по-другому можно назвать золотые руки? (крепкие, сильные, могучие)
- Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. Наш соотечественник. Родился и вырос в городе Елабуга.
- На какие две группы можно разбить эти словосочетания? (единственное число и множественное число).
- Назовите словосочетания в единственном числе? Множественном числе?
- Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе? (ая, ое, ой)
Минутка чистописания
- Цепочку из этих окончаний мы возьмем сегодня на минутку чистописания.
аяоеой
- Вторая строчка у вас у каждого своя.
- А теперь запишем в тетради словосочетания единственного числа.
Единственное число: золотая рожь, золотое сердце, золотой человек.
- Множественного числа
Множественное число: золотые руки.
III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)
Цели:
1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
2. Согласовать цель и тему урока.
- Что помогают определить окончания имен прилагательных единственного числа? (род)
- Можно ли определить род имен прилагательных множественного числа? (нет)
- Как еще изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)
- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
- Докажите! (если да)
- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?
- Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (множественное число)
- Запишем тему урока в тетради.
Склонение прилагательных множественного числа.
IV.Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.).
Цели:
1. Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
2. Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.
Наблюдение над особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
- А над изменением окончаний имен прилагательных множественного числа мы будем с помощью карточки-помогайки.
- Заполним окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.
И.п. какие? -ые, -ие,
Р.п. каких? -ых, -их,
Д.п. каким? -ым, -им,
В.п. какие? -ые, -ие,
каких? -ых, -их,
Т.п. какими? -ыми, -ими,
П.п.о каких? -ых, -их.
Проверка.
- Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (совпадают окончания в родительном и предложном падежах, в винительном и именительном падежах.)
- Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)
- Можно ли определить род прилагательного множественного числа?
V. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.).
Цели:1.Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.
- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 150. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
- Прочитайте правило (про себя и в слух).
- Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
(правило написать на доске 1, 2)
Физминутка.
(рисование носом: зимний пейзаж: снеговик. Круг, морковку-носик, ведерко на голове, пуговки-глазки, метла большая в руке.)
- Поупражняемся в определении падежей имен прилагательных во множественном числе, выполнив упражнение 346 на странице153.
- Прочитайте текст про себя.
- О каком дереве мы узнали из текста?
- Что узнали об этом дереве?
- Найдите ответ на вопрос: как получают хлеб из плодов хлебного дерева?
- Давайте мы сейчас выпишем словосочетания прилагательного + существительного, определим падеж и выделим окончание.
Комментированное письмо(1 или 2 варианта).
- Имена прилагательные какого числа встречались в этом тексте? (множественного числа)
- Что мы можем сказать о них? (Как они изменяются)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (5-6 мин.).
Цели:
1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
2. Проверить умение определять падеж имен прилагательных множественного числа.
- У вас на столах лежат карточки.
- Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать?
Списать словосочетания, выделить окончания имен прилагательных, указать падеж:
За воздушными шарами
О летних каникулах
Соседние подъезды
Из колючих кустов
Народные песни
С трескучими морозами
К соседским мальчикам
До первых заморозков
На музыкальных инструментах
По речным волнам
- Сели красиво, наклон тетради, ручку взяли правильно. Приступаем.
- Достаточно. Проверим по эталону.
- У кого выполнено точно так же, поднимите руки?
- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
VII. Рефлексия учебной деятельности: (3 мин.)
Цели:
1. Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа.
2. Оценить результаты учебной деятельности.
3. Согласовать домашнее задание.
- Вспомним тему нашего урока.
- Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа? (множественное число - изменяется по падежам. Единственное число- изменяется по падежам и родам.)
- Как определить падеж прилагательного? (Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе)
- Проверим, как вы поняли материал урока.
- Кому было все понятно - поднимет зеленый кружок.
- Кому еще нужна помощь - поднимет желтый.
- Кто не понял - поднимет красный.
- Домашнее задание: страница 151, упражнение 343, правило.