Цель урока: Систематизировать знания учащихся об общественно-политическом развитии Российской империи во II половине XIX века.
Задачи урока.
Образовательные:
- систематизировать знания основных положений реформ Александра II. Указать их позитивные и негативные стороны;
- указать особенности, основные идеи Общественного движения в 60-70 гг;
- продолжить формирование у учащихся умения и навыков работы с документами, таблицами, прикладными программами, работы в группах.
Развивающие:
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с историческими документами;
- развивать познавательный интерес учащихся к истории своей страны;
- развивать творческую активность, наблюдательность, чувство сотрудничества;
- осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране;
- способствовать формированию осознанной гражданской позиции учащихся, информационной культуры; умению пользования с разными источниками информации;
- развивать чувство любви и уважения к истории родной страны и её культурному наследию.
Оборудование:
- компьютерный класс (9 ноутбуков);
- программное обеспечение – Microsoft Office (или бесплатное программное обеспечение Оpen Office);
- Интерактивная доска, проектор;
- раздаточный материал, письменные принадлежности;
- написанный на доске эпиграф к уроку;
- карта “Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века”;
- призы для награждения (дипломы).
Подготовительный этап:
- Класс делится на 4 группы.
- Каждая команда должна придумать название (историческое) для своей группы
Эпиграф урока:
"Его сердце обладало инстинктом к прогрессу". (Ф. Тютчев)
Ход урока
Учитель истории: Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо решить кроссворд. Вопросы кроссворда основываются на знании курса информатики. В результате выполнения кроссворда вы узнаете, о какой исторической личности пойдет сегодня речь. Приложение 2.
Каждой команде выдается кроссворд, на решение которого дается 3 минуты. Затем жюри собирает кроссворды у каждой команды. За каждое правильное угаданное слово жюри в оценочном листе (Приложение 8) выставляет по 1 баллу (максимальное количество баллов – 9). Пока жюри проверяет выполненные работы, на интерактивной доске с ребятами проверяется правильные ответы на кроссворд (Приложение 9).
Учитель истории: Наш урок будет посвящен личности Александра II (учитель читает эпиграф с доски), но прежде чем мы перейдем к теме урока, мы вспомним некоторые определения, которые раннее с вами изучали на уроках истории.
Учитель истории каждой группе по очереди задает вопрос по истории. Если команда, которой задали вопрос, на него не отвечает, то право ответа передается следующей команде (по часовой стрелке). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (жюри выставляет баллы в оценочный лист). Приложение 1.
Учитель истории: Тема нашего урока: “Царь - освободитель и его время!”.
Вторая половина XIX века это время разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право. Вопрос об освобождении крестьян волновал многих императоров, начиная с Екатерины великой и заканчивая Николаем I. Но лишь при Александре II удалось осуществить задуманное. Цитируя слова Некрасова А.Н. из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
хочется сказать, что данный отрывок отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, носила грабительский характер по отношению к крестьянам. С другой стороны крестьянская реформа послужила началом проведению великих либеральных реформ 60-70 годов.
Вопрос учащимся: Какие либеральные реформы, проведенные Александром II вы можете перечислить?
Предполагаемый ответ учащихся: судебная, военная, земская, реформа местного самоуправления, реформа просвещения.
Учитель истории: Реакцией на реформаторский курс Александра II стало активное появление общественного движения в России
Вопрос учащимся: Какие направления общественного движения второй половины XIX века Вам известны?
Предполагаемый ответ учащихся: консервативное, либеральное, революционное народничество…
Учитель истории: Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги пройденного материала по истории, а именно: основные положения реформ Александра II, их позитивные и негативные стороны, вспомним особенности направления общественного движения в 60-70 гг. второй половины XIX века.
Учитель информатики: Мы будет применять навыки работы с такими прикладные программы как Microsoft Word и Microsoft PowerPoint для систематизации и обобщения знаний по истории России второй половины XIX века.
Учащимся каждой команды раздаются карточки (тянут жребий) с названием тех заданий, которые они будут выполнять. На выполнение всех заданий выделяется 20 минут (до конца первого урока).
Тип заданий:
- Создание презентации. Учащиеся, которые должны создать презентацию тянут жребий и определяют тему своей работы (Приложение 6). Требования к презентации: должна состоять из 5 слайдов; должна быть анимация и рисунки (папка с рисунками заранее копируется на каждый ноутбук, а материал выдается в печатном виде (Приложение 7)). Максимальное количество баллов за выполненную работу – 3.
- Работа с текстовым редактором. Учащимся раздается заранее подготовленный материал (по теме). В ходе работы ученики должны выполнить задание (Приложение 5). Максимальное количество баллов – 8.
- Учащимся выдаются 2 задания: соотнесите понятие и определение; распределите исторические события, относящиеся к конкретному пути развития (Приложение 3). За каждый правильный ответ команда получает – 1 балл.
- Работа с историческим документом. Ребята получают исторический документ с вопросом (Приложение 4). Максимальное количество баллов – 3.
После выполнения заданий каждая команда отдает выполненные задания жюри для проверки и подведения итогов (подсчет баллов).
В это время на интерактивной доске последовательно появляются все задания и учащиеся вместе с учителями проверяют правильность выполнения заданий. Затем учащиеся, подготовившие презентации по выбранным темам выполняют их защиту (не более 5 минут).
Учитель истории: Учитель задает вопрос учащимся:
- Дайте оценку деятельности Александра II.
- Какую роль сыграли реформы Александра II для дальнейшего развития общества?
Учитель истории: Время Александра II – время Великих перемен, которые повлекли за собой преобразования для всего общества. Требовались огромное личное мужество, решительность, справедливость, любовь к России для проведения их в жизнь.
Подведение итогов урока. Жюри объявляет результаты и награждает победителей.
Домашнее задание.
На выбор учащихся: 1. Составить синквейн по реформам Александр II. 2. Написать мини-размышление на тему “Мое отношение к русскому царю Александру II”.
Рисунки (Приложение)