Урок русского языка в 3-м классе по теме "Части речи и их правильное употребление"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • уточнение представлений обучающихся о частях речи;
  • развитие умения разбирать предложение по членам и частям речи;
  • развитие умения определять тему иллюстрации, озаглавливать ее, составлять текст по данному плану.

Ход урока

I. Организационный момент

Откройте тетрадь, положите с наклоном. Прежде чем начать работу давайте разогреем ручки.

Разминка

Мы капусту рубим – рубим
Мы капусту солим – солим.
Мы капусту трём – трём.
Мы капусту жмем, жмем.
Записали число, классная работа.

II. Минутка чистописания.

Сегодня мы с вами будем тренироваться в правильном написании элементов и соединений. Каких? (Запись на доске.)

со ся са же жи жа

– Пропишите две строчки, чередуя.
– Прочитайте слова:

– Что вы заметили? Какие орфограммы? Объясните.

– Орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением. Какое слово лишнее? Почему? ъесть.)

– По каким признакам можно разделить эти слова на группы? Докажите:

– Запишите эти слова к себе в тетрадь, разделив их на группы. Допишите еще по 1 слову. Молодцы! Тема нашего урока: Части речи и их правильное употребление.

На доске: Прочитайте четверостишие.

Ребята принесли в ладошке
Зерно, семечки и крошки.
Снегирь, синица, воробей
Благодарят за корм детей.

– Как вы понимаете это стихотворение? А кто подкармливает птиц? Кто сделал кормушки?

Рисунки детей.

– Да, ребята! Мы уже об этом говорили на уроках. В зимние дни очень холодно и голодно. Нужно обязательно подкармливать птиц и животных.
– Берегите растения, берегите животных – все это частица нашей Родины.
– А сейчас вам задание по вариантам:

списать:

1 вариант – первые две строчки
2 вариант – вторые две строчки

Списать, найти известные вам части речи, подписать. (Взаимопроверка, помогите друг другу. Проверяем по вариантам).

III. Словарная работа

– Догадайтесь о ком идет речь, запишите.

(Рисунки птиц)

1) Что за барабанщик? Зацепится за ствол сильными ногами. Уперся своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево? (Дятел)
2) Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в пучки. Но срывать ягоды стоит уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (Рябина)
3) Все ее знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверек... (Лисица)
4) Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают ее вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта – истребитель грызунов, а значит наш большой друг и зовут ее ...(Сова)

Сова с 1964 г. Находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Прочитайте слова, которые вы записали. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Какая это часть речи? Почему? Докажите.

А сейчас я вам прочитаю еще одну загадку. Слушайте очень внимательно.

Мое стихотворение –
Про местоимения...
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет – ОН придет:
Тоненький,
Смущенный, –
Он на цыпочках войдет.
Долькою лимонной.
Срок прошел – Плывет ОНА.
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
(Месяц, солнце, луна)

– Давайте запишем еще три слова. Какой частью речи они являются?
– А какие местоимения вы услышали?
– Чем отличаются местоимения от существительного?

(Имя существительное – это предмет обозначает, вопросы что? Кто?
Местоимение – не называют предметом, а только на него показывают).

IV. Повторение о частях речи

Вопросы

1) – Какие части речи вы знаете?
    – Чем они отличаются друг от друга?

2) Восстановительный диктант.

Мы сейчас с вами проведем восстановительный диктант. Я читаю текст. Вы слушаете. Затем я этот же текст читаю вам по предложениям, а вы записываете только глаголы, а потом восстанавливаете текст.

Текст (Евгений Чарушин)

Лисичка зимой мышкует. Вот встала она на пенек. Так лучше все видать. Стоит лиса, слушает, смотрит. Вот под снегом мышка запищала. Снег шевельнулся. Как кинется лиса! И попалась мышь рыжей, пушистой охотнице. (Проверка всего текста).

Вопрос: В предложении глагол каким членом является? (Сказуемым – главным).

3) Работа у доски и работа с классом:

(2 ученика работают у доски, а остальные по сигнальным карточкам)

1 ученик
(Найти орфограммы и объяснить).

Из москвы идут поизда около села Иваново протикает рика ока.

2 ученик
(Разбирать слова по составу – произвести разбор слова).

нарезной, зорька, попутный

– На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются?
– Какое имя существительное может стать собственным? (Зорька).
– Составьте предложения, чтобы это имя существительное было собственным.

Задание классу.

(Работа с веерами.)

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки.
Приготовился к зарядке:
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Клювиком почистил пух-
Клювиком почистил пух-
И за парту тихо плюх.

VI. Игра “Что лишнее?”

(Обоснуйте свой ответ)

1) Береза, пчела, легкий, малина (это все сущ.).
2) Чайный, река, горный, полезный (прил.).
3) От, у, худой, за, на (предлоги).
4) Разъяснить, донести, напевать, пять (глаголы).

VII. Работа по группам

Дан текст:

На ручей рябой и пестрый
Падает шестой листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

1 группа – подчеркнуть и назвать только числительные и предлоги.
2 группа – подчеркнуть и назвать только глаголы.
3 группа – подчеркнуть и назвать только прилагательные и местоимения, (нет).
4 группа – подчеркнуть и назвать только имена существительные. (Свой ответ доказать).

VIII. Обобщение по теме

– А теперь давайте обобщим. Вам поможет вот эта таблица.

– Таблица – Части речи.

– Какие части речи знаете? Что вы о них знаете? Что можете сказать о предлоге? (Предлог – употребляется в приложении вместе с существительным или местоимением. Служит для связи слов – в воде, с ней.)

– Что можете сказать о местоимении? О союзе? (Предлог, союз – служебные части речи) Самостоятельные части речи – сущ., прил., глаг., мест.)

IX. Работа с учебником.

(с. 9, упр. 381)

– Что изображено на рисунке 7.
– Где происходит действие?
– Кто был в цирке? Что интересное вы там видели? Что вам запомнилось?

Задание:
Упр. 382 – прочитайте текст, самостоятельно дополните его.

X. Домашнее задание

Упр. 382 – закончить, 2–3 предложение.

– Подчеркнуть главные члены;
– Разобрать по частям речи. (В классе будем выбирать лучший рассказ дополнение.)

XI. Итог урока

– Чему научились на уроке? А на следующем уроке мы продолжим работу над именем существительным и узнаем о нем много интересного.

XII. Оценки

Дополнительно:

– Записать предложение, где нет глаголов.

Наступил март. Дни стали теплые и светлые. Сугробы осели и стали рыжие. Они рыжего и серого цвета.