Привычку правильно держать свое тело нужно воспитывать с раннего детства. Взрослые (родители, воспитатели, учителя) должны помочь ребенку выработать навык правильной осанки. Для этого необходимо приобщать ребенка к занятиям физической культурой. Ребенок обязательно должен делать утреннюю зарядку, играть в подвижные игры, научиться плавать, играть в футбол, ходить на лыжах, кататься на коньках, прыгать со скакалкой, играть с мячом, гулять на свежем воздухе. Одним словом, достаточная двигательная активность – залог здоровья и основа профилактики нарушений осанки.
Формирование осанки - процесс длительный, он начинается уже с первого года жизни и завершается только к 20-25 годам.
Правильной осанкой принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки. У детей дошкольного возраста может быть небольшая “выпуклость” живота на 1-2 см.
В период бурного роста у дошкольников в 5-7 лет, а в подростковом возрасте у девочек в 11 -13 лет, а у мальчиков в 13-15 лет особенно внимательно необходимо следить за осанкой ребенка и создать все условия для профилактики ее нарушений.
Оценить осанку ребенка можно с помощью простых измерений. Ребенок должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе.
Определение плечевого индекса (ПИ).
Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу). При измерении спереди сантиметровая лента проходит на уровне ключиц, а при измерении сзади – по надлопаточным остям.
Плечевой индекс = ширина плеч/плечевая дуга.
Если ПИ равен 0,9-1,0 у ребенка правильная осанка;
Если величина ПИ меньше 0,9 – есть признаки нарушения осанки;
Если показатель ПИ очень низкий 0,6-0,7 это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда.
Родители, воспитатели и учителя должны приложить все силы для того чтобы сформировать сознательное отношение к своему здоровью, а физические упражнения стали потребностью ребенка.
Упражнения для формирования навыка правильной осанки:
а) упражнения у вертикальной плоскости (стена, шведская стенка);
б) упражнения с мешочком на голове;
в) специальные физические упражнения.
Упражнения у вертикальной плоскости.
Стоя у стены, необходимо соприкасаться с ней пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить ладонь. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при таком положении ребенок должен почувствовать и запомнить.
- Не меняя этого положения сделать несколько шагов вперед, в сторону, опять вернуться к стене и принять исходное положение.
- Присесть с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперед, вернуться в исходное положение.
- Стоя у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны.
- Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.
- Поднять прямую правую (левую) ногу вперед, руки вперед.
- Руки в стороны. Наклоны вправо, (влево) с отведением ноги в сторону.
- Ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперед, касаясь пальцами ног.
- Ноги врозь, руки на поясе. Поднимание рук вверх.
Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9лет поначалу не более 6-8 раз.
Упражнения с мешочком на голове.
Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи. Можно использовать деревянный кружок, а лучше мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью.
- Стоя у стены, мешочек на голове, руки опущены. Пройти по лалу и вернуться обратно. Обойти какие – либо предметы, перешагнуть через препятствия.
- Отойдя от стены на 1-2 шага присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение.
- Встать на скамейку и сойти с нее.
- Ноги врозь, шире плеч, руки опущены. Поднять руки вперед, в стороны.
- Ноги врозь, руки в стороны. Поднять правую (левую) согнутую ногу, руку положить на колено.
- Ноги врозь, руки на поясе. Поднять правую (левую) ногу вперед, руки в стороны.
- Стоя на коленях, руки вперед. Встать без помощи рук.
- Ноги врозь, руки в стороны. Круговые движения тазом.
Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9 лет поначалу не более 6-8 раз.
Специальные физические упражнения с “волшебной” гимнастической палочкой.
Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, держит гимнастическую палку за концы внизу перед собой. Каждое упражнение повторять по 4-8 раз.
- Прямыми руками поднять палку вверх над головой, сгибая руки опустить ее на лопатки, поднять палку над головой, вернуться в исходное положение.
- Повороты с палкой за спиной. И.П. - прежнее, но палка на уровне лопаток. Повернуться вправо (влево), вернуться в и.п.
- Наклоны в стороны. И.П. – прежнее, палка на уровне лопаток. Наклониться в одну сторону, встать прямо, наклониться в другую сторону, вернуться в и.п.
- Перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.
- Поднять палку вверх, потянуться, встав на носки, опуститься на всю ступню, палку на лопатки.
- Поднять палку вверх, повороты в стороны.
- Поднять палку вверх. Наклониться вперед и положить палку у носков. Выпрямиться, руки вниз. Наклониться и взять палку. Выпрямиться. Палку на лопатки.
- Лежа на животе, палка вверху. Прогнуться, не отрывая от пола ноги.
- Лежа на животе. Палка вертикально впереди. Держать ее руками снизу. Перехватывая руками палку по направлению вверх, прогнуться. Также вернуться в исходное положение.
- Лежа на животе, палка вверху. Перевести палку на лопатки и прогнуться.
- Лежа на спине, палки впереди. Сгибая ноги вперед, продеть их между руками и подвести палку под колени.
- Лежа на спине. Палка внизу. Руки к груди, руки вверх, руки за голову.
- Лежа на спине. Велосипедные движения ногами. Палка перед грудью, перехватывать от концов к середине и обратно.
- Сидя, ноги в стороны, палка внизу. Поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.
- Стоя на коленях, палка внизу. Поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.
- Стоя, ноги вместе, палка вертикально за спиной, руки согнуты. Присесть.
- Стоя, ноги вместе, палка в опущенных руках, поднять правое (левое)
- Стоя, ноги вместе. Палка на ладони. Удерживать палку в вертикальном положении как можно дольше.
- стоя, ноги вместе. Палка вертикаль в одной руке, хватом за середину. Перебрасывание палки с руки на руку, не теряя равновесие.
- Стоя боком к палке, лежащей на полу. Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки через палку вправо-влево с продвижением вперед, а затем обратно (спиной).
- Ходьба по палке приставным шагом и “елочкой”.
- Стоя на палке, руки на поясе. Перекатывание с пятки на носок и обратно.
- Ходьба по залу, палка за спиной на высоте углов лопаток, хват за концы.
Формирование правильной осанки – процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Заниматься нужно не реже двух раз в неделю по 30-40 минут, а лучше ежедневно по 20 минут. Необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья учеников. Для занятия выбирают 1-2 упражнения для укрепления различных мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Объем и интенсивность нагрузки следует увеличивать постепенно. По мере освоения простых упражнений переходите к более сложным.
В заключение занятия можно сделать массаж палочкой.
1. Палка за спиной на уровне плеч. Опуская и поднимая палку, делаем массаж верхней части спины.
2. Палка за спиной на уровне подмышечных впадин. Движения те же. Массируем грудной и поясничный отделы.
3. Палка сзади в опущенных руках. Массируем ягодицы.
4. Палка сзади за спиной, вертикально, хват за концы. Движением в стороны массируем всю спину.
5. Массаж стоп. Палка на полу. Катать палку вперед-назад поочередно каждой стопой.