Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах и проанализировать своеобразие музыкального языка.
Задачи.
- Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов Востока
- Выявить особенности претворения “восточной темы” в русской культуре 19 века.
- Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки.
- Воспитывать уважение к различным мировым культурам.
Музыкальный материал: опера М. Глинки “Руслан и Людмила”, Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.); симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады); опера А. Бородина “Князь Игорь”, Ария хана Кончака (основной “О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой” и заключительный раздел “Хочешь ты пленницу с моря дальнего”); Н. Римский-Корсаков романс “Пленившись розой соловей”, сочинения учеников (Э. Кузьменко “Дивный восток”).
Оборудование: портреты композиторов (А.Бородина, Н. Римского-Корсакова, Глинки), поэтов (А.Пушкина, М. Лермонтова), художника (В.Верещагина); музыкальный центр, компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему “Василий Верещагин. Восток”; “Кавказские рисунки М.Ю. Лермонтова”; слайды “Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд “Особенности музыкального языка”).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель читает эпиграф к уроку:
Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое,
Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж…
Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого…
И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж…
И звучит тема Шехеразады из одноименной симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова.
II. Активизация ранее полученных знаний
После прослушивания учитель предлагает ребятам назвать произведение и композитора. На какой сюжет композитор написал эту сюиту? (Арабские сказки “Тысяча и одна ночь”).
Охарактеризуйте особенность мелодического рисунка этой темы (извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)
А какие ладовые особенности этой темы сближают её с русскими музыкальными образами Римского-Корсакова? (Дорийский лад)
В этой теме соединились черты и восточного колорита и русского. Орнаментальный рисунок мелодии ведёт своё происхождение от восточных наигрышей и напевов. А строго выдержанный дорийский лад сближает тему со многими русскими музыкальными образами в произведениях Р.К.
В литературе о Римском-Корсакове и о других участниках “Могучей кучки” не раз указывалось, что восточные образы, созданные кучкистами, - это, говоря словами музыковеда Бориса Асафьева “русская музыка о Востоке”.
В русской классической музыке сложилось оригинальное национальное стилевое явление, именуемое “русский Восток” – особый комплекс:
- интонационно-тематических,
- ритмических,
- ладогармонических и
- тембровых особенностей,
- переплавивший характерные черты восточной музыки и русской музыкальной традиции.
Наш сегодняшний урок мы и посвятим русской музыке о Востоке и её стилевым особенностям.
И так, тема урока “Восток в русской музыке”.
Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком. Т.К. только в 1801 г. Грузия стала частью России и стало возможно посещать Кавказ, который давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от свей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19 в. Своим появлением обязаны именно Кавказу. Когда мы говорим о них, прежде всего вспоминаются имена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Учащиеся читают небольшие стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова о Востоке.
Слайды “Кавказские рисунки М.Ю. Лермонтова”.
В 1823 г. Кавказ посетил и композитор М. Глинка. В душе Глинки неизгладимыми остались и грандиозная красота горных пейзажей и красочные картины народной жизни - первое прикосновение к подлинному Востоку. “Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов” - писал он в воспоминаниях. Память о них стала, быть может, источником лучших восточных вдохновений Глинки.
В каком произведении отразились восточные впечатления М.И. Глинки?
(Восточные танцы в опере Глинки “Руслан и Людмила”)
III. Углубление в тему
- Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.)
В процессе слушания ученики должны отметить в нотах те особенности музыкальной речи, которые и придают музыке своеобразный восточный колорит.
Вопросы перед слушанием.
Турецкий танец. Сколько раз проводится тема и чем одно проведение отличается от другого? Какие ладовые особенности вы заметили в этом танце?
(Тема - сопоставление минора и мажора – нега, томность, изменчивость. Второе проведение - динамические контрасты - тема приобретает величественный, пышный характер. 3-е проведение - в исполнении флейты на фоне пиццикато струнных – приобретает нежный, лирический оттенок. 4-е – струнные – мелодия плавная, умиротворённая, мягкая).
Арабский. Сколько тем в танце и какой тип контраста между ними?
(1-я тема – мужественная. Резкие акценты на сильной доле указывают на прыжки танцующих. Далее мелодия короткими мотивами с форшлагами (кружение. Извилистость, затейливость) спускается к исходному звуку – строение фразы, характерное, для восточной музыки)
2-я тема - изящная, женственная. Построена на тембровых контрастах.)
Лезгинка. Дать характеристику темам.
(Вступление - стремительное, как вихрь восходящее движение по хроматизмам, яркие динамические контрасты.
1-я тема - флейта - звонкий, свистящий звук. Регистровые контрасты. Фраза в 2 такта звучит поочерёдно то в 3-й, то во второй октаве – яркий темперамент, контрастный. Интервал Увеличенной секунды
2-я тема – небольшая фраза с синкопой и форшлагом в исполнении гобоя. Тембровый и темповый контраст с 1-й темой)
Вывод:
Раздать карточки с заданием “Заполнить пропуски в тексте”.
Наличие контрастов: __________,_______,______________,__________.
Тембр – ______________ звучания ______________ инструментов.
Ритм – наличие ____________, ______________, акцент на __________ доле.
Мелодия двух типов. 1-я – лирическая, ______________________, _____________.
2-я – танцевальная, _________________, ________________.
Наличие характерных интервалов: _________, на пониженной _______ и _____ ступени в мажоре.
На карточках с обратной стороны – изображение восточного орнамента <Рисунок 1>. На доске это же изображение в виде слайда.
Перевернуть карточку - видим орнамент.
Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А в мусульманстве изображение человека было запрещено. Поэтому художественный потенциал народа вылился в создание орнамента. Восточный орнамент очень разнообразен и богат. Это фантастическое разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют “музыкой для глаз”. Давайте подумаем, почему?
Чередование сильных и слабых долей (линия сверху-снизу, чередование цвета – синий-голубой). Линии, которые одновременно являются линиями 2-х фигур (наложение и соединение голосов). Одновременное бытие нескольких фигур, образующих другие фигуры (гармония- аккорд, или полифония – вертикаль голосов). Линии орнамента движутся-длятся, как линии мелодии (в пространстве - во времени). Орнамент – это одухотворённа логика.
Под впечатлением от восточной экзотики находились не только композиторы и поэты, но и художники. И прежде всего из художников 19 века хочется назвать Василия Верещагина.
- Сообщение о В. Верещагине. (Готовят ученики)
Слайды с картинами Верещагина.
Живопись картин Верещагина носит своеобразный “ковровый” характер, основывается на звучных, ярких красках.
Такими же колоритными, пёстрыми и яркими выписаны восточные, но уже музыкальные образы в опере А.П. Бородина.
О какой опере идёт речь? (“Князь Игорь”)
В опере Бородин использует восточный колорит для характеристики половцев – врагов русских. В опере звучат половецкие пляски: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски.
А мы вспомним арию хана Кончака – предводителя половцев и именно те разделы, где в которых наиболее ярко проявились “восточные черты” Кончака.
- Ария Хана Кончака IIд
Ваша задача послушать и отметить те элементы музыкальной речи, при помощи которых композитор придаёт образу хана восточный колорит.
Основной раздел “О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой”
В мелодии появляются распевы, близкие восточным лирическим напевам.
В оркестре – подголоски с форшлагами, в ритме сочетание двуолей и триолей.
В сопровождении - упругий танцевальный ритм.
- Заключительный раздел “Хочешь ты пленницу с моря дальнего”.
Мелодия построена на хроматических изгибах.
Жанровая основа - восточный танец, в сопровождении восходящие синкопированные фигуры.
Вывод: В опере Бородина “Князь Игорь” Восток предстаёт в образе завоевателей-половцев. Для Бородина “враг” - это не значит – плохой, как и понятие “свой” - не означает – хороший. Восточные образы в опере разные: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски. Бородин не идеализирует Восток, но и не показывает его варварским, диким.
В каких жанрах композиторы использовали восточные образы? (Глинка и Бородин – в опере, Римский-Корсаков – симфонической сюите)
Надо отметить, что образы востока не сразу попадали в такие крупные жанры как опера, симфоническая сюита. Как вы думаете, какой жанр больше всего подходит для композиторских экспериментов? В каком жанре можно опробовать звучание и вокальных и инструментальных интонаций, найти новые гармонии? (Романс)
Проанализируем вступление к романсу
- Н. Римский-Корсаков романс “Пленившись розой соловей”.
(В аккомпанементе – квинта – имитация игры на пустых струнах, мелодия орнаментальная, сопоставление минора и мажора, нисходящее построение фразы).
А теперь послушаем весь романс и подумаем, кто мог бы исполнять его. Для этого обратите внимание на аккомпанемент, звучанию какого инструмента он подражает? (Исполнение бродячего музыканта в сопровождении цитры)
(Романс в исполнении Анны Нетребко)
В музыкальной культуре Востока велика роль странствующих музыкантов. Они были переносчиками самых различных традиций. Возможно, Римский-Корсаков и стремился изобразить игру странствующего музыканта на арабском кануне или иранском сантуре (струнные щипковые инструменты) и его поэтическое повествование о несчастной любви.
Вывод: С помощью восточных интонаций Римский-Корсаков создаёт неподражаемые лирические образы.
Мы тоже пытались экспериментировать. Попробовать себя в роли композиторов и создать “восточную” музыку.
Результатом эксперимента и стала эта презентация. Видео ряд включает в себя и иллюстрации к восточным сказкам, и некоторые картины Василия Верещагина, изображения восточных городов, сцены из жизни, в общем - шумный, пёстрый восток во всём его разнообразии.
Дивный Восток < Приложение 1>
После слушания разобрать особенности музыкальной речи.
IV. Итог урока
Вывод по уроку:
В процессе беседы подвести ребят к следующей мысли – Русские композиторы, поэты, писатели и художники обращались к восточной культуре с уважением, восхищались ей, и привнося в своё творчество обогащали всю русскую культуру.
В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый художник воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.
Литература: В разработке урока использованы материалы https://urok.1sept.ru:8080/articles/415644/