Основной целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.
Я считаю, что результат обученности по иностранному языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.
Принцип коммуникативности – основной принцип обучения иностранному языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на иностранном языке в рамках определенной темы.
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению.
Говорение – выражение своих мыслей в процессе общения, а общение – это очень сложный процесс, который выступает как процесс взаимодействия и как информационный процесс. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной речи. В первом случаи обучающийся должен овладеть говорением и аудированием, во втором случаи – письмом и чтением. Обучение говорению как виду речевой деятельности и происходит в рамках общения.
Различают два вида говорения: монолог и диалог. Монологическая речь требует завершенности мысли, строгое соблюдение грамматических форм, последовательности в изложении. Для диалогической речи характерны вопросы, пояснения, дополнения, вспомогательные слова и междометия. Особенности диалогической речи зависят от степени взаимоотношений собеседников. Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.
Очень важно, чтобы наглядность была смысловой. Обучающиеся легче выражать свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.
Также развитию коммуникативной компетенции способствует и проблемное обучение. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности наличие высокого уровня мыслительной деятельности и умение выразить свои мысли. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе обучения, когда актуализируется потребность что-то сказать, выяснить, доказать, поделиться с собеседником.
И.С. Кон считает, что “единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод”. Очень важно, чтобы поставленная проблема соответствовала возрастным особенностям обучающихся, волновала их. Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач является групповая работа. Учитель в этом случаи приобретает роль организатора самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности обучающихся, к тому же совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению иностранным языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому очень важно оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколькоего усилия и старания. В группе ему необходимо дать менее сложное задание для выполнения, либо меньшее по объему. Члены группы постоянно помогает ему по мере необходимости, но не выполняют за него задание. Их задача – лишний раз объяснить. Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Перед ребятами ставится задача, одни предлагают решение, другие – анализируют. Важно, что во время «мозгового штурма» запрещена критика, поэтому создается спокойная доброжелательная обстановка. Ребята не бояться высказываться и допускать ошибки, что очень важно для развития коммуникативной компетентности.
Для выражения собственных мыслей служит и метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Важно, чтобы все задания соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик может почувствовать себя в другом качестве, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.
Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью и необходимо использовать на уроках ролевые игры. В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе ролевой игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке. Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.
В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)