В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках, находит свое логическое завершение во внеурочной деятельности. Формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, встречи с увлечением, обозреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешествие в предмет, аукцион идей и знаний, дидактический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн, предметный ринг, организацию персональных выставок учителей и учеников, защиту проектов, интеллектуальные марафоны, исторический календарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.
Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель. Тематические предметные недели могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.
Руководствуясь целью Российского образования прописанной в законе «Об образовании», а также в стандартах второго поколения: Воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Одна из ключевых проблем профильной школы - изучение дисциплин, не относящихся к выбранному профилю. Например, истории или литературы в физико-математических классах, и наоборот, естественнонаучных дисциплин в классах гуманитарного профиля. Если использовать более точные формулировки, то речь идет о базовом (в отличие от профильного) уровне изучения того или иного предмета. В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является развитие познавательной активности у обучающихся на уроках непрофильных предметов и поддержание данной активности как можно дольше.
Мы считаем, одной из важных задач, активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.
Одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся являются предметные недели. Проведение в нашей языковой гимназии предметной недели естествознания позволяет использовать все возможные способы и формы работы. Они представляют гимназистам, широкие возможности для применения на практике знаний и умений полученных на уроках в различных областях естествознания.
Задачами предметной недели являются:
- совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;
- выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы гимназии. План подготовки и проведения предметной недели утверждается заместителем директора по научно методической работе, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения. Организатором предметной недели является школьное методическое объединение естествознания.
Участниками предметной недели являются:
- учителя;
- ученики гимназии;
- родители.
Успех в проведении предметной недели во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Под руководством преподавателей, старшеклассники гимназии проводят подготовительный этап предметной недели. Подготовка к проведению недели включает в себя составление плана работы, использование передового опыта, накопленного в организации и проведении предметных недель, подготовку старшеклассниками различных заданий для учащихся младших классов.
В рамках предметной недели в нашей гимназии традиционно проводиться:
- День науки (с приглашение преподавателей и научных сотрудников ВУЗов),
- нетрадиционные уроки по предметам для младших школьников проводимых старшеклассниками гимназии (урок творческих идей, час занимательной химии, брейн-ринг, гонка за лидером, звездный час, третий лишний и др.);
- внеклассные мероприятия среди учащихся как в отдельных классах, так и параллельных классах;
- общешкольные мероприятия (КВН по предмету, интеллектуальный марафон, творческие выставки работ учащихся и многое другое).
Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией (тематические газеты, плакаты, коллажи),
По итогам предметной недели:
- определяются победители различных конкуров и викторин,
- наиболее активные участники награждаются памятными призами или грамотами;
- проводится набор новых учащихся в школьное Научное общество учащихся.
По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ прошедших мероприятий, организованных входе предметной недели. Определяются положительные и отрицательные моменты проведения предметной недели («успехи» и «неудачи»). Ставятся цели и задачи на дальнейшую работу по подготовке к следующей предметной неделе.
Будучи массовой формой работы, предметная неделя способствует активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, расширению кругозора, широкому развитию детского творчества. В то же время предметная неделя позволяет организаторам и руководителям гимназии установить качество усвоения учащимися программного материала, обнаружить пробелы в знаниях и умениях, выявить имеющиеся способности.
План
проведения предметной недели Естественных наук
(24.01-29.01.2011г.)
24.01.11 (понедельник)
Открытие недели,
Выставка плакатов, газет: «Наука, Открытия вокруг
Нас», «Великие учёные». Изготовители – учащиеся
9-х классов.
25.01.11 (вторник)
День Науки
- Радиолинейка.
- Тематические уроки во всех классах.
- Начальные классы: «Моё первое знакомство с наукой»;
- «Юбилей – 300 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова»
- выступление 7А класса
- «Научные открытия» выступление 8А класса
- «Занимательные опыты» посещение кабинета химии 1-ми классами
- «Общественный смотр знаний по физики» в 8 классах с 10 классами.
- Актовый зал 13.00 ч. Пленарное заседание « День знаний»
- Защита Научно-исследовательских проектов с1-10 классы
26.01.11 (среда)
- Игра- викторина «Стекло» для 9 классов
- «Зоофутбол» для 7 а класса
27.01.11 (четверг)
- Брейн-ринг «Неорганические соединения» для 8 класса.
- Просмотр фильма « Загадки человеческого тела» для 8 класса.
28.01.11 (пятница)
- Сбор макулатуры!!! все классы, с 1-10.
- Игра « Кто хочет стать отличником?» для 9-10 классов.
- «Зоофутбол» для 7 в, с классов.
29.01.11 (суббота)
- Творческая работа и их защита по теме: «Рычаги в организме человека, животных»
- Для 7 классов: конкурс на лучшую тетрадь по ФИЗИКЕ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ!!!
- Во всех классах: подведение итогов.