Класс: 6.
Цели:
- повторить кодирование графической и текстовой информации, виды понятий, закономерности, правила техники безопасности; правила работы в графическом редакторе Paint;
- развивать логическое мышление и познавательный интерес; формировать навыки работы за компьютером;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: карточки с заданиями, карта путешествия, таблица результатов, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент урока
Подготовка учащихся класса к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
– Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Посмотрите на меня, улыбнитесь мне!
– Ребята, вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами «отправляемся в плавание по океану «Информатики».
На доске висит карта, на которой изображены Остров Информации, Остров Логики и Компьютерный остров. На карте указаны начало и конец Регаты, а также прерывистой линией указан путь прохождения Регаты. На карте выделены: Бухта Двоичных Кодов, Бухта Измерения Кодирования, Бухта Зашифрованных Слов, Бухта Закономерности, Бухта форм мышления, Бухта Графического редактора Paint.
Т.к. регата – это соревнования яхт, то участники игры будут «проплывать мимо островов» и «заплывать в указанные бухты».
Пусть вам откроется чудесная картина:
Набрав ветра в тугие паруса,
Плывет по курсу наша бригантина,
Чтобы находить на свете чудеса.
А за бортом плывут куда-то страны;
Все, что ты узнал, увидел, расскажи…
Был юнгой ты, а станешь капитаном!
Ты честью бригантины дорожи!
9 человек. 40-45 балов – отметка «5», 30-39 баллов – отметка «4», 20-29 баллов – отметка «3».
Регата проходит в несколько этапов. На каждом этапе предлагаются определенные задания. В карточках указано количество баллов. У каждого на столе изображение яхты, где указаны этапы, будут отмечаться результаты этапов. Учитель раздает карточки с заданиями.
II. Закрепление
Остров Информации
Этап I. Бухта двоичных кодов 3 минуты (5 баллов)
Нарисовать изображение, которому будет соответствовать указанные в таблице слева двоичные коды отдельных строк (закрасить клетки справа)
Сколько бит и сколько байт займет этот рисунок в памяти компьютера?
Ответ: бит_______________ байт______________
Двоичный код строки изображения | Рисунок | ||||||||
001000000 | |||||||||
111000000 | |||||||||
101000000 | |||||||||
111000001 | |||||||||
000111111 | |||||||||
000111111 | |||||||||
000100001 | |||||||||
001100011 |
Если есть желание, можно высказаться, рассказать, как выполняли задания.
Кроссворд для тех, кто быстро выполняет задания.
Этап II. Бухта Кодирования 4 минуты (5 баллов)
Таблица кодов азбуки Морзе
А | .– | И | .. | Р | .–. | Ш | – – – – |
Б | –… | Й | .– – – | С | … | Щ | – –.– |
В | .– – | К | –.– | Т | – | Ъ | .– –.–. |
Г | – – . | Л | .–.. | У | ..– | Ы | –.– – |
Д | – .. | М | – – | Ф | ..–. | Ь | –..– |
Е | . | Н | –. | Х | …. | Э | ..–.. |
Ж | …– | О | – – – | Ц | –.–. | Ю | ..– – |
З | – –.. | П | .– –. | Ч | – – –. | Я | .–.– |
Расшифруйте следующие записи, зашифрованные с помощью азбуки Морзе:
.. | –. | ..–. | – – – | .–. | – – | .– | – | .. | –.– | .– |
Информатика
–.– | – – – | – – | .– –. | –..– | ..– – | – | . | .–. |
Компьютер
.– –. | . | .–. | . | –.. | .– | – – –. | .– | ||
.. | –. | ..–. | – – – | .–. | – – | .– | –.–. | .. | .. |
Передача информации
–.– | – – – | –.. | .. | .–. | – – – | .– – | .– | –. | .. | . |
Кодирование
– –.. | .– | – – – – | .. | ..–. | .–. | – – – | – – | .– | –. | –. | .– | .–.– |
.. | –. | ..–. | – – – | .–. | – – | .– | –.–. | .. | .–.– | |||
Зашифрованная информация
Этап III. Бухта Зашифрованных Слов 3 минуты (5 баллов)
В перечисленных словах необходимо заменить одну букву и получить слово, связанное с информатикой и компьютерами:
- БАНТ – БАЙТ
- ВАЗА – БАЗА
- ВЫВОЗ – ВЫВОД
- ИНТЕРНАТ – ИНТЕРНЕТ
- КАНАТ – КАНАЛ
- КИТ – БИТ
- ПИСК – ПУСК
- РИСК – ДИСК
- ПРОБЕГ – ПРОБЕЛ
- ПРОФЕССОР – ПРОЦЕССОР
- ШАПКА – ПАПКА
Остров Логики
Этап IV. Бухта Закономерности 5 минут (10 баллов)
-
Из лагеря вышли 5 туристов. Вася, Галя, Толя, Лена, Миша. Толя идет позади Миши, Лена позади Васи, но впереди Миши, Галя впереди Васи. В каком порядке идут ребята? (Галя, Вася, Лена, Миша, Толя)
-
Определить закономерность в каждой последовательности чисел и продолжить их, вписав в каждую ещё 3 очередных числа:
а) 3 4 6 9 13 18 24 31 39 48 58
б) 2 3 8 9 14 15 20 21 26 27 32
А сейчас штиль, ветра нет. Послушаем шум прибоя. Релаксация.
Этап V. Бухта Форм Мышления 4 минуты (5 баллов)
1. Подсчитать общее число треугольников в двух фигурах
16 треугольников 28 треугольников
2. Выделить попарно общие и единичные понятия: число, ученый, Иванов Александр, девять, ученик, русский язык, школьный урок, Лейбниц, учебник, «Информатика»
Общие понятия | Единичные понятия | |
1. | Число | Девять |
2. | Ученый | Лейбниц |
3. | Ученик | Иванов Александр |
4. | Школьный урок | Русский язык |
5. | Учебник | «Информатика» |
Дополнительное задание 3 минуты (5 баллов)
Компьютерный остров
Этап VI. Бухта графического редактора Paint
Повторение правил ТБ при работе с компьютером.
Нарисовать рисунок в графическом редакторе (яхта). 8 минут (5 баллов)
Задача «Секрет пароля» 4 минуты (5 баллов)
Один любопытный мальчик хотел попасть в некоторое секретное учреждение, вход в которое тщательно охранялся. Он притаился недалеко от входа и начал наблюдать за действиями охранника.
Охранник спросил первого подошедшего: «Двадцать два?»
– Одиннадцать, – ответил тот, и был немедленно впущен вовнутрь.
Второй посетитель получил от привратника другой вопрос: «Двадцать восемь?»
– Четырнадцать, – сказал он, проходя в здание.
«Всего и делов–то!»–подумал любопытный мальчик, смело рванув к двери и на вопрос «Сорок два?» – немедленно ответил: «Двадцать один».
Вместо того чтобы пропустить гостя, охранник нажал на кнопку тревожной сигнализации.
А какое число нужно было назвать в качестве отзыва?
III. Подведение итогов, выставление отметок
IV. Домашнее задание
Кроссворд, составить ребусы, кроссворд по информатике.