Урок-игра "Регата". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Класс: 6.

Цели:

  • повторить кодирование графической и текстовой информации, виды понятий, закономерности, правила техники безопасности; правила работы в графическом редакторе Paint;
  • развивать логическое мышление и познавательный интерес; формировать навыки работы за компьютером;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: карточки с заданиями, карта путешествия, таблица результатов, презентация. 

Ход урока

I. Организационный момент урока

Подготовка учащихся класса к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.

– Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Посмотрите на меня, улыбнитесь мне!

– Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами «отправляемся в плавание по океану «Информатики».

На доске висит карта, на которой изображены Остров Информации, Остров Логики и Компьютерный остров. На карте указаны начало и конец Регаты, а также прерывистой линией указан путь прохождения Регаты. На карте выделены: Бухта Двоичных Кодов, Бухта Измерения Кодирования, Бухта Зашифрованных Слов, Бухта Закономерности, Бухта форм мышления, Бухта Графического редактора Paint.

Т.к. регата – это соревнования яхт, то участники игры будут «проплывать мимо островов» и «заплывать в указанные бухты».

Пусть вам откроется чудесная картина:
Набрав ветра в тугие паруса,
Плывет по курсу наша бригантина,
Чтобы находить на свете чудеса.
А за бортом плывут куда-то страны;
Все, что ты узнал, увидел, расскажи…
Был юнгой ты, а станешь капитаном!
Ты честью бригантины дорожи!

9 человек. 40-45 балов – отметка «5», 30-39 баллов – отметка «4», 20-29 баллов – отметка «3».

Регата проходит в несколько этапов. На каждом этапе предлагаются определенные задания. В карточках указано количество баллов. У каждого на столе изображение яхты, где указаны этапы, будут отмечаться результаты этапов. Учитель раздает карточки с заданиями.

II. Закрепление 

Остров Информации

Этап I. Бухта двоичных кодов 3 минуты (5 баллов)

Нарисовать изображение, которому будет соответствовать указанные в таблице слева двоичные коды отдельных строк (закрасить клетки справа)

Сколько бит и сколько байт займет этот рисунок в памяти компьютера?

Ответ: бит_______________ байт______________

Двоичный код строки изображения Рисунок
001000000                                                                                                   
111000000                  
101000000                  
111000001                  
000111111                  
000111111                  
000100001                  
001100011                  

Если есть желание, можно высказаться, рассказать, как выполняли задания.

Кроссворд для тех, кто быстро выполняет задания.

Этап II. Бухта Кодирования 4 минуты (5 баллов)

Таблица кодов азбуки Морзе

А     .–     И      ..      Р     .–.     Ш  – – – – 
Б –… Й .– – – С Щ – –.–
В .– – К –.– Т Ъ .– –.–.
Г – – . Л .–.. У ..– Ы –.– –
Д – .. М  – – Ф ..–. Ь –..–
Е . Н –. Х …. Э ..–..
Ж …– О – – – Ц –.–. Ю ..– –
З – –.. П .– –. Ч – – –. Я .–.–

Расшифруйте следующие записи, зашифрованные с помощью азбуки Морзе: 

.. –. ..–. – – – .–. – – .– .. –.– .–
                                                                                                                        

Информатика

–.– – – – – – .– –. –..– ..– – . .–.
                                                                                                  

Компьютер

  .– –. . .–. . –.. .– – – –. .–  
                                                                                                             
.. –. ..–. – – – .–. – – .– –.–. .. ..
                   

Передача информации

–.– – – – –.. .. .–. – – – .– – .– –. .. .
                                                                                                                        

Кодирование

– –.. .– – – – – .. ..–. .–. – – – – – .– –. –. .– .–.–
                                                                                                                                              
  .. –. ..–. – – – .–. – – .– –.–. .. .–.–    
                         

Зашифрованная информация

Этап III. Бухта Зашифрованных Слов 3 минуты (5 баллов)

В перечисленных словах необходимо заменить одну букву и получить слово, связанное с информатикой и компьютерами:

  • БАНТ – БАЙТ
  • ВАЗА – БАЗА
  • ВЫВОЗ – ВЫВОД
  • ИНТЕРНАТ – ИНТЕРНЕТ
  • КАНАТ – КАНАЛ
  • КИТ – БИТ
  • ПИСК – ПУСК
  • РИСК – ДИСК
  • ПРОБЕГ – ПРОБЕЛ
  • ПРОФЕССОР – ПРОЦЕССОР
  • ШАПКА – ПАПКА

Остров Логики

Этап IV. Бухта Закономерности 5 минут (10 баллов)

  1. Из лагеря вышли 5 туристов. Вася, Галя, Толя, Лена, Миша. Толя идет позади Миши, Лена позади Васи, но впереди Миши, Галя впереди Васи. В каком порядке идут ребята? (Галя, Вася, Лена, Миша, Толя)

  2. Определить закономерность в каждой последовательности чисел и продолжить их, вписав в каждую ещё 3 очередных числа:
    а) 3 4 6 9 13 18 24 31 39 48 58
    б) 2 3 8 9 14 15 20 21 26 27 32

А сейчас штиль, ветра нет. Послушаем шум прибоя. Релаксация.

Этап V. Бухта Форм Мышления 4 минуты (5 баллов)

1. Подсчитать общее число треугольников в двух фигурах

16 треугольников 28 треугольников

2. Выделить попарно общие и единичные понятия: число, ученый, Иванов Александр, девять, ученик, русский язык, школьный урок, Лейбниц, учебник, «Информатика»

  Общие понятия Единичные понятия
1. Число Девять
2. Ученый Лейбниц
3. Ученик Иванов Александр
4. Школьный урок Русский язык
5. Учебник «Информатика»

Дополнительное задание 3 минуты (5 баллов)

Компьютерный остров 

Этап VI. Бухта графического редактора Paint

Повторение правил ТБ при работе с компьютером.

Нарисовать рисунок в графическом редакторе (яхта). 8 минут (5 баллов)

Задача «Секрет пароля» 4 минуты (5 баллов)

Один любопытный мальчик хотел попасть в некоторое секретное учреждение, вход в которое тщательно охранялся. Он притаился недалеко от входа и начал наблюдать за действиями охранника.
Охранник спросил первого подошедшего: «Двадцать два?»
– Одиннадцать, – ответил тот, и был немедленно впущен вовнутрь.
Второй посетитель получил от привратника другой вопрос: «Двадцать восемь?»
– Четырнадцать, – сказал он, проходя в здание.
«Всего и делов–то!»–подумал любопытный мальчик, смело рванув к двери и на вопрос «Сорок два?» – немедленно ответил: «Двадцать один».
Вместо того чтобы пропустить гостя, охранник нажал на кнопку тревожной сигнализации.
А какое число нужно было назвать в качестве отзыва?

III. Подведение итогов, выставление отметок

IV. Домашнее задание

Кроссворд, составить ребусы, кроссворд по информатике.