Цели:
- Уточнить артикуляцию звуков;
- Познакомить с буквой Мм;
- Упражнять в звуко-слоговом анализе слов;
- Продолжать учить определять мягкость и твердость согласных;
- Закреплять образ букв;
- Воспитывать внимательность, усидчивость.
Методические приемы:
- Игровая ситуация «Морское путешествие»;
- Показ картинок;
- Вопросы;
- Дифференцированный подход: (выучить к занятию стихотворения с теми детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии).
Предварительная работа:
- дети нанизывают бисер на нитку для задания на развитие мелкой моторики;
- изготавливают пластилиновые пластины;
- разучивание стихотворений.
Оборудование:
- демонстрационное: панно букв, мяч, набор картинок, звуковые девочки, изображение моря, волны для закрепления образа букв;
- раздаточное: индивидуальные зеркала, материал для звуко-слогового анализа слов, карточки с заданием, ножницы, буквы графические, конверты, пластилиновые пластины, бисер.
Ход занятия
Дети проходят на ковер.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие и познакомимся с некоторыми обитателями моря. Но для того, чтобы путешествовать по морю, необходимо быть выносливыми, смелыми и внимательными. Поэтому перед предстоящим путешествием я предлагаю сделать небольшую разминку. Образуйте пожалуйста круг без рук, мы поиграем в игру, которая научит вас хорошо слышать и быть внимательными.
Внимательно слушайте и составите слово из двух одно (с мячом).
- Кино+театр,
- Пар+везет,
- Звезда+летать,
- Пар+ход,
- Лед+колоть,
- Сам+летит,
- Фото+аппарат,
- Вода+провод.
Молодцы, очень внимательные путешественники.
Но море ребята полно неожиданностей, а вдруг нам на пути встретится акула!
Мы должны будем быстро спрятаться.
Покажите мне свои язычки!
А язычок наш, как ребятки, тоже очень любит прятки. (прятки)
Он за зубки быстро прыг.
Где, ребята ваш язык?
Показали и опять (лопаточка)
За зубами не видать (прятки)
Улыбнулась детвора (улыбочка)
Как нам нравится игра
А кто у нас самый внимательный путешественник? Не подглядывая на панно букв, кто сможет вспомнить, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? А в какую квартирку мы ее поселили? Пойдемте посмотрим как она там поживает. Ой а буквы-то нет, но есть записка (отгадайте, где я?). Чтобы отгадать, где спряталась буква, надо прочитать слово по первому звуку. (ослик). (дети находят букву у ослика).
(Дети садятся за столы).
Ребята, а ведь я тоже с вами в морское путешествие хочу отправиться, значит и мне разминка нужна. А я сейчас спою.
На море я гляжу
ма-мо-му
По морю плыть хочу
ма-мо-му
И вот я в лодочке
мя-мё-ме
Плыву я по волне
мя-мё-ме.
Какой звук вы слышали чаще всего, когда я пела песенку? Вы заметили, что он звучал по- разному? Как он звучал, когда я пела с девочкой в синем платье? А в зеленом? (дети определяют твердость и мягкость звуков.).
Настало время дать имена нашим звуковым девочкам, как мы их назовем? [М и МЬ].
(делаем артикуляцию звуков перед зеркалами).
Кто скажет, звук [М] гласный или согласный? Почему?
И так, я думаю, мы хорошо подготовились к путешествию и нам пора отправляться.
Кажется на горизонте появился первый обитатель морских пучин. Кто это?
Ребенок:
Это рыба камбала
Очень плоская она.
Положите перед собой карточки и определите, где находится звук [М] (в начале, в середине или в конце слова).
Плывем дальше. Интересно, кто же нас на пути еще поджидает?
Ребенок:
С ней вы ребята не плавайте рядом
Медуза опасна, ужалит вас разом.
Из скольких слогов состоит слово «медуза»? Какой первый, второй, третий слог?
Наше путешествие продолжается! Посмотрите в бинокли. Чьи это ноги и почему их так много?
Ребенок:
Он морской пучины житель
Вы друзья с ним не шутите
Сразу восемь цепких ног
Пустит в дело осьминог.
В слове «осьминог» звук [М] твердый или мягкий?
Плывем дальше. А кто это там, на льдине?
Ребенок:
Гордится морж усами
И острыми клыками
Он в Арктике живет
Где снег вокруг и лед.
Делаем звуковой анализ слова «морж».
Физминутка: (логоритмика по картинкам – краб, акула, пингвин, скат, кит, тюлень).
Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться. А пока плывем обратно, вспомним, с кем мы повстречались.
Ой ребята, мы совсем забыли про наших звуковых девочек. Давайте познакомим их с родной сестричкой буквой М. На что похожа буква?
Ребенок:
Вот качели буква М
Здесь качаться можно всем.
Рисуем букву М пальчиком в воздухе. А теперь внимательно посмотрите на букву и скажите, сколько в ней элементов? Какие это элементы. Все ли палочки одинаковые? А давайте проверим. (разрезаем букву на элементы).
Настало время поселить букву в домик.
Ребята, за то, что вы были прекрасными морскими путешественниками, я приготовила для вас сюрприз. Закройте глаза.
За нами слова по волне бежали МИ и ОМ они потеряли. (читаем слоги).
А мне тоже хочется, чтобы вы для меня сделали сюрприз. Выполните задание, которое я для вас приготовила. Я закрываю глаза, выполняйте. (работа с карточками, дети обводят только гласные звуки красным карандашом).
В конце занятия проводится работа по развитию мелкой моторики рук: дети выкладывают бисером ножки осьминогам на пластилиновых пластинах.
Итог: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось? Какое задание показалось вам самым сложным? Укажите фишкой как вы сегодня поработали?
Вы все молодцы!