Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- сформировать представление о понятиях «алгоритм», «программа действий», «блок-схема»;
- уточнить представление о луче;
- продолжить формирование умение работать в парах.
Ход урока.
I. Организующий момент
– Чем занимались на прошлых уроках?
– Все эти понятия могут пригодиться, чтобы помочь Ивану Царевичу победить злого Кощея и освободить Елену Прекрасную. Хотите отправиться в сказку про Кощея Бессмертного?
II. Актуализация знаний
– Кто помнит, где спрятана смерть Кощея
Бессмертного?
– Какие препятствия надо преодолеть?
– Как можно назвать эту схему действий?
– В математике такую схему называют БЛОК-СХЕМОЙ.
– В каждой схеме спрятана операция. Это наша
программа действий.
1 задание. ДУБ.
– Продолжите ряд чисел: 3, 6, 9, …
– Взаимопроверка
2 задание: ЯЩИК.
– Назвать хором числа, кратные трем.
3 задание: ЗАЯЦ.
– Сосчитать от 837 до 842 и обратно.
– Уменьшите 837 на 200.
– Увеличьте 837 на 100.
4 задание: УТКА.
– Выразите число 640 в разных единицах счета.
– Выразите 640 см в разных единицах измерения.
5 задание: ЯЙЦО.
– Выберите нужную схему и решите задачу.
«Иван Царевич проплыл по морю в первый день 15 км.
Это на 12 км меньше, чем он проплыл во второй день.
Сколько км Иван Царевич проплыл во второй день?»
– Запишите в тетрадях только решение. Взаимопроверка.
6 задание.
– На столе карточки, на них путь к Елене Прекрасной. Разложите в правильной последовательности. И тогда Кощей будет побежден.
III. Постановка проблемы
– Какие операции надо выполнить?
– Что мы с вами должны составить? (Программу
действий)
– Почему мы не сможем ее составить? (Не знаем
порядка действий)
– В математике говорят – не знаем алгоритма.
– Без алгоритма или без порядка действий
программу – маршрут составить нельзя.
– Сформулируйте тему урока.
Само слово «алгоритм» произошло от имени
известного арабского, а точнее узбекского
математика Аль Форезми. Его труды в Средние века
были очень популярны в Европе. Переводчик,
переводящий его книги с арабского на латинский
язык, слово «Аль Хорезми» перевел как
«аль-Горезми». В результате получилось слово
«алгоритми», а потом и слово «алгоритмы».
IV. Открытие нового знания
– Карточка
М Л Г |
– Что бы это значило? (Море, лес, горы)
– Выложите на своей парте карточке в нужном
порядке.
– Какими способами можно записать программу
действий?
– Мы выполнили свою программу, победили Кощея
Бессмертного.
– Итак, что такое алгоритм и программа действий?
V. Первичное закрепление
1. № 1, стр.10
2. Работа в парах. Расскажите друг другу с помощью
блок-схемы, как развивается лягушка и бабочка.
VI. Работа в тетрадях
– Составьте алгоритм решения задачи №7, стр. 12.
– Прочитайте.
– Кто расскажет порядок действий, т.е. алгоритм
решения задачи.
VII. Домашнее задание: № 3, стр. 11, творческое задание – составить алгоритм.
(Образец детской работы. Приложение 6)