Итоговые уроки по математике в 5-6 классах и по 7-8 классах проводятся с элементами групповой работы и оцениваются с помощью рейтинговой системы, одного из прогрессивных методов оценки.
В проведении урока помогают сами учащиеся (консультанты), которые заранее получают задания, самостоятельно выполняют их, а учитель проверяет решения. Таким образом, учащиеся-консультанты готовятся к тому, чтобы на уроке быстро проверить работы одноклассников, входящих в их группы. Каждый учащийся ставит себе определенное количество баллов за каждый вид работы и в конце урока выставляет себе итоговую оценку.
Урок математики по теме «Уравнение» 5 класс (2-й урок)
Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений
Задачи:
- Образовательные:
- повторить понятия уравнения и корня уравнения;
- повторит решение простых уравнений;
- закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
- закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
- Воспитательная:
- воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
- Развивающие:
- развивать логическую смекалку;
- развивать творческое мышление.
Тип урока: урок повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Решение уравнений».
Формы организации учебной деятельности: парная, коллективная, индивидуальная
Дидактическое обеспечение урока: листы учета знаний, индивидуальные карточки.
Эпиграф к уроку: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями, однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Альберт Эйнштейн.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Мы продолжим виртуальное путешествие по городам страны Математики. Во время нашего путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.
II. Актуализация знаний по тепе «Уравнения»
Чтобы добраться до первого города, вспомним
основные понятия из темы «Уравнения».
Подготовимся к полету (наш «математический
завтрак»).
Работа в парах (ответы на вопросы). За каждый
правильный ответ один балл.
III. Погружение в тему урока
Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.
– Теперь мы готовы посетить первый город под названием «Сложение», где вы будете решать уравнения, содержащие одно арифметическое действие.
1) x + 45 = 100 2) x + 124 = 250 3) x – 19 = 41 4) x – 105 = 126 5) 200 – x = 113 6) 342 – x = 242 |
На каждом ряду – консультант. Ученик, решивший задание, поднимает руку, и консультант проверяет его ответ или учитель (потом все уравнения записываем на доске). |
IV. Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия
– Мы прощаемся с жителями города «Сложение» и отправляемся в город «Вычитание», где будем решать более сложные уравнения самостоятельно
(Решение проверяет учитель)
7) (х + 18) – 9 = 16
8) 138 + х + 57 = 218
9) 248 – (у + 123) = 24
Решение уравнений записываем на доске.
V. Проверка навыков решения задач с помощью уравнений (самостоятельная работа)
– Ребята, мы не можем покинуть этот город, у нас закончилась энергия, необходимая для возвращения в класс, но жители города «Вычитание» согласны нам выделить часть энергии при условии, что мы решим задачи способом составления уравнений.
В классной комнате было несколько учеников. После того, как 7 учеников вышли и 9 вошли, в комнате их стало 31. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
Саша задумал число. Если из этого числа вычесть 91 и к полученной разности прибавить 37, то получится 46. Какое число задумал Саша?
У Бабы Яги на носу в 2 раза больше бородавок ,чем у Кощея Бессмертного, а у Змея Горыныча в 3 раза больше, чем у Кощея Бессмертного. Сколько бородавок у Кощея Бессмертного, если у всех сказочных персонажей 60 бородавок?
Задачи проверяет учитель, потом записываем решения двух задач на доске.
VI. Домашнее задание: составить задачу со сказочными персонажами на уравнение и нарисовать путешествие в сказочные города(сложение и вычитание)
VII. Рефлексия
– Угадайте, какое слово загадано? (Каждый правильный ответ – записываю одну букву)
М | О | Л | О | Д | Ц | Ы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1) Какое это выражение 3х + 5
2) Упростить выражение 3х + 2х + 8
3) Угадайте корни уравнения х + 3 = 9 – х
4) Как найти неизвестное уменьшаемое?
5) Как найти неизвестное вычитание?
6) Найти корень уравнения х + 26 = 26
7) Найти корень уравнения 3х – 3х = 5
– Какие впечатления от урока?
– Что понравилось?
– Что было трудно?
– Какие эмоции испытывали на уроке?
Если учащийся решает быстрее всех и консультант или учитель не успевают проверить, то ученик выполняет дополнительные задания.
ЛИСТ УЧЕТА ЗНАНИЙ
Дата |
Устный опрос |
Этапы самостоятельной работы |
Задачи |
Итоговая оценка |
|||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | ||
1 балл за правильный ответ устного опроса (1-8);
1 балл за правильно решенное уравнение (1-6);
2 балла за правильно решенное уравнение (7-9);
3 балла за правильно решенную задачу (1-2), 3 задача
– дополнительно.
Оценки за урок:
«5» – 24-29 баллов;
«4» – 18-23 балла;
«3» – 11-17 баллов.