Использование дидактической игры в обучении русскому языку в начальных классах, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма.

Однако успешное решение этих задач существенно осложняются ввиду ряда психофизических причин, неполноценности психического развития данной категории детей. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность,    ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.

Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.

Проблема применения игровых методов обучения на уроках русского языка является узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к работе с детьми с нарушением интеллекта. Выбор игры в качестве первоочередного объекта творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, ускорения развития ребёнка.

Дидактическая игра на уроках русского языка в начальных классах может быть использована на различных этапах урока и уроках различного характера.

Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки. Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования.  Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.

Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты:

  • цель игры;
  • объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и
    навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;
  • количество играющих;
  • наличие подготовительной работы или ее отсутствие;
  • правила ведения игры;
  • возможные варианты игры;
  • оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных
    учеников и класса в целом).

Методические указания к проведению дидактических игр.

  1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
  2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
  3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
  4. Легкие и трудные игры должны чередоваться.
  5. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
  6. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
  7. После игры обязательно должны быть подведены итоги.

Грамотное проведение дидактической игры на уроках русского языка обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий по русскому языку. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

Дидактическое и методическое обеспечение ДИ, так называемый пакет дидактической игры, охватывает:

1. Текстовые материалы
2. Речевые материалы.
3. Лингвистические материалы.
4. Сценарий дидактической игры:
а) Описание сюжета;
б) Перечень правил проведения игры;
в) Регламент;
г) Указания на последовательность выполнения игровых действий;
д) Описания ролей участников.

В текстовые материалы должны входить:

а) информация о проблеме, которую необходимо решить;
б) образцы выполнения.

Лингвистический комментарий представляет собой:

а) лексико-грамматические сведения и правила,
б) упражнения и задания, устраняющие трудности при чтении и воспроизведении текстов.

Речевое обеспечение игры содержит:

а) перечень речевых действий, обслуживающих различные стадии игры,
б) правила соединения речевых действий в цепь связного монологического высказывания;
в) задания и упражнения, мотивирующие общение участников игры.

Создание пакета подобных материалов является особенностью подготовки дидактической игры для детей с нарушением интеллекта.

Основные условия проведения дидактической игры на уроках русского языка с детьми, имеющими нарушение интеллекта:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3.  Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4.  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
  5. Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках русского языка трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках русского языка воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности на уроках русского языка, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни. Здесь    ребенок может взять на себя роль “хорошего” ученика или роль “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны — как на исполнителя роли и человека, который знает, как следует вести себя на самом деле.

Игры одновременно решают различные задачи, близкие по цели:
игры на внимание, игры на развитие ручной моторики, игры на развитие мышления и речи, игры по сенсорному воспитанию, игры на развитие практических жизненных навыков, игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции и чувства детей. Целенаправленные игры — это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. В них много дидактизма, но дети принимают их и играют с педагогами, воспитателями на уроке, во внеурочное время. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у детей с нарушением интеллекта рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Совершенствование и активизация мыслительных операций будут достигнуты  в ходе подготовительных упражнений, систематической тренировки в перенесении игровой ситуации в сознание   ребенка.

Сформированность игровой деятельности в младшем школьном возрасте позволяет вести целенаправленную, планомерную систематическую работу по развитию кратковременной и долговременной памяти у учащихся. Для организации такой работы необходимы считалки, физминутки и различные правила в стихотворной форме. Такие приемы развития памяти позволяют организовать работу не только во внеурочное время, но и в ходе учебного процесса.

Использование перечисленных приемов позволяет повысить продуктивность работы, воздействуя на совершенствование механизмов смыслового запоминания, дает возможность точнее и в большем объеме воспроизводить материал. Особенно важно при работе над развитием памяти учитывать активный характер запоминания, который проявляется у   детей, если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже в какой-то мере творческий процесс.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7