Чему нужно научить ребенка в дошкольном возрасте? Каждый педагог дошкольник скажет, что, во-первых, играть. А затем последует огромный список тем для «изучения», знание которых необходимы выпускникам дошкольных образовательных учреждений. Но, к сожалению, в гонке за накоплением «нужных знаний» многие забывают о том, что гораздо важнее сформировать у дошкольника представление о времени.
Может, кто-то со мной в корне не согласен. Но как сказал английский философ и критик Уильям Хезлитт: «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».
Категория времени не дана уму ребенка изначально. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. И этому есть свое объяснение: у времени отсутствуют наглядные формы, время характеризуется текучестью, время – необратимо, со временем нельзя совершать какие-либо действия, словесные обозначения времени условны и относительны. Поэтому именно уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.
Я уверена, что если ребенок к моменту поступления в школу не будет уметь читать и считать это, конечно же, не очень хорошо, но так или иначе в школе его этому обязательно научат. А вот если не научить его работать в определенном ритме, укладываться в определенное время, не опаздывать, то в школе ему будет очень трудно этому научиться.
Опыт моей работы с детьми показывает, что сложности в процессе формирования временных представлений испытывают не только дети, но и педагоги, т.к. несмотря на обилие материала из-за нехватки времени не удается обеспечить систему в работе.
Поэтому мой профессиональный интерес ко времени определил цель моей работы: «Создание методического комплекса способов включения образовательных задач формирования временных представлений у дошкольников в познавательную и игровую деятельность».
В нем представлены методы и способы включения получаемых знаний в игровую и практическую деятельность: перспективный план по работе над формированием временных представлений у дошкольников; комплект дидактических и развивающих материалов для использования в игровой и практической деятельности; словарные игры, закрепляющие знания временных понятий; задания для самостоятельной деятельности с использованием календаря, «часов Страны Времени»; работа с родителями.
Для определения эффективности проводимой работы представлен диагностический комплекс, в котором отобраны апробированные критерии оценки результативности работы; определены способы уровневых показателей развития временных представлений у детей; разработаны формы регистрации и анализа получаемых результатов; отобраны способы диагностирования и ведения мониторинга.
В каждом возрастном периоде усилия направляются на решение определенных задач, которые в целом и составляют программу формирования временных представлений у детей. Этот фактор я учла при планировании занятий по развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром. На каждый месяц запланирована одна крупная тема. Она является главной, ведущей одного из занятий. В последующем идет ее расширение, углубление и закрепление. На это направлена вся деятельность вне занятий, которая отражена в перспективном плане. В нем отражена вся образовательная работа:
- познавательная деятельность;
- художественно-речевая деятельность;
- игровая и практическая деятельность.
Таким образом, обеспечивается комплексное использование различных педагогических приемов. Все формы и методы работы подробно описаны в методическом сопровождении комплекса. Для каждого вида деятельности отведено свое место в циклограмме деятельности воспитателя, которая:
- помогает четко определить время и место для запланированной совместной игровой и практической деятельности;
- обеспечивает правильное чередование форм работы с детьми по формированию временных представлений, цикличность, возможность повторения с постепенным усложнением.
В группе созданы условия для самостоятельного использования знаний о времени в игровой деятельности. При обучении игровым действиям договариваемся о времени встречи (отъезда, приема у врача), используя игровые диалоги. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Больница» имеются часы; билеты в кино (на поезд, талоны на прием), в которых указано время. В уголке практической деятельности стоят песочные часы. Дети берут их и самостоятельно на время совершают различные действия (убирают игрушки, составляют узоры, точат карандаши, собирают пазлы, одевают куклу и т.д.), при этом, не забывая об аккуратности. Это обязательное условие.
Осуществляется постоянное взаимодействие с родителями. Родители выполняют различные «домашние задания» (просьба предупредить о наступлении определенного времени, сообщить о том, что прошло 5, 10, 15 минут и т.д.). Внимательно изучают консультации и выполняют предложенные рекомендации. Вместе с детьми рисуют рисунки на темы «Что я люблю делать утром, днем, вечером, ночью?», «Что я люблю делать весной, летом, осенью, зимой?».
Силами родителей собрана коллекция часов.
Ее экспонаты используются в играх детей, при изучении темы «Определение времени по часам» (каждый ребенок на своем хронометре выставляет заданное время).
Опыт проводимой работы показал ее
высокую эффективность. Для отслеживания
результатов два раза в год в начале года
(имеющиеся навыки) и в конце (полученные,
сформированные умения и навыки) провожу
диагностику. Уровень представлений о времени у
наших воспитанников достаточно высок и имеет
хорошую тенденцию роста.
По результатам 2008-2009 уч. года (первый год работы с
использованием комплекса) из группы в 16 человек
только у одного ребенка показатели
сформированности временных представлений были
ниже 50%, а на следующий год так называемый «низкий
показатель» знаний вырос и составил уже 63%.
«Высокие показатели» – 60% и выше на первом году и
80% и выше на втором определили уровень знаний
основной массы детей группы. Достаточный высок
прирост показателей по выделенным критериям
(сравнение результатов входящей и итоговой
диагностики). Он составляет от 20 до 47%. Что
является подтверждением результативности
проводимого комплекса работы. (Приложение
1)
Работа по формированию у дошкольников временных представлений результативна не только сама по себе, но является и очень эффективным фактором интеллектуального развития детей. Мои выпускники по словам родителей легко прошли сложный процесс адаптации к школе и не испытывают трудностей при обучении. Это очень радует меня и свидетельствует о том, что эта педагогическая технология оказывает влияние не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное становление.