Урок внеклассного чтения: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара-Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишку – Короткий хвост"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с творчеством и биографией писателя;
  • развивать речь, умение на слух воспринимать информацию, развивать слуховую память;
  • отрабатывать навыки чтения;
  • воспитывать интерес к детской литературе;
  • воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, журнальный столик, анаграммы, пословицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Прослушивается выразительное чтение рассказа С.Я. Маршака «Экзамен», игра «Зоркий глаз».

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией автора, интервью с автором.

Ведущий: Когда над городом сгущаются сумерки, очень хочется прильнуть к маминому плечу и услышать добрую сказку, как в детстве, про дальние страны, красивых принцесс и храбрых принцев, оказаться в неведомом мире животных и растений. Такие сказки можно придумывать вместе с мамой, а можно открыть книжку «Алёнушкины сказки» и прочитать (смолкает музыка). Эти сказки были написаны сибирским писателем, автором многих популярных романов для взрослых и рассказов для детей Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком.

(Входит писатель).

Ведущий (изумленно с восторгом): Ой, смотрите, так это же он, тот самый Писатель.

Писатель: Добрый день, мои друзья. Я рад, что вы знаете и читаете мои книжки.

Ведущий: Прикосновение к судьбе – это всегда открытие. И нам с ребятами было бы интересно познакомиться с вами поближе. Мы хотим узнать о вашем детстве, о том, как вы стали писателем.

Писатель: Я родился в глуши Уральских гор в поселке с красивым названием Висимо-Шайтанский при заводе. Завод этот, как и многие другие, принадлежал семье промышленников Демидовых. Мы жили в старом деревянном доме. Он был замечателен тем, что с одной стороны его окна выходили в Европу, а с другой – в Азию… Помню как  отец говорил мне, показывая на силуэты далеких гор: «Вот те горы уже в Азии, мы живем на самой границе…»

Ведущий: А кем был ваш отец?

Писатель: Мой отец был небогатым священником. Он очень любил книги, порой покупал их на последние деньги. Книги мы выписывали из столицы или приобретали у торговцев.

Ведущий: У вас наверняка в детстве была любимая книжка. Как она называлась?

Писатель: Моё первое знакомство с книгой началось с чтения классиков русской литературы. Поскольку у нас не было детских книг, родители нам читали Крылова, Гоголя, Пушкина, Гончарова. Я с нетерпением дожидался вечера: мама заканчивала дневную работу, и мы все усаживались к столу с заветной книгой.

Ведущий: Дмитрий Наркисович, расскажите, пожалуйста, каким было ваше детство?

Писатель: Лет до восьми моя жизнь с братом, который был старше меня, не выходила за пределы нашей комнаты, а летом – двора, небольшого садика и огорода. «Улицы» для нас еще не существовало, и мы видели ее только из окна или проходили по ней под строгим присмотром няни. Благодаря такому воспитанию мы росли слабенькими и боялись всего, что было вне нашего дома. Но вот, когда мы начали ходить в заводскую школу, то сразу же перестали бояться. Оказалось, что мы очень даже смелые и озорные. Я два раза тонул, приходил домой с синяками, моя жизнь каждый день подвергалась опасностям.

Ведущий: Наверное, у вас был друг, с которым вы вместе озорничали. Как же его звали?

Писатель: Его звали Костей. Вместе с ним мы, любознательные и предприимчивые, стремились узнать все о неведомом, загадочном окружающем мире.

Ведущий: Дмитрий Наркисович, а когда вы стали пробовать свои силы в литературе? Кода это произошло?

Писатель: Писательским трудом я начал довольно рано, и в семинарии был одним из первых по части сочинений. С шестнадцати лет я записывал все события, которые казались мне особенно интересными и значимыми. Отрывки из этого «литературного дневника» я зачитывал на литературных вечерах. Потом, учась в Петербургской академии, работая репортером в столичных газетах и журналах, стал публиковать первые рассказы и повести.

Ведущий: Это были произведения для взрослых или для детей?

Писатель: В основном для взрослых. Для детей я писал от случая к случаю.

Ведущий: А сказки?

Писатель: Сказки же почти все были написаны сразу, одна за другой, и были обращены только единственному читателю, точнее слушателю, моей маленькой дочке Аленушке. Жена родилась сразу после рождения дочери, и поэтому ее воспитанием стала заниматься Ольга Францевна, приемная дочь наших знакомых. Аленушка часто болела. По вечерам она долго не могла заснуть, все ждала вечерней сказки. В начале я рассказывал народные сказки, которые помнил с детства, а потом сам стал придумывать. Однажды вечером родилась «Сказка по храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Когда Аленушка уснула, я пошел в кабинет и записал только что придуманное. Прочел сам себе, кое-что исправил, еще раз прочел – и сказка мне понравилась.

Ведущий: А как рождались другие сказки?

Писатель: Каждый вечер перед сном,  я рассказывал дочке новые и новые истории, продолжая придумывать, фантазировать, но иногда сбивался на народные сюжеты. Так Аленушка тут же останавливала: «Папа это ты мне уже рассказывал…» Приходилось готовиться к встрече с собственной дочерью, заранее придумывая что-то новое.

Ведущий: Дмитрий Наркисович, мы с ребятами заметили, что в ваших сказках звери разговаривают. Очень забавно получается. Это вы специально такой прием придумали?

Писатель: Да нет. Это получилось само собой. Однажды, придумывая для Аленушки сказку про козявочку, я так увлекся, что заставил козявочку говорить, восторгаться окружающим миром, беседовать с цветком и пить его сладкий сок. Потом козявочка встретилась с сердитым шмелем, с мохнатым червяком и чуть не погибла от страшного воробья. Когда я кончил рассказывать, Аленушка даже захлопала в ладошки… Я дождался, когда дочка уснула, вернулся к себе и записал сказку про козявочку, чтобы ее не забыть. А утром подработал ее, прочел и положил в папку, где уже лежала сказка про зайца. Потом  намного подумал и сделал на папке надпись: «Аленушкины сказки»…
Да много сказок было рассказано Аленушке, но не все попали в заветную папку. Отбирались только самые лучшие. Очень полюбилась Аленушке сказка про Комара-Комаровича. Самое интересное, что она практически не выдумана: все так и было.

Ведущий: Как интересно! Расскажите.

Писатель: Как-то после обеда я пошел в лес. Долго гулял по заросшим тропинкам и вышел к незнакомому болоту, где вились тучи комаров. Они сразу на меня набросились. Пришлось закурить трубку и отбиваться большой веткой. Когда я шел обратно, у меня появилась мысль написать о комарах и об их отважном предводителе  Комаре Комаровиче; как комариное войско выгнало  из болота лису, охотившуюся за утками.

Ведущий: Так и появилась новая сказка?

Писатель: Вечером я рассказал Аленушке  эту историю, добавив от себя. И вот  какая сказка получилась.  Огромный медведь пришел к болоту, лег в траву и задавил сразу пятьсот комаров. Остальные испугались и хотели улететь, но храбрый Комар Комарович остановил их, повел на битву с медведем. Аленушке сказка пришлась по душе, и я, записав ее, придумал название «Сказка про Комара-Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишку – Короткий Хвост». Эта сказка долгое время лежала в папке. Потом я положил «Сказку о том, как жила-была последняя Муха», «Воронушку – черную головушку и желтую птичку канарейку и другие…»

Ведущий: А когда же появилась идея издать эти сказки?

Писатель: Почти сразу же. Сначала я отобрал из папки лучшие сказки и напечатал их в журнале «Детское чтение». И только через два года они вышли отдельной книжкой. «Аленушкины сказки» я выпустил двумя изданиями – одно дешевое, а другое роскошное. Когда я получил только что вышедшую книжку, очень обрадовался. Я написал матери в письме: «Это моя любимая книжка – ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

Ведущий: Так и случилось. Ваши слова в какой-то мере оказались пророческими. Книга сразу пришлась по душе читателям. Ведь сказки вызывают чувство восторга. Они пронизаны гармонией, которая царит в природе. Звери словно говорят: «Давайте обитать вместе».

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, который помогает нам узнавать, понимать и любить окружающую нас красоту. Но я надеюсь, что ваше знакомство с его замечательными книгами продолжиться.

2. Работа в группах. Анаграммы

Задание. Из первых букв отгаданных слов составить новые слова.

Группы Слова Анаграмма Ответ
I и II Ракета Карета КОМАР
Товар Отвар
Тьма Мать
Товар Автор
Фирма Рифма
III и IV Шрам Марш МИШКА
Иск Икс
Шишка Шашки
Уклон Клоун
Тёрка Актёр

Объяснение слова:

Иск – заявление в суд о разрешении какого-нибудь гражданского спора

Учитель: У Д. Н. Мамина-Сибиряка есть сказка, где комар и медведь главные герои. Как называется эта сказка? (На доске портрет писателя).

3. Словарная работа

Прикурнул – прилег на немного, на чуть-чуть.
Испокон века – издавна, с давних времен.
Тварь
1) живое существо вообще, бессловесная тварь, (о животных);
2) недостойный, негодный человек.
Околеть – издохнуть, умереть.
Гвалт – крик, шум
Изнемог – потерял силы, ослабел.
Верста – русская мера длины ? 1.06 км

4. Чтение сказки.

а) Игра «Не отставай, не перегоняй». (Читают вместе с учителем)

– Почему на болоте поднялся шум?
– Какое решение принимает Комар-Комарович Длинный Нос? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Эй вы, перестаньте пищать…)
– Что главное в этой части? (Не побоялся, полетел).

б) II глава. Читает ученик

– Почему комариное войско возглавил Комар-Комарович Длинный Нос?

в) III глава. Читает ученик.

– Почему медведю было стыдно уходить с болота?

5. Физминутка.

6. Повторное чтение.

а) I  глава. (Прием «Окошечко»).

Начинают с учителем, заканчивают самостоятельно.

– Докажите, что Комар-Комарович Длинный Нос – смелый! Зачитайте.

б) II глава. Читают друг другу.

– Как сражался Комар-Комарович Длинный Нос? Зачитайте.
– Только смелость, отвага помогли сражаться Комару-Комаровичу Длинный Нос? Зачитайте.

в) III глава. Не читают, отвечают только на вопросы.

– Почему комарам удалось прогнать медведя из болота?
– Как они действовали? (сообща, вместе, дружно, согласовано, единогласно, сумели объединиться в трудную минуту).

7. Работа с пословицами. Работа в группах (4 группы)

Задание. Соедините левую часть пословицы с правой. Выберите одну пословицу, которая больше подходит к данному произведению. Почему вы так считаете?

Дружба в делах
Все за одного,
За правое дело,
один за всех.
стой смело.
помощница.
  • Дружба в делах помощница.
  • Все за одного, один за всех.
  • За правое дело, стой смело.

IV. Итог урока

– Чему нас научила эта сказка?

V. Домашнее задание

– Посмотрите по словарю что означает слово КОЛЛЕКТИВ (индивидуальное задание)
– Дочитайте сказку.
– Составьте план, пересказ любой главы.