Цели:
- познакомить детей с творчеством и биографией писателя;
- развивать речь, умение на слух воспринимать информацию, развивать слуховую память;
- отрабатывать навыки чтения;
- воспитывать интерес к детской литературе;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, журнальный столик, анаграммы, пословицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Прослушивается выразительное чтение рассказа С.Я. Маршака «Экзамен», игра «Зоркий глаз».
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с биографией автора, интервью с автором.
Ведущий: Когда над городом сгущаются сумерки, очень хочется прильнуть к маминому плечу и услышать добрую сказку, как в детстве, про дальние страны, красивых принцесс и храбрых принцев, оказаться в неведомом мире животных и растений. Такие сказки можно придумывать вместе с мамой, а можно открыть книжку «Алёнушкины сказки» и прочитать (смолкает музыка). Эти сказки были написаны сибирским писателем, автором многих популярных романов для взрослых и рассказов для детей Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком.
(Входит писатель).
Ведущий (изумленно с восторгом): Ой, смотрите, так это же он, тот самый Писатель.
Писатель: Добрый день, мои друзья. Я рад, что вы знаете и читаете мои книжки.
Ведущий: Прикосновение к судьбе – это всегда открытие. И нам с ребятами было бы интересно познакомиться с вами поближе. Мы хотим узнать о вашем детстве, о том, как вы стали писателем.
Писатель: Я родился в глуши Уральских гор в поселке с красивым названием Висимо-Шайтанский при заводе. Завод этот, как и многие другие, принадлежал семье промышленников Демидовых. Мы жили в старом деревянном доме. Он был замечателен тем, что с одной стороны его окна выходили в Европу, а с другой – в Азию… Помню как отец говорил мне, показывая на силуэты далеких гор: «Вот те горы уже в Азии, мы живем на самой границе…»
Ведущий: А кем был ваш отец?
Писатель: Мой отец был небогатым священником. Он очень любил книги, порой покупал их на последние деньги. Книги мы выписывали из столицы или приобретали у торговцев.
Ведущий: У вас наверняка в детстве была любимая книжка. Как она называлась?
Писатель: Моё первое знакомство с книгой началось с чтения классиков русской литературы. Поскольку у нас не было детских книг, родители нам читали Крылова, Гоголя, Пушкина, Гончарова. Я с нетерпением дожидался вечера: мама заканчивала дневную работу, и мы все усаживались к столу с заветной книгой.
Ведущий: Дмитрий Наркисович, расскажите, пожалуйста, каким было ваше детство?
Писатель: Лет до восьми моя жизнь с братом, который был старше меня, не выходила за пределы нашей комнаты, а летом – двора, небольшого садика и огорода. «Улицы» для нас еще не существовало, и мы видели ее только из окна или проходили по ней под строгим присмотром няни. Благодаря такому воспитанию мы росли слабенькими и боялись всего, что было вне нашего дома. Но вот, когда мы начали ходить в заводскую школу, то сразу же перестали бояться. Оказалось, что мы очень даже смелые и озорные. Я два раза тонул, приходил домой с синяками, моя жизнь каждый день подвергалась опасностям.
Ведущий: Наверное, у вас был друг, с которым вы вместе озорничали. Как же его звали?
Писатель: Его звали Костей. Вместе с ним мы, любознательные и предприимчивые, стремились узнать все о неведомом, загадочном окружающем мире.
Ведущий: Дмитрий Наркисович, а когда вы стали пробовать свои силы в литературе? Кода это произошло?
Писатель: Писательским трудом я начал довольно рано, и в семинарии был одним из первых по части сочинений. С шестнадцати лет я записывал все события, которые казались мне особенно интересными и значимыми. Отрывки из этого «литературного дневника» я зачитывал на литературных вечерах. Потом, учась в Петербургской академии, работая репортером в столичных газетах и журналах, стал публиковать первые рассказы и повести.
Ведущий: Это были произведения для взрослых или для детей?
Писатель: В основном для взрослых. Для детей я писал от случая к случаю.
Ведущий: А сказки?
Писатель: Сказки же почти все были написаны сразу, одна за другой, и были обращены только единственному читателю, точнее слушателю, моей маленькой дочке Аленушке. Жена родилась сразу после рождения дочери, и поэтому ее воспитанием стала заниматься Ольга Францевна, приемная дочь наших знакомых. Аленушка часто болела. По вечерам она долго не могла заснуть, все ждала вечерней сказки. В начале я рассказывал народные сказки, которые помнил с детства, а потом сам стал придумывать. Однажды вечером родилась «Сказка по храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Когда Аленушка уснула, я пошел в кабинет и записал только что придуманное. Прочел сам себе, кое-что исправил, еще раз прочел – и сказка мне понравилась.
Ведущий: А как рождались другие сказки?
Писатель: Каждый вечер перед сном, я рассказывал дочке новые и новые истории, продолжая придумывать, фантазировать, но иногда сбивался на народные сюжеты. Так Аленушка тут же останавливала: «Папа это ты мне уже рассказывал…» Приходилось готовиться к встрече с собственной дочерью, заранее придумывая что-то новое.
Ведущий: Дмитрий Наркисович, мы с ребятами заметили, что в ваших сказках звери разговаривают. Очень забавно получается. Это вы специально такой прием придумали?
Писатель: Да нет. Это получилось само
собой. Однажды, придумывая для Аленушки сказку
про козявочку, я так увлекся, что заставил
козявочку говорить, восторгаться окружающим
миром, беседовать с цветком и пить его сладкий
сок. Потом козявочка встретилась с сердитым
шмелем, с мохнатым червяком и чуть не погибла от
страшного воробья. Когда я кончил рассказывать,
Аленушка даже захлопала в ладошки… Я дождался,
когда дочка уснула, вернулся к себе и записал
сказку про козявочку, чтобы ее не забыть. А утром
подработал ее, прочел и положил в папку, где уже
лежала сказка про зайца. Потом намного
подумал и сделал на папке надпись: «Аленушкины
сказки»…
Да много сказок было рассказано Аленушке, но не
все попали в заветную папку. Отбирались только
самые лучшие. Очень полюбилась Аленушке сказка
про Комара-Комаровича. Самое интересное, что она
практически не выдумана: все так и было.
Ведущий: Как интересно! Расскажите.
Писатель: Как-то после обеда я пошел в лес. Долго гулял по заросшим тропинкам и вышел к незнакомому болоту, где вились тучи комаров. Они сразу на меня набросились. Пришлось закурить трубку и отбиваться большой веткой. Когда я шел обратно, у меня появилась мысль написать о комарах и об их отважном предводителе Комаре Комаровиче; как комариное войско выгнало из болота лису, охотившуюся за утками.
Ведущий: Так и появилась новая сказка?
Писатель: Вечером я рассказал Аленушке эту историю, добавив от себя. И вот какая сказка получилась. Огромный медведь пришел к болоту, лег в траву и задавил сразу пятьсот комаров. Остальные испугались и хотели улететь, но храбрый Комар Комарович остановил их, повел на битву с медведем. Аленушке сказка пришлась по душе, и я, записав ее, придумал название «Сказка про Комара-Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишку – Короткий Хвост». Эта сказка долгое время лежала в папке. Потом я положил «Сказку о том, как жила-была последняя Муха», «Воронушку – черную головушку и желтую птичку канарейку и другие…»
Ведущий: А когда же появилась идея издать эти сказки?
Писатель: Почти сразу же. Сначала я отобрал из папки лучшие сказки и напечатал их в журнале «Детское чтение». И только через два года они вышли отдельной книжкой. «Аленушкины сказки» я выпустил двумя изданиями – одно дешевое, а другое роскошное. Когда я получил только что вышедшую книжку, очень обрадовался. Я написал матери в письме: «Это моя любимая книжка – ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».
Ведущий: Так и случилось. Ваши слова в какой-то мере оказались пророческими. Книга сразу пришлась по душе читателям. Ведь сказки вызывают чувство восторга. Они пронизаны гармонией, которая царит в природе. Звери словно говорят: «Давайте обитать вместе».
Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, который помогает нам узнавать, понимать и любить окружающую нас красоту. Но я надеюсь, что ваше знакомство с его замечательными книгами продолжиться.
2. Работа в группах. Анаграммы
Задание. Из первых букв отгаданных слов составить новые слова.
Группы | Слова | Анаграмма | Ответ |
I и II | Ракета | Карета | КОМАР |
Товар | Отвар | ||
Тьма | Мать | ||
Товар | Автор | ||
Фирма | Рифма | ||
III и IV | Шрам | Марш | МИШКА |
Иск | Икс | ||
Шишка | Шашки | ||
Уклон | Клоун | ||
Тёрка | Актёр |
Объяснение слова:
Иск – заявление в суд о разрешении какого-нибудь гражданского спора
Учитель: У Д. Н. Мамина-Сибиряка есть сказка, где комар и медведь главные герои. Как называется эта сказка? (На доске портрет писателя).
3. Словарная работа
Прикурнул – прилег на немного, на
чуть-чуть.
Испокон века – издавна, с давних времен.
Тварь –
1) живое существо вообще, бессловесная тварь, (о
животных);
2) недостойный, негодный человек.
Околеть – издохнуть, умереть.
Гвалт – крик, шум
Изнемог – потерял силы, ослабел.
Верста – русская мера длины ? 1.06 км
4. Чтение сказки.
а) Игра «Не отставай, не перегоняй». (Читают вместе с учителем)
– Почему на болоте поднялся шум?
– Какое решение принимает Комар-Комарович
Длинный Нос? Подтвердите свой ответ словами из
текста. (Эй вы, перестаньте пищать…)
– Что главное в этой части? (Не побоялся, полетел).
б) II глава. Читает ученик
– Почему комариное войско возглавил Комар-Комарович Длинный Нос?
в) III глава. Читает ученик.
– Почему медведю было стыдно уходить с болота?
5. Физминутка.
6. Повторное чтение.
а) I глава. (Прием «Окошечко»).
Начинают с учителем, заканчивают самостоятельно.
– Докажите, что Комар-Комарович Длинный Нос – смелый! Зачитайте.
б) II глава. Читают друг другу.
– Как сражался Комар-Комарович Длинный Нос?
Зачитайте.
– Только смелость, отвага помогли сражаться
Комару-Комаровичу Длинный Нос? Зачитайте.
в) III глава. Не читают, отвечают только на вопросы.
– Почему комарам удалось прогнать медведя из
болота?
– Как они действовали? (сообща, вместе, дружно,
согласовано, единогласно, сумели объединиться в
трудную минуту).
7. Работа с пословицами. Работа в группах (4 группы)
Задание. Соедините левую часть пословицы с правой. Выберите одну пословицу, которая больше подходит к данному произведению. Почему вы так считаете?
Дружба в делах Все за одного, За правое дело, |
один за всех. стой смело. помощница. |
- Дружба в делах помощница.
- Все за одного, один за всех.
- За правое дело, стой смело.
IV. Итог урока
– Чему нас научила эта сказка?
V. Домашнее задание
– Посмотрите по словарю что означает слово
КОЛЛЕКТИВ (индивидуальное задание)
– Дочитайте сказку.
– Составьте план, пересказ любой главы.