Цели:
- повторение и закрепление материала по теме “Синтаксис и пунктуация”;
- закрепление навыков грамматического письма, расстановки знаков препинания;
- способствование развитию связной речи обучающихся;
- способствование развитию мышления обучающихся;
- способствование повышению интереса обучающихся к предмету.
Оформление:
Доска (традиционная или интерактивная) должна быть красиво оформлена в соответствии со сценарием урока, а именно, иметь следующие записи, обеспечивающие наглядность и красочность урока:
- надпись “Синтаксисград”, изображение улиц, домов, перекрестков; можно продемонстрировать “карту Синтаксисграда”, заранее нарисованную учениками;
- по обеим сторонам доски повесить изображения синтаксистов, якобы сопровождающих нас в путешествии по Синтаксисграду;
- записаны слова ТКНУТЬ, ТОЧКА, ЗАТЫКАТЬ, ЗАТЫЧКА, ТКАТЬ, ПРИТКНУТЬ, СУТКИ; ЗАПЯТАЯ, ЗАПИНКА, ЗАПИНАТЬСЯ, ПРЕПИНАНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ.
Ход урока
I. Организационный момент
(1) Интрига (слово учителя):
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по городу Синтаксисграду и, в частности, улице Пунктуации. А сопровождают нас очень грамотные, серьезные люди – синтаксисты. Чтобы они пропустили нас в город, мы должны показать себя знающими их любимую науку “синтаксис”, уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях.
(2) Движение темы:
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Класс: Теоретическое лото (учитель читает определение того или иного лингвистического термина, дети поднимают геометрическую фигуру с соответствующим термином).
- Наука, которая изучает словосочетания и предложения?
- Наука, изучающая знаки препинания и правила их расстановки.
- Назовите главные члены предложения.
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже.
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? КАКОВ? КАКОЙ? и чаще всего выражается глаголом или прилагательным.
- Как называется предложение, имеющее второстепенные члены предложения?
- Назовите все второстепенные члены предложения?
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? И чаще всего выражаемый прилагательным.
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? КАК?
- Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете?
- Тип предложения по цели высказывания, в котором сообщают какую-либо информацию.
- Тип предложения по цели высказывания, в котором задают вопрос.
- Тип предложения по цели высказывания, в котором просят, приказывают, побуждают к действию.
- Тип предложения, в котором выражаются какие-либо эмоции: восторг, радость, удивление.
- Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?
- Как называется предложение, в котором две и более грамматических основ?
2. Криптограмма:
Мы уже сказали, что нас сопровождают очень умные люди, синтаксисты. Они настолько умны, что даже умеют разгадывать криптограммы. Что такое криптограмма?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 7 | 8 | 2 | 9 | 10 | 2 |
К | Т | О | М | Н | О | Г | О | Ч | И | Т | А | Е | Т |
2 | 3 | 2 | 8 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 11 | 5 | 9 | 10 | 2 |
Т | О | Т | И | М | Н | О | Г | О | З | Н | А | Е | Т |
Расшифровать криптограмму, записать предложение и расставить знаки препинания (дети работают самостоятельно):
7, 2, 10, 5, 8, 10 очень полезное занятие.
11, 8, 5, 9 ты сделал уроки?
В этом году была теплая осень 8 мы 8, 6, р, 9, л, 8 в,10, с,
10, л, 8, л, 8, с, ь в лесу
Проверка (дети читают предложения, называя знаки препинания).
(Карточки с индивидуальными заданиями сдали).
3. В гостях у Точки и Запятой (предварительное задание).
Вот мы и пришли с вами на улицу Пунктуация. На этой улице живут две подружки-хохотушки: Точка и Запятая. У каждой из них очень интересная история, которой они и хотят с вами поделиться. Послушаем, что они расскажут о себе.
Точка: Я – Точка. Меня всегда ставят в конце повествовательного предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или ручкой в бумагу… Оказывается, глагол ТКНУТЬ и существительное ТОЧКА – исторически однокоренные слова. Исторически однокоренными также являются слова – ЗАТЫКАТЬ, ЗАТЫЧКА, ТКАТЬ, ПРИТКНУТЬ, СУТКИ. Как вы думаете, почему слова СУТКИ и ТОЧКА являются однокоренными?
Запятая: Я – Запятая. Моими дальними родственниками являются слова ЗАПИНКА, ЗАПИНАТЬСЯ, ПРЕПИНАНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ. Это исторически однокоренные слова.
4. Учитель: Ребята, мне пришли необычные телеграммы. В них нет запятых, поэтому я не могу их понять. Помогите мне, расставьте запятые так, чтобы был понятен смысл телеграмм.
Списать предложения, расставляя знаки препинания (дети работают самостоятельно, один учащийся работает у доски):
Я видел брата товарища и его сестру.
В приказе правитель написал Казнить нельзя
помиловать.
Коля пел так как пели все.
Читаем получившиеся варианты предложений, называя знаки препинания и объясняя их.
ВЫВОД (учащиеся формулируют сами): Зачем нужны знаки препинания?
5. Графический диктант.
- Жили-были мама и три дочки.
- Однажды мама уехала к сыну, а вернулась она только через неделю.
- Дочки стали говорить маме о том, как они скучали.
- Первая сказала: “Я скучала по тебе, как маковка по солнышку”.
- “А я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды”, – промолвила вторая дочка.
- А третья дочка ничего не сказала, она просто сняла с мамы туфли и принесла воды помыть ноги.
- А вы, ребята, любите свою маму?
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕКСТУ:
- Учитель читает текст.
- Дети определяют тему и идею текста.
- Несколько человек пересказывают текст.
- Составление схем предложений.
6. Домашнее задание: Составить связный текст о своей маме по записанным в тетради схемам предложений.
III. Итоги урока, выставление оценок
Рефлексия “пяти пальцев”:
Итак, ребята, мы с вами повторили тот материал по теме “Синтаксис и пунктуация”, который изучали на уроках ранее. Скажите, пожалуйста,
- что нового вы узнали сегодня?
- что показалось вам интересным?
- чему вы сможете научить маму, папу, братика, сестренку?
- о чем вы сегодня расскажите дома?
- как и что я сейчас себя чувствую?
Дети массируют каждый пальчик своей руки, соотнося его с указанным выше вопросом и одновременно отвечая на поставленные вопросы.
Список литературы:
- Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М.: Дрофа, 2004
- На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике). Сборник статей из опыта работы учителей/Сост. А.В. Прудникова. – М., 1962
- Фирсова Е.В., Петрушенкова Н.П. Урок-игра “Путешествие по стране русский язык” в V классе//Русский язык в школе. – 2004. – № 1. – с. 42-45