Цель: продолжить формирование представлений о жанровой специфике сказки; выявить разницу волшебной сказки, бытовой сказки и сказки о животных.
Задачи урока:
- на примере сказки «Мужик и медведь» обнаружить приметы сказочного жанра:
- выявить различие волшебной и бытовой сказки при помощи сравнительного анализа сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Мужик и медведь».
- обнаружить более древнее происхождение волшебных сказок и сказок о животных по сравнению с бытовыми сказками;
- обратить внимание детей на разный характер одного и того же героя (медведя) в народной сказке и авторской, современной.
Стратегия урока:«знаю – хотел узнать – узнал»(Приложение 1, слайд 2)
Оборудование урока: компьютер, проектов, презентация, аудио запись «В мире много сказок».
ХОД УРОКА
1. Приветствие
2. Целеполагание
(Звучит музыка «В мире много сказок»)
– Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на
уроке?
– Что вы уже знаете о сказках?
(Ответы детей учитель показывает на экране. (Приложение 1, слайд 3)
– Что вы знаете о волшебных сказках? (Приложение
1, слайд 4)
– Чем отличаются сказки о животных от
волшебных сказок? (Приложение 1,
слайд 5)
– А сегодня мы познакомимся с бытовой сказкой
«Неумелая жена»
– От какого слова образовано слово бытовая?
3. Словарная работа
– Словарь Русского языка (электронное приложение) (Приложение 1, слайд 6)
Чтение статьи из словаря Ожегова.
4. Чтение сказки «Неумелая жена» (сказку читает подготовленный ученик) (Приложение 1, слайд 7)
Мужик стащил из лавки куль пшеничной муки.
Захотелось к празднику гостей зазвать, пирогами
попотчевать. Принес домой муку, да и задумался.
– Жена!– говорит он своей бабе.– Муки-то я
украл, да боюсь – узнают! Спросят: отколь ты взял
такую белую муку?
– Не кручинься, мой кормилец! Я испеку из неё
такие пироги, что гости ни за что не отличат от
ржаных!
– Почему это бытовая сказка?
5. Физминутка (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз) (Приложение 1, слайды 8-10)
6. Работа со сказкой «Мужик и медведь» (сказку читает учитель) (Приложение 1, слайд 11)
– Докажите, что это бытовая сказка.
7. Работа в группах (Приложение 1, слайд 12)
1-я группа – чтение сказки по ролям
(распределить роли и подготовиться к
выразительному чтению сказки).
2-я группа – расследовать, какова роль медведя в
народной сказке, меняется ли он в современной
авторской сказке?
3-я группа – расследовать, какие сказки являются
более древними: волшебные, бытовые или о
животных.
4-я группа – распределить иллюстрации к сказкам
по группам.
8. Фронтальная работа
Каждая группа рассказывает о своей работе.
9. Обобщающая беседа (Приложение 1, слайд 13)
– Давайте вернемся к началу урока.
– Что сможем мы теперь сказать о бытовых сказках?
10. Домашнее задание: найти и прочитать бытовую сказку.
11. Самооценка работы на уроке