Тема: “Путешествие в сказочную страну”
Для проведения занятия психологу необходимо подготовить:
- Кабинет превратить в “Сказочную страну” (повесить на стену панно со сказочным сюжетом, накрыть стол и действующие игрушки блестящей тканью, расставить детские стульчики по кругу и т.п.).
- Сказочный костюм (плащ или накидку).
- Сказочные атрибуты (волшебная палочка, волшебный туннель, блестящий клубок, волшебный цветок или другие от сценария занятия).
- “Волшебный туннель”, “Волшебный цветок” - для входа и выхода из Сказочной страны.
Цель занятия:
- Развитие внимания и восприятия.
- Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
- Развитие мимики и пантомимики.
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.
Диагностические моменты:
- Характеристика речевых особенностей (словарного запаса, грамматического строя, дикции, интонационной выразительности).
- Наблюдение за детьми при инсценировке сказок (активность, эмоциональность, чувственность мимики и движения).
- Определение характера творческого взаимодействия детей в процессе занятия.
- Оценка эмоциональной сферы каждого ребенка.
Оборудование:
- “Волшебный туннель”;
- Текст сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”;
- “Волшебный цветок”;
- Костюмы детей для инсценировки сказки “Красная Шапочка”.
Ход занятия
Приветствие. Вход в “Сказочную страну” через “Волшебный туннель”.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Психолог рассказывает сказку “Красная Шапочка”, используя приём сказкотерапии: замену героев и хода событий:
“Жила-была Желтая Шапочка…”
Психолог делает паузу – ждёт, когда дети исправят ошибку:
“Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка”.
“Собралась она и пошла к папе в другую деревню… Идет Желтая Шапочка по лесу, а навстречу ей медведь…
- Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь? – спрашивает Медведь…
-Иду я к сестричке, она меня ждет, отвечает девочка…
- А сколько лет твоей сестричке?
- Пять лет, - говорит Желтая Шапочка.
-А далеко живет твоя сестричка? – спрашивает Медведь…
- Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, - отвечает Желтая Шапочка…”. И т.д.
Психолог предлагает детям инсценировать “правильный” вариант сказки “Красная Шапочка” с помощью самих детей.
Психолог просит детей сесть на стульчики, двоим детям предлагает проиграть минисценку из мультфильма “А просто так”:
“Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов. Лисенок, напевая песенку, подошел к песику подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: - А за что?
- Да просто так, - ответил Лисенок и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и начал танцевать. Он был очень рад”.
Ребята, вам, конечно, знакомо чувство радости. Верно? Давайте закончим предложение. “Чувство радости – это когда…”.
Дети по очереди заканчивают предложение и высказываются столько раз, сколько захотят.
Психолог просит детей выполнить рисунки, которые передают чувства радости. Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.
Психолог просит подойти детей к “Волшебному цветку”:
“В нашей волшебной стране есть “Волшебный цветок”. Это подарок одной доброй и мудрой Феи. Когда к Волшебному цветку подходит добрый ребенок и подставит свою ладонь к цветку , то цветок делится с ним своим теплом и передает ему часть своей волшебной силы. Если подойти к цветку, протянуть руки над ним, но не дотрагиваться до цветка, закрыть глаза, то можно превратиться, в кого пожелаешь.
Сейчас мы тихонько подойдем к “Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянем руки, закроем глаза и превратимся в тех сказочных героев, о которых будем думать”.
Дети встают вокруг цветка и закрывают глаза, держат над цветком свои ладони, психолог даёт установку: “Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу. И мы превращаемся в сказочных героев. Кто уже превратился может открыть глаза. Теперь начинайте двигаться как тот герой, в которого вы превратились. Все превратились, давайте знакомиться…”.
Все садятся на стульчики.
Психолог подводит итог занятия: Наше занятие заканчивается. Вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего.
Прощание. Выход из “Волшебной страны” через “Сказочный туннель”.
Использованная литература
- Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятии в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)
- Е.А.Алябьева Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
- Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с. (Растем здоровыми)
- А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.218с.