Творчество – основа успешности ученика

Разделы: Общепедагогические технологии


(Приложение, Слайд №1) В настоящее время происходят кардинальные изменения всей системы образования, смысл которых в смене целевых установок, содержания и технологий. (Слайд №2) Особая роль в этой ситуации отводится начальному образованию. Оно является основой для формирования успешной личности, развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала ученика.

(Слайд №3) Сегодня в начальной школе существует следующее противоречие между:

  • необходимостью индивидуального подхода, созданием условий для успешности ребенка в образовательном процессе и недостаточной разработанностью методического обеспечения для стимулирования личностного успеха младшего школьника.

(Слайд №4) Из актуальности противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в выявлении, теоретическом обосновании условий, стимулирующих успешность ребенка младшего школьного возраста, его личностный рост.

Тема проекта “Творчество – основа успешности ученика”.

(Слайд №5 Основная цель деятельности заключается в обосновании учебно– развивающей среды, обеспечивающей становление успешного ученика через развитие творческого потенциала.

Определен объект, предмет проектирования, обозначены задачи, спрогнозирован ожидаемый результат.(Слайд №6)

Успешность – это свойство, заключающее в себе успех.

Каждый ребенок имеет право на улыбку, радость, счастье, творчество, что и приведет его к успеху.

(Слайд №7) А кого считать успешным? 72% школьников отвечает: “Уверенного в себе человека”.

А что нужно сделать для того, чтобы ощутить себя успешным?

77% учащихся считает, что для этого нужно реализовать свои таланты и способности, следовательно, нужно создать условия, обеспечивающие самореализацию ребенка. (Слайд №8) Поэтому важным направлением моей педагогической деятельности является организация творческих дел, присутствие творчества на уроках и во внеурочное время, ведь именно в этом процессе проявляется и формируется успешная личность.

Направления деятельности по формированию успешности в образовательном процессе:

1. Организация “Школы будущего первоклассника” и реализация программы “Вхождение в школьный мир”;

2. (Слайд №9) Проектирование образовательного процесса на основе деятельностного подхода и использования технологий учебного сотрудничества, проектных, инфомационно – коммуникационных технологий;

3. Расширение образовательного пространства через включение учащихся в личностно значимые формы деятельности и сотрудничество с родителями, со средствами массовой информации, с учреждениями дополнительного образования;

4. Отслеживание индивидуальных учебных, творческих достижений учащихся.

(Слайд №10) К направлениям деятельности прилагаются разработанные критерии по оценке успешности и содержания творческих работ учащихся начальной школы.

Вот некоторые результаты работы по реализации данных направлений в моей практической деятельности.

(Слайд №11) Одним из важных условий, обеспечивающих формирование успешности будущих учеников, является организация “Школы будущего первоклассника” и реализация разработанной мной программы “Вхождение в школьный мир”. Специально организованная система занятий направлена на безболезненную физическую и психологическую адаптацию к школьному обучению. Подготовка осуществляется на основе решения творческих задач через эмоциональную сферу ребенка. Дошкольники демонстрируют высокую активность в выполнении заданий, работы получаются интересными, неповторимыми, ответы – содержательными, что проявляется в желании узнавать, создавать что-то новое.

(Слайд №12) Благоприятной почвой для формирования у младшего школьника учебной успешности является интерес к результатам своего труда, поэтому образовательный процесс проектируется на основе деятельностного подхода, который позволит обеспечить творческую образовательную среду, где будет расти и развиваться активная личность. Именно на это сегодня разработчики нового ФГОСа обращают особое внимание.

(Слайд №13) Например: на уроке технологии в 1 классе готовимся к изготовлению снежинки. Начинаю с загадки. Далее следуют вопросы, направленные на актуализацию знаний учащихся о данном явлении. Организую поиск информации в различных источниках, но рамки урока не позволяют ответить на все вопросы. Рождается тема проекта “Снежинка – чудо природы”. (Слайд №14) Проект представляем разным образовательным сообществам, результатом защиты становятся неповторимые формы снежинок. Все участники презентации проекта испытывают удовлетворение от выполняемой работы, чувство личного успеха. Так, умение вырезать снежинки по конкретному учебному предмету (технологии) выходит далеко за его рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и практическое значение, а также решается (Слайд №15) особо выделенная в новом государственном стандарте задача: развитие навыков самообразования. Кроме того, ребенок успешно адаптируется в обществе по собственной воле (параллельные классы, городская научная конференция, группы детского сада). Следовательно, презентация проекта на разных уровнях – это первые шаги на пути к социальной успешности (ФГОС – социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества).

(Слайд №16) На уроках литературного чтения в системе ведется работа над развитием творческих способностей учащихся. Начинается с самого простого: с подбора эпитетов к “голому”, неукрашенному слову.

Следующий этап – экскурсия в лес, к водоему или поход, где каждый увидит и найдет свою осень (зиму, весну). Считаю, что экскурсии (учебные и внеурочные) – это источник развития речи младших школьников. Здесь, на месте, глядя вокруг, у детей рождаются новые образы. Им хочется поделиться своими впечатлениями, возникает потребность открыть для себя что-то новое, а также выразить в слове свое восприятие окружающего мира. Например:

Рассыпает осень листья – золотинки,
Превращая землю в яркие картинки.
Не грустите, люди, что уходит осень,
В небе снова будет голубая просинь.

Виктория Стерлягова, 3-й класс.

(Слайд №17) Большую роль в формировании успешности и развитии творческого потенциала учащихся играет сотрудничество с родителями, их вера в возможности ребенка и способность оказывать реальную помощь.

(Слайд №18) Благодаря участию и неподдельному интересу родителей к сопровождению их детей в образовательном процессе возникла идея организации городского фестиваля проектной деятельности учащихся, который и был проведен в 2008 году на базе ОУ №7. (Слайд №19) Выпускники начальной школы 2008 года дали следующую оценку такому сотрудничеству: “Все наши достижения, личные и коллективные, стали возможны благодаря родителям, учителю и музыкальному руководителю”.(Слайд №20) А достижениями учащиеся и родители считают работу и выступления вокального клуба “Непоседы”, создание (Слайд №21) и публикации творческих работ в средствах массовой информации на городском, областном и федеральном уровнях, постановки спектаклей и их презентации.

(Слайд №22) Успешность младшего школьника определяется его самореализацией в различных сферах деятельности (игровой, изобразительной, спортивной, поисковой). Так, была организована вокальная группа “Непоседы” в 2004 году, а в 2008 – “Шалунишки”.

Занятие в вокальном клубе – это проявление индивидуальности, неформальное общение, установление новых контактов, что способствует успешной социализации детей вне школьных условий. Об этом свидетельствуют следующие строки:

Мы счастливы вместе,
Безумно мы рады,
И нам не нужны
Никакие награды!

Виктория Стерлягова.

(Слайд №23) Таким образом, реализация предложенных направлений и создание системы педагогических условий способствуют формированию успешности младшего школьника в разных формах образовательного процесса. Все это проявляется в способности ребенка выявлять и решать проблемы, генерировать идеи, использовать различные источники информации, свободно владеть материалом в представлении результатов деятельности, устанавливать новые социальные контакты, осуществлять рефлексию, быть уверенным в себе.

(Слайд №24) Подтверждение сказанному нахожу в творческих работах детей, которые являются для меня рефлексией и коррекцией практической деятельности. “Нам нравится участвовать в конкурсах, выступать на сцене, думать, размышлять, подбирать к урокам дополнительный материал, а потом его представлять, записывать свои мысли и высказывать их вслух… (Слайд №25) Я не боюсь новых идей, проектов, потому что знаю – рядом родители и учитель, они помогут сейчас, а дальше я сам”. (Слайд №26) Творческие работы учащихся представлены в сборнике, о чем было заявлено в ожидаемом результате.

Имея такие резервы, человек не “потеряет себя”, найдет место в жизни, профессионально самоопределится, если он сегодня успешен.

(Слайд №27) Успешность сегодня – успешность на всю жизнь.

Слайды