Цель: отработка запуска проекта на основе учебного содержания предмета “Окружающий мир”.
Задачи:
Формирование:
– коммуникативных навыков через работу в
группах, умение вести диалог, выработку и
принятие общих решений
– предметно-образовательную компетентность
через изучение материала темы” Расы и народы”,
осознание различий национальности человека от
его расы.
– информационную компетентность через работу с
информацией, изложенную в учебнике,
энциклопедии, дополнительной литературе,
подготовленной учителем и родителями.
– навыков творчества через участие в проектной
деятельности
– толерантности через уважительное отношение к
людям разных рас и национальностей.
Оборудование:
Карта полушарий, с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас, карточки слов, карточки с фотографиями, презентации “Расовые конфликты”, “Прекрасная планета и мы на ней живем”, глобус, выставка книг, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются по группам. Приветствие участников урока. (Релаксация: изображают растаявшего снеговика)
2 Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель: Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Сегодня мы с вами будем говорить о самом большом обществе людей на земле-…
Ученики: Человечество.
Учитель: Ребята, посмотрите небольшой материал, который представлен в презентации.
Просмотр презентации “ Расовые конфликты”.
Дети делятся впечатлениями.
Если этого не произойдёт, то подвести к теме можно вопросами:
– Объясните причины того, что люди, которые живут на одной планете, не могут договориться?
– Причины их конфликтов справедливы и обоснованы?
– Считаете ли Вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?
– Зависит ли общение между людьми от внешнего вида (цвета кожи, глаз, формы носа)?
– Вспомните известные случаи жестокого несправедливого обращения между людьми разных национальностей.
Дети приводят примеры из жизни: война между грузинами и абхазами, ВОВ, “Волк и ягнёнок”, кинофильм “Цирк”.
– Как Вы думаете, в чем проблема их отношений?
(Нетерпимое отношение между черными и белыми)
– Зависит ли от внешнего вида общение между людьми?
3. Открытие нового знания.
– У каждой группы на столах лежат фотографии людей. Рассмотрите эти фотографии и разбейте их на группы. Объясните, по каким признакам Вы разделили людей на группы?
Дети работают две минуты. Фотографии разложены в три группы (приложение 1).
(Вывешиваются фотографии на доску).
– Ребята профессор Кювье как и Вы разделил людей на три группы и объяснил это так:
А. Люди с темными волосами, смуглой кожей, широким овалом и узким разрезом глаз лица любят долго спать – он назвал их желтенькие.
Б. Часть людей, имеющих темный цвет кожи и курчавые волосы очень много времени провели на солнце и пережарились – они черненькие.
В. Люди, имеющие густые волосы, брови, бороду, светлокожие очень любят воду, часто моются – они беленькие.
Этот текст лежит у Вас на парте (приложение 2).
– Ваша задача выяснить утверждения профессора верны или нет.
Кроме того, у Вас есть ещё один текст. Попробуйте найти ответ на вопрос: почему произошла такая классификация людей?
Дети читают текст:
Утверждение 2 – энциклопедический словарь (приложение 3) и делают вывод, что все люди делятся на три расы.
– Как Вы поняли, что такое раса?
На доске появляется определение:
Раса – общность людей, объединенных внешними отличительными чертами облика: цветом кожи, формы глаз, пропорциями тела.
– Ребята, я снова предлагаю прочитать текст и попробовать выделить те черты, которые сближают, роднят расы.
Дан текст: Характерные признаки рас (приложение 4).
(Текст из энциклопедии)
Дети читают текст и одновременно отбирают карточки с расовыми различиями и выносят их на доску.
Характерные признаки рас
За столетия истории многие люди переселялись в другие части света. Часто мужчины и женщины с разным цветом кожи женились, и у их детей смешивались признаки разных рас. Ведь разный цвет кожи, форма глаз не мешают быть единым человечеством. И все же у каждого представителя рас есть свои характерные признаки.
У представителя одной расы курчавые волосы, тёмно– коричневая кожа, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева, карие глаза. Им характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед.
У представителей второй расы – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно– карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода.
Люди, относящиеся к третьей расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода.
– Ребята, может кто-то знает какие расы выделяют у нас на земле?
– Давайте сейчас сравним наш ответ с тем, что написано у нас в учебнике с 87, второй абзац (или дается еще один текст с названиями рас).
Характерные признаки рас
За столетия истории многие люди переселялись в другие части света. Часто мужчины и женщины с разным цветом кожи женились, и у их детей смешивались признаки разных рас. Ведь разный цвет кожи, форма глаз не мешают быть единым человечеством. И все же у каждого представителя рас есть свои характерные признаки.
У представителя негроидной расы курчавые волосы, тёмно– коричневая кожа, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева, карие глаза. Им характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед.
У представителей монголоидной расы – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно-карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода.
Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода.
Дети делают вывод, что на земле выделяют три расы, и различаются они по внешнему виду (т.е. по врожденным качествам).
– А есть ли черты, которые сближают расы?
(Есть. У каждого человека есть нос, рот, руки и т. д.)
– Да, потому что относятся к одному виду “современных людей”, до образования рас были одни предки.
– Улыбаетесь. А эмоции, чувства, настроение зависит от того, к каким расам люди принадлежат?
– Конечно, люди осознают принадлежность к расе, но Вы вряд ли услышите, чтобы человек говорил: “Я – негроид, я– еропеоид”. Зато часто можно услышать: “Я русский, я цыган, я француз”. Что они имеют в виду?
(Говорят о принадлежности стране)
– Но ведь нет страны Русь, нет страны у цыган?
Они говорят о народах Земли.
– Мы провели небольшое исследование, и оказалось, что в нашей школе обучается 727 учеников. Кроме русских учатся дети разных национальностей:
Немцы-6 человек
Украинцы– 85 человек
Белорусы– 38 человек
Молдоване-8
Буряты-8
Армяне– 6
Татары-2
Азербайджанцы-2
Грузины-2
Поляки-2
Евреи-2
Нанайцы-1
Казахи-1
Гагаузы-1
Узбеки– 2
Эстонцы -1
Литовцы -1
– А это очень важно, какой национальности ваш одноклассник?
– Сегодня на земле живет около 3000 народов
– Рассмотрите рисунок на странице 88.
– Как можно только с помощью рисунка доказать, что здесь изображены представители разных народов?
– Да, ребята. Помимо того, что у каждого народа есть свое название, их объединят язык, культура, есть народные сказания, песни, танцы, костюмы
– Чем отличаются?
(Численностью, живут на разных материках)
Вывешивается карточка “Народы”
– Интересно ли было общаться с людьми разных народов? Да, мы проводили классный час: праздники народов мира”. Изучили кухню, танцы Японии, России.
– Можно ли сказать что один народ или одна раса лучше другой
Вывод: Все равны.
Вернемся к проблеме:
– Зависит ли отношение между людьми от внешнего вида?
– А от чего зависит?
– Вот сегодня мы работаем над темой расы и народы. А мы с вами можем повлиять на общение между людьми разных рас?
– Что мы с вами можем сделать?
(Изучить игры, культуру разных народов, создать карту национальностей микрорайона (совет микрорайона продолжает проект “Березовая роща”). Мы можем предложить провести праздник; не обижать ребят, не обзывать, завести переписку, собрать альбом их праздников, игр, издать книгу “ Что такое хорошо, что такое плохо”).
– А когда мы могли бы это все сделать? На уроке мы пройдем культуру народов, веру и т. д.
– Как объединить все эти мероприятия всю эту деятельность?
(Проект. Как здорово ребята, мы за счет темы урока вышли на тему проекта.)
– А как мы бы назвали наш проект?
Предложения детей: “Мы не похожи, ну и что же..”, “Мы разные, но мы дружим..”, “Многоликое человечество”, “Дети разных народов..”
– Кто будет участниками?
– Зачем мы это будем делать? Какой результат ожидаем?
4. Домашнее задание
а. Прочитайте параграф “Расы и народы. С. 86-89, сравните материал, который изучили на уроке и материал в учебнике.
б. Найдите то, о чем мы не говорили.
в. Обсудите с родителями название проекта. Его цели и задачи.
5. Рефлексия:
Подводится итог урока.
Показ презентации “Прекрасная планета и мы на ней живем”.
На столе у педагога появляется глобус.
– У каждого из вас есть листочек. Нарисуйте на нем мордочку. Давайте заселим планету ребятами и подарим нашей земле самые теплые пожелания, чтобы она стала самой мирной во Вселенной.