Форма урока: заочная экскурсия
Цели:
- закреплять навык устных и письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100.
- развивать математическую речь, творческое и пространственное воображение.
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: предметные картинки, силуэтное изображение трактора для конструирования, схемы задач, карточки для игры “Угадай слово”, аудиозапись песен “Деревенская дорога”, “Ручки”, “Звуки окружающего мира”, 2 книги “Озерки – тихая моя Родина”, видеофильм “Озерки”.
У учащихся: учебник, тетрадь, набор геометрических фигур для конструирования.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Д.:
Динь-дилинь
Звенит звонок,
Начинается урок!
У.: Улучшим мозговое кровообращение, подготовим кисти рук к письму
(комплекс упражнений)
2. Вступительное слово, сообщение темы и задач урока.
(звучит отрывок из песни “Деревенская дорога”)
У.: Какие хорошие слова! Вы каждый день идете в школу знакомой дорогой, встречаете односельчан, здороваетесь с ними. Сегодня мы с вами еще раз пройдемся по селу, посмотрим на него немножко другими глазами, узнаем о нашем селе много нового. Ведь, чтобы любить Родину, надо много знать о ней. А заодно повторим материал по теме “Сложение и вычитание”
3. Работа по теме урока.
У.: Пред вами на доске план-карта нашего села. Начнем нашу экскурсию по селу от здания школы.
(демонстрация кадров из видеофильма “Озерки” об Озерской СОШ)
Задача: Во втором классе 5 учеников, в третьем 8 учеников, а в первом на 2 больше, чем во втором и третьем вместе. Сколько учеников в первом классе?
(дети решают задачу у доски и в тетрадях)
У.: Какое здание находится напротив школы?
Д.: Магазин
У.: Давайте перейдем дорогу и остановимся у магазина. Как надо переходить дорогу?
(дети рассказывают правила перехода улицы)
У.: Что можно купить в магазине?
Д.: Продукты, игрушки, обувь…
У.: Какие продукты хранятся в мешках? (рисунок 1)
Рис. 1
Д.: Мука, сахар, крупа…
У.: Составим задачу по схеме:
Было -…
Продали - …. и еще…
Осталось - ?
Д.: В мешке 50 кг сахара. В первый день продали 17 кг, во второй 18 кг. Сколько кг сахара осталось в мешке?
(дети решают задачу)
У.: Продолжим нашу экскурсию. Куда пойдем дальше, мы узнаем, когда решим примеры на с. 33 № 1 и составим слово.
(дети решают примеры и составляют слово “Клуб”)
У.: А вы ходите в клуб? Зачем?
Д.: Мы ходим на кружок. Там мы танцуем!
У.:
Хорошо мы потрудились
И немножко утомились
Приготовились, ребятки,
Танцевальная зарядка!
(дети выполняют упражнения под песню “Ручки”)
У.: Какое еще культурное учреждение находится в здании клуба?
Д.: Библиотека
У.: А что это такое?
Д.: Библиотека – это хранилище книг.
У.: Но самым главным богатством, гордостью библиотеки являются 2 книги “Озерки – тихая моя Родина”. Главная тема этих книг – наши Озерки, наши люди, наши дела и заботы, духовная жизнь нашего села. Эта книга появилась на свет благодаря Шелковниковой Серафиме Кирилловне, ее преданности и любви к своей малой родине. Сегодня Серафима Кирилловна присутствует на нашем уроке. Спасибо Вам, за ваш труд!
(дети вручают цветы автору книги)
У.: А здесь, Юра, и про тебя написано. Ты у нас один из лучших читателей.
(зачитывается отрывок из книги)
У.: Решим задачу про Юру.
За два месяца Юра прочитал 23 книги. За первый месяц он прочитал 12 книг. Сколько книг он прочитал за второй месяц?
(дети решают задачу)
У.: Рядом с клубом стоит скромный обелиск. Эти символы народной памяти говорят о тех, кто погиб на войне. В этой книге написаны имена тех, кто не вернулся с полей сражений. Напишите в тетради цифру 1, справа припишите цифру 2, и слева цифру 2. какое получилось число? 212. прочитайте его. Именно столько озерчан погибли в годы Великой Отечественной войны.
У.: Ну что ж, пойдем дальше? Какое двухэтажное здание находится в центре села?
Д.: Контора
У.: Правильное название – здание правления нашего хозяйства. Что вы о нем знаете?
Д.: Там деньги дают.
Там зарплату дают
У.: Что такое зарплата?
Д.: Это плата за труд
У.: Из чего складывается зарплата за месяц?
Д.: Из того, что человек заработал за каждый день.
У.: Как называются числа при сложении? Выполним упражнение на сложение с. 33 № 14 (ч 1)
У.: Дошли до перекрестка. Куда попадем, если повернем налево?
Д.: В Бутурлиновку.
У.: А мы пойдем направо. И дойдем до…( рисунок 2)
Рис. 2
Д.: Гаража
У.: Для такого большого хозяйства нужен большой автомобильный парк.
В гараже:
- Газ – 5 авт.
- КАМаз – 4 авт.
- Автобус – 1 авт.
- Пожарная – 1 авт.
- Легковых – 5 авт.
- ЗИЛ – 5 авт.
Самых добрых слов заслуживают водители автопарка Н.В.Шелковников, А.А.Зубков, А.Н.Бондарев, В.В.Головков, Е.Н.Шестопалов и другие. Своим самоотверженным трудом они стараются в короткий срок вывезти урожай с полей.
Посчитаем сколько всего автомобилей.
Утром в гараже осталось 2 автомобиля. Сколько автомобилей выехало из гаража?
Д.:
- Всего – 21 авт.
- Уехало – 2 авт.
У.: За гаражом находится здание тракторного отряда – полеводческая
(зачитывается отрывок из второй книги “Озерки – тихая моя Родина” о механизаторах)
У.: Сейчас из геометрических фигур мы сложим силуэт трактора (рисунок 3)
У.: Дошли до второго перекрестка. И куда мы не повернем, направо или налево, мы попадем на ферму.
(звучит животноводческой фермы)
(заучивается отрывок из книги “Озерки – тихая моя родина” о доярках)
4. Итог урока, выставление оценок
У.: Наша экскурсия заканчивается. Мы побывали лишь на нескольких объектах. А поможет нам узнать об истории села, о его людях эти две прекрасные книги “Озерки – тихая моя Родина”. Вы сегодня прекрасно потрудились, заслужили хорошие отметки.
5. Домашнее задание
У.: Решите две задачи про садик. Мы ведь там не были (ч. 1, с. 34 № 9, 10).