Мы живем на проценты с нашего детства.
Детство, как березовый сок,
Обнаруживает себя по весне.
Г.О. Куклин
Цели:
- Привлечь внимание учащихся к творчеству писателя - земляка Георгия Куклина.
- Пробудить интерес к истории Сибири, воспитать чувство любви к родному краю, любви к животным.
- Формировать речевую культуру, развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, инсценирования.
- Отметить своеобразие языка автора.
Оборудование:
- Книги писателя.
- Портрет.
- Фотографии.
- Рисунки учащихся.
Учитель:
Георгий Осипович Куклин вошел в историю русской литературы как самобытный сибирский писатель.
Илимская пашня, богатая сибирская земля кормили хлебом жителей от Ангары до Дальнего Востока. Словно грибные семейки, раскинулись по берегам Илима деревеньки, в которых жители занимались охотой, рыболовством, хлебопашеством.
В одной из таких деревень Игнатьевой рос пытливый мальчуган Гоша Куклин.
Край Илимский,
Край Сибирский,
Ты нам дорог,
Сердцу мил!
Здесь в Игнатьевой деревне
Добрый мальчик Гоша жил.
Воспитателем его души были тайга, река Илим, деревенская и лесная живность. Окончив приходскую школу, он продолжил образование в Нижнеилимском училище, в Киренской учительской семинарии, в Иркутском государственном университете на педагогическом факультете.
В 1923 году с 3 курса он переводится в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы. Так уроженец сибирской деревни попал на берега Невы.
Получив специальность - филолог, он много ездил по стране. Работал учителем, библиотекарем. О том, что пережил, что увидел, написал произведения: "Краткосрочники", "Учителя", "Непредвиденные записи".
В 1938 году Г.Куклин был незаконно арестован, а в 1939 году скончался в Красноярской больнице в возрасте 36 лет.
Куклин Г.О. многие рассказы посвятил детям. Они написаны на основе сибирских впечатлений писателя и убеждают, что детство - это лучшая пора, что будущую силу для взрослой жизни можно обрести в детских играх, в совместном труде с родителями, в общении с природой, с животными как братьями меньшими.
Как Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Георгий Куклин показал, что дети - это наиболее яркое выражение природного начала жизни. Он не раз возвращался на родину своего детства, где его талант вбирал энергию сибирской природы.
Он не мог жить без ощущения "малой родины": "Тайга - не курорт, а родина моя, источник жизни. Снова припасть к источнику, чтобы на всю жизнь сохранить его".
Его книги учат не только детей, но и взрослых.
"Игренька" - один из таких рассказов.
Переходим к обсуждению рассказа.
- Какое событие лежит в основе рассказа? (Мальчик по имени Петька теряет своего любимого коня, отправляется на трудный, рискованный поиск своего любимца
- За что ругает себя Петька? (Заснул.
"Мама велела не спать, а я заснул")
- Каким показан лес?
- "Лес необычный, какой-то сказочный, таинственный, страшный";
- "Лес начал шуметь";
- "Кричала, давила кукушка";
- "Вокруг костра ходили тени".
- С помощью каких глаголов, выражений автор показывает состояние героя, его поведение?
- "Взбираться на косогор было трудно и скользко";
- "В холодную грязь вязли колени";
- "Летел от дерева к дереву";
- "В лицо брызгало";
- "Петька боялся дышать".
- На дне впадины он увидел зверя. Что это? Прочитайте выразительно. (3 глава)
(Это всего лишь льдина. Все, что казалось страшным, оказывается обыкновенным).
- Какое решение принимает Петька? (глава 4)
(Идет в цыганский табор и там ищет своего коня.
"Здесь нечего искать, надо искать в других местах")
- Отчаяние сменяется надеждой. На что он надеется? (глава 5)
("Ладно, что не снял колокольчика, теперь по колокольчику я где хошь найду Игреньку - пусть хоть лес, пусть хоть ночь")
- Что услышал мальчик?
(Откуда-то издалека нанесло звуки: Но это была заблудившаяся корова)
- "Светало!
И зачем рассвет?
Не с кем начинать бороньбу:"
Что испытывает Петька?
(Состояние покинутости)
- Кого неожиданно увидел Петька?
Прочитайте выразительно со слов в главе 6 "Петька сел на пень:" и до конца
- Каким вы себе представляете этого мальчика? Чему учит эта история?
Петька - обыкновенный мальчишка и необыкновенный, так как не испугался, сумел преодолеть свой страх. Герой проходит через целую цепь испытаний, маленьких приключений (впрочем, не таких уж и маленьких для такого маленького героя), прежде чем он все-таки найдет коня.
- Почему рассказ запоминается?
- Что еще замечательного в этом рассказе?
Конечно, язык писателя. Он помогает нам ощутить влажность ночной тайги, свежесть и прохладу лесного воздуха.
- Какие изобразительно-выразительные средства видим в рассказе?
- Какие диалекты вы встретили? Как вы понимаете их значение?
Подтравить - поджечь;
елань - прогалина;
арженик - растение, похожее на рожь;
талина - небольшая ива.
Учитель:
Георгий Куклин создал цикл рассказов о детстве, о тех впечатлениях, что были вынесены им из той далекой поры. Это глазами автора мы видим окружающий мир, родной край.
Ребята, прочитайте и другие рассказы писателя: "Тальник", "У Прелой горы", "Шальная вода". Во всех этих рассказах он показал душевную красоту своих маленьких друзей.
Он славит человека с большим сердцем, его огромные возможности в этом мире.
В. Петрицкий пишет: "Потомкам остались книги талантливого человека, осталась память о великом труженике, искателе правды, хорошем товарище, верном сыне Илима."