Нужен ли правозащитник в школе?

Разделы: История и обществознание


Мы хотели бы представить Вам свою научную работу, тема которой: “Нужен ли правозащитник в школе?” Началась эта работа с исследования, в 2007 году, тогда дискуссии по поводу должности Уполномоченного по правам человека были не так широкомасштабны, как сейчас. Об этой теме мы узнавали из СМИ, при изучении правовых документов: Конвенции о правах ребенка, декларации прав человека, Конституции РФ, но четкого представления о том, кто же этот Уполномоченный, мы тогда не имели. После нескольких наших вопросов, учитель обществознания предложила провести нам свое собственное исследование. С этого все и началось, работали мы небольшой группой учащихся, каждый, узнавая что-то новое, тут же делился с остальными, так мы собирали как можно больше информации по этой теме. Помощниками были научная литература, СМИ и Интернет. Почти год спустя выяснилось, что интерес мы проявляли не зря – Уполномоченный по правам ребенка появился и в Ростове согласно постановлению Ростовской администрации от 31.12.2008 года, а по всей России с 1 сентября 2009 года, по указу № 986.

Сейчас наша страна, как и многие другие государства, все ближе подходит к осознанию того, что общественный порядок должен быть построен на взаимодействии гражданина и государства. Изменения в правовой системе происходят не только на федеральном уровне, но и в местных органах самоуправления. Правовой институт внедряется и в общеобразовательные учреждения: школы, лицеи, гимназии, техникумы. И наша школа не осталась в стороне, но сначала несколько слов о том, как жил и живет наш лицей, как мы подошли к пониманию необходимости правового пространства в школе.

Мы учимся в лицее № 82, лицей имеет множество заслуг и наград, все это благодаря квалифицированным педагогам и прилежно работающим ученикам. Развитие правого института в нашем лицее началось уже давно. И первым признаком этого является наличие ученического самоуправления. Целью такого органа в школе было развитие у детей чувства ответственности, долга, ознакомить с существующим органом управления и его работой. Самоуправление главным образом состоит из Совета старшеклассников, напоминающего своим устройством систему государственной власти. В его состав входят президент, его заместитель, министры. Этот совет работает с младшими и средними классами, подготавливая учащихся к вступлению во взрослую жизнь и передачи своих знаний и обязанностей будущим старшеклассникам. Главной заслугой действующего совета является разработка и создание трех законов: “Закон о борьбе с вандализмом (порчей имущества)”; “Закон о пропусках учебных занятий”; “Закон о защите чести и достоинства ученика МОУ Лицея №82”.

Совет старшеклассников взаимодействует с учителями, помогая провести им классные мероприятия. Учителя – правоведы организовывают уроки, лекции, классные часы, встречи с представителями правового порядка поселения нашего района. Также активно взаимодействует с родителями учащихся, привлекая их к школьной деятельности своих детей. Проводят исследовательские работы с заинтересовавшимися учениками разных возрастных групп. На такой же основе возник и наш труд, перерабатывая материал, мы обнаружили появление нового положение “о введение Уполномоченного по правам ребенка”. Это нас очень заинтересовало, ведь возникла возможность появления защитника наших прав. Сразу же появились вопросы: необходимо ли развитие правового института в школе? Что требуется от нас, будущих граждан? А самый главный вопрос: Нужен ли уполномоченный по правам ребенка в школе? Эти вопросы и стали основой нашего дальнейшего исследования.

Узнав как можно больше о правовом институте, об омбудсмене, мы решили провести социологический опрос, чтобы выявить уровень осведомленности наших сверстников, учителей, жителей нашего поселка, узнать их мнения.

Анализ опроса показал, что молодое поколение положительно настроено к изменению общественного порядка. Но несмотря на некоторое несовпадение в понимании правового воспитания между поколениями, почти все опрошенные уверены: в общеобразовательном учреждении Уполномоченный по правам ребенка так же необходим, как и Уполномоченный по правам человека в РФ. Это подтвердил и глава нашего поселения Луганцев Евгений Петрович после обращения к нему наших учеников.

Наша исследовательская работа совпала с введением должности Уполномоченного по правам ребенка в школах Ростовской области.

В конце учебного 2008-2009 года, в мае месяце, в нашем лицее были проведены выборы Уполномоченного по правам ребенка. И уже в начале этого учебного года полноправно в свою должность Уполномоченного вступила Ангелина Александровна Размологова, в обязанности которой входят не только консультации учащихся и их защита, но и взаимодействие с учителями и родителями, их правовое просвещение. Был разработан план работы нашего Уполномоченного.

Наша исследовательская группа объединилась в молодежную организацию “Правовед”. Все события предвыборной компании и выборы мы осветили в своей газете, под названием “Правовед”.

  • Появилась после долгих дискуссий своя эмблема, “Горячая линия”; выработан “Кодекс прав и обязанностей лицеистов” , “Устав”.
  • Закончив исследовательскую работу, мы получили ответ на главный вопрос, поставленный в самом начале: Нужен ли уполномоченный по правам ребенка в школе?

Ответ прост: научится понимать свои права и обязанности и использовать их со школьной скамьи. И в этом нам поможет Омбудсмен!!!!!!

Итак, первые шаги сделаны. К нам идут, с нами советуются.

У нас свой Омбудсмен - Уполномоченный по правам ребенка.

Наш лицей  - правовое пространство.

Приходите к нам, и мы поделимся с Вами пусть и небольшим, но интересным опытом!

Мы хотим закончить наше выступление девизом нашей организации:

В мире есть один закон.
Всем давно известен он:
Если делаешь добро,
То к тебе придет оно.

В свое время Владимир Маяковский с гордостью писал о первом государственном документе юной России:

Читайте,
Завидуйте,
Я - Гражданин Советского Союза!

А сможем ли мы, сегодняшние школьники, сказать с такой же гордостью: Я полноправный гражданин своей Родины, я знаю и исполняю в полной мере свои обязанности перед страной, перед окружающими, и я готов с честью и достоинством исполнять законы на протяжении всей жизни, чтобы можно было потом с чистой совестью сказать:

Я жил, Я был-
За все на свете я отвечаю головой!

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта - группа учащихся 9-х и 11-х классов.

Главная задача проекта – научить молодых людей грамотно использовать возможности современных правозащитных технологий через исследования, образование и просвещение в области прав человека.

Цели проекта:

- повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России;

- формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение “профессионализма” деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека.

Задачи проекта:

- подготовка группы учащихся к самостоятельной организации активных действий для пропаганды ценностей прав человека у культуры мира и принципов толерантности.

Проект состоит из трех составных частей:

“Поисковая - образовательная” – история возникновения института “Омбудсмена”, изучение законодательных документов, Устава школы;

(1 часть проекта: октябрь – декабрь 2007 года) – в течение которой участники проекта будут осваивать основы прав человека и механизмы из защиты, механизмы организации публичных действий в защиту общественных интересов, технику работы по продвижению идей через средства массовой информации, основы командного взаимодействия;

“Деятельностная” (2 часть проекта: январь – май 2009 года) – в течение которой после дополнительного “специализированного” обучения начнут работать четыре группы, каждая из групп будет выполнять свою задачу:

- преподавательская – организация и проведения занятий, семинаров и тренингов по теме.

- мониторинговая – активная участие в мониторингах ситуации с соблюдением прав человека;

- правозащитная – возникновение молодежной организации “Правовед”, горячей линии (внимание к вопросам и проблемам учащихся), шефство над младшими классами;

3) часть проекта сентябрь 2009-10-19

- продолжение работы молодежной организации “Правовед”, взаимопомощь и поддержка с Уполномоченным по правам учащихся;

- практическая консультация;

- подготовка и выпуск очередного номера газеты “Правовед”.

Презентация.