Всекубанский урок "Екатериной нареченный"

Разделы: Начальная школа


Форма: Заочное путешествие во времени.

Класс: 2

Цели:

  1. Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.
  2. Привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края.

Задачи:

  • познакомить с исторической значимостью Екатерины II для Кубани, историей переселения кубанского казачества;
  • научить находить зависимость между современной жизнью на Кубани и историческими корнями;
  • развивать познавательную активность, речь, логическое мышление, умение работать с текстом;
  • воспитывать любовь к родине и родному краю, интерес к истории края, понимание важности охраны и сохранения памятников культуры и истории, культуру общения в детском коллективе.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение к физминутке.

Ход урока.

I. Актуализация темы урока.

1. Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие во времени. Для этого давайте вспомним:

- Как называется столица (главный город) нашего края?

- Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

- А почему он так назывался, как вы думаете? Для этого вспомните, как появлялись названия городов.

- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?

-А что вы знаете о Екатерине? Почему мы до сих пор о ней вспоминаем?

2. Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по станицам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправляемся…

II. Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.

Слайд №2


Петербург. Царский дворец

На доске иллюстрационный ряд с изображением Петербурга, портрет молодой будущей императрицы Екатерины II, портрет царевича Петра III и т.д. Слайд 3
 
Молодая Екатерина           Пётр III                     Павел I

Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей, которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.

Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.

Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы.

- Как вы думаете, кто это может быть?

- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?

Учащиеся описывают портрет.

Рассказ учителя.

А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

Материал для учителя.

Вступление на престол

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.

Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола

III. Второй пункт путешествия - Царский дворец.

Слайд №4

На доске - слайды или картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792 году. Императрица Екатерина II беседует с запорожскими казаками.

Слайд №5


Казаки на приёме у Екатерины.

Слайд №6

Переселение казаков на Кубань.

- Ребята! А что вы знаете о казаках? Чем они занимались? Как жили?

-Почему Екатерина хотела сделать казаков верными защитниками Отечества?

Слайд №7

Хата 
Казачья хата.

 
Сторожевая застава

Черноморский казак. К. XVIII в. 
Черноморский казак. Конец
XVIII века.

Слайд №8

7060269487E445FC

-Давайте зачитаем эту дарственную грамоту казакам на земли южных рубежей Российских.

- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

С радостью великой взялись они за строительство Екатеринодарской крепости.

Слайд №9.

План войскового града, будущего Екатеринодара

Слайд №10


Населенный пункт казаки назвали в честь небесной покровительницы императрицы Екатерины II -
Екатеринодаром, то есть дар Екатерины. В честь неё принцессу Фике при крещении нарекли Екатериной.

Материал для учителя.

Святая великомученица Екатерина

Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.                      

Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его.

Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке.

В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру.

Император приказал казнить святую.

- А знаете ли вы, какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы? Вернемся на машине времени в наше время.

IV. Третий пункт путешествия – современный Краснодар. Слайд№11

1-1   1

-Дети, сравните виды Краснодара и Екатеринодара?

-Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую.

V. Творческое задание:

-Нарисуйте то, что больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.

VI. Подведение итогов урока.