Форма: Заочное путешествие во времени.
Класс: 2
Цели:
- Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.
- Привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края.
Задачи:
- познакомить с исторической значимостью Екатерины II для Кубани, историей переселения кубанского казачества;
- научить находить зависимость между современной жизнью на Кубани и историческими корнями;
- развивать познавательную активность, речь, логическое мышление, умение работать с текстом;
- воспитывать любовь к родине и родному краю, интерес к истории края, понимание важности охраны и сохранения памятников культуры и истории, культуру общения в детском коллективе.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение к физминутке.
Ход урока.
I. Актуализация темы урока.
1. Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие во времени. Для этого давайте вспомним:
- Как называется столица (главный город) нашего края?
- Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?
- А почему он так назывался, как вы думаете? Для этого вспомните, как появлялись названия городов.
- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?
-А что вы знаете о Екатерине? Почему мы до сих пор о ней вспоминаем?
2. Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по станицам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправляемся…
II. Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.
Слайд №2
Петербург. Царский дворец
На доске иллюстрационный ряд с изображением Петербурга, портрет молодой будущей императрицы Екатерины II, портрет царевича Петра III и т.д. Слайд 3
Молодая Екатерина Пётр III Павел I
Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей, которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.
Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.
Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы.
- Как вы думаете, кто это может быть?
- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.
- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?
Учащиеся описывают портрет.
Рассказ учителя.
А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.
Материал для учителя.
Вступление на престол
В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.
Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола
III. Второй пункт путешествия - Царский дворец.
Слайд №4
На доске - слайды или картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792 году. Императрица Екатерина II беседует с запорожскими казаками.
Слайд №5
Казаки на приёме у Екатерины.
Слайд №6
Переселение казаков на Кубань.
- Ребята! А что вы знаете о казаках? Чем они занимались? Как жили?
-Почему Екатерина хотела сделать казаков верными защитниками Отечества?
Слайд №7
Казачья хата.
Сторожевая застава
Черноморский казак. Конец XVIII века.
Слайд №8
-Давайте зачитаем эту дарственную грамоту казакам на земли южных рубежей Российских.
- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.
С радостью великой взялись они за строительство Екатеринодарской крепости.
Слайд №9.
План войскового града, будущего Екатеринодара
Слайд №10
Населенный пункт казаки назвали в честь небесной покровительницы императрицы Екатерины II -
Екатеринодаром, то есть дар Екатерины. В честь неё принцессу Фике при крещении нарекли Екатериной.
Материал для учителя.
Святая великомученица Екатерина
Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его.
Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке.
В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру.
Император приказал казнить святую.
- А знаете ли вы, какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы? Вернемся на машине времени в наше время.
IV. Третий пункт путешествия – современный Краснодар. Слайд№11
-Дети, сравните виды Краснодара и Екатеринодара?
-Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую.
V. Творческое задание:
-Нарисуйте то, что больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.