Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: ознакомление обучающихся с особенностями строения и образом жизни членистоногих: насекомых, пауков, ракообразных.
Задачи урока: познакомить учащихся с представителями отряда членистогогих, с особенностями их строения и образом жизни. Найти ответ на вопрос: Почему их назвали «маленькие рыцари»? Развивать словарный запас у детей, воспитывать экологическую культуру.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» С.А. Вахрушев, 2 класс, ч. 2, 2009.
Время реализации урока: 45 минут.
Авторский медиапродукт.
Среда: программа для создания презентаций Power Point, программа для создания слайд - тестов Captivate.
Краткое описание содержания учебных кадров:
Слайд 1 – Здравствуйте! По щелчку появляются имена детей.
Слайд 2 – Эмоциональный настрой. По щелчку появляется стихотворение.
Слайд 3 – Что знаем? По щелчку появляется то,что знаем о морских организмах.
Слайд 4 – Тема урока. По щелчку появляется «Членистоногие».
Слайд 5 – Хотим узнать. По щелчку (8 раз) появляются вопросы.
Слайд 6 – Представители членистоногих. По щелчку появляются виды членистоногих, картинки.
Слайд 7 – Почему их называют «маленькие рыцари»? По щелчку появляются ответы на этот вопрос.
Слайд 8 – Таблица – образец для работы в группах. Появляется по щелчку.
Слайд 9 – Таблица для проверки работы. Появляется по щелчку.
Слайд 10 – Тест. Кто же такие «маленькие рыцари»?
Слайд 11 – Тест. Членистоногие
Слайд 12 – Тест. Кто относится к членистоногим?
Слайд 13 – Тест. Сколько ног у членистоногих?
Слайд 14 – Тест. Есть ли крылья?
Слайд 15 – Тест. Чем дышат?
Слайд 16 – По щелчку после теста «Продолжить» появляется «Молодцы!» .
Слайд 17 – Рефлексия. По щелчку появляется стихотворение.
Слайд 18 – До свидания!
Выход: ESC
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
- Повышение эффективности усвоения учебного материала.
- Повышение учебной мотивациии развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала, увеличение подачи самого материала).
- Возможность первичной проверки усвоения нового материала.
Технологии, методы:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Компьютерные технологии.
- Проблемно-диалогические методы.
- Методы личностно-ориентированные.
- Работа в группах.
- Деятельностный подход.
- Метод самооценки.
Оборудование и материалы: компьютер для учителя и учеников, интерактивная доска, тесты (программа Captivate 4), авторский медиапродукт, учебник «Окружающий мир» С.А. Вахрушев, 2 класс, ч. 2, 2009 год, листы с таблицей для заполнения по видам членистоногих для 3 групп, рисунок дерева на ватмане, картинки «божьей коровки», паучка и рака для каждого ученика.
План урока
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организаци – онный момент | Создание эмоционального настроя | Положительный настрой на урок | 2 |
2 | Актуализация знаний | Фиксирование на слайде: «Знаем» ранее изученного материала по теме урока | Систематизация изученного материала по теме урока | 3 |
3 | Определение темы и цели урока. | Подводящий диалог к определению темы и целей работы на уроке | Определение темы и цели урока | 2 |
4 | Постановка проблемы. | Фиксирование вопросов на слайде «Хотим знать» | Определение деятельности и задач урока | 3 |
5 | «Открытие» нового знания. | Организация работы учащихся | Работа в группах. Заполнение своей строки в таблице на основе материала из учебника. | 13 |
6 | Физминутка Гимнастика для глаз |
Проведение упражнений гимнастики для глаз | Проводит физминутку дежурный, дети выполняют | 2 |
7 | Первичное закрепление. | Прослушивание презентаций каждой группы, исправление ошибок | Презентация ответа каждой группыПроверка по таблице на слайде | 9 |
8 | Самостоятельная работа | Первичный контроль и проверка знаний учащихся по теме урока | Выполнение теста. Получение первой оценки по новой теме | 8 |
9 | Рефлексия | Подведение итогов урока, комментирование полученных учащимися оценок | Оценка собственных знаний по теме урока | 3 |
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
СЛАЙД 1.
Мы начинаем урок окружающего мира. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
СЛАЙД 2.
“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем я рассказать”.
II. Актуализация знаний (3 минуты)
Звучит музыка – шум моря из оперы Римского-Корсакова «Садко».
– Что услышали? (Шум моря). Мы знаем с вами, что и в морских глубинах кипит бурная жизнь.
– Вспомним о морских организмах. С какими трудностями сталкиваются они на суше? (сухость и сила тяжести).
– Для чего нужен скелет живым организмам, живущим на суше?
(для опоры: к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников)
СЛАЙД 3
– Этим вопросом заинтересовались и Лена с Мишей.
И вот о чем они говорят…Читаем текст на стр.12
– О ком же мы узнаем сегодня на уроке? (Предположения детей)
III. Определение темы и цели урока (2 минуты)
– Какова же тема урока? (Членистоногие – «Маленькие рыцари»)
СЛАЙД 4
IV. Постановка проблемы (3 минуты)
– Никакой вопрос у вас не возникает?
(Почему их назвали «Маленькие рыцари»?)
– А еще что-нибудь хотите узнать?
СЛАЙД 5
- Кто относится к членистоногим?
- Почему их назвали «маленькие рыцари»?
- Где они живут?
- Чем дышат?
- Чем питаются?
- Сколько ног?
- Как передвигаются?
- Есть ли крылья?
V. «Открытие» нового знания (13 минут)
– Первый вопрос! Ваши гипотезы?
– Читаем до слов «для членистоногих…»
– Кто же относится к членистоногим? (Ответы детей)
– На вопрос «Кто относится к членистоногим» мы уже ответили.
– А почему же их называют маленькими рыцарями»? Ваши гипотезы?
Читаем дальше.
СЛАЙД 7
- легкий и крепкий наружный скелет, состоит из твердых члеников;
- членики соединены друг с другом, как латы рыцаря;
- наружный скелет состоит из неживого вещества, ведь живые клетки слишком нежны;
- он не растет с хозяином;
- подрастая, хозяин вынужден сбрасывать панцирь и наращивать более просторный.
– На два первых вопроса мы ответили. А теперь, работая в группах, найдите ответы на все остальные вопросы и заполните таблицу.
(Раздаются таблицы для заполнения).
СЛАЙД 8
Название | Где живут? | Ноги | Крылья | Чем дышат? |
Ракообразные | ||||
Пауки | ||||
Насекомые |
1 группа читает учебник и заполняет строку «ракообразные».
2 группа читает учебник и заполняет строку «пауки».
3 группа – «насекомые».
VI. Физминутка. Гимнастика для глаз. (2 минуты)
VII. Первичное закрепление (9 минут).
Группа презентует свой ответ, а другие группы слушают и исправляют ошибки и дополняют, что еще узнали интересного.
Проверка заполненных таблиц пол слайду-образцу.
СЛАЙД 9
Название | Где живут? | Ноги | Крылья | Чем дышат? |
Ракообразные | в воде и на суше | раки – 8 ног краб – 6ног креветка – ноги-вёсла |
нет | жабрами |
Пауки | на суше | 8 ног | нет | трахеями |
Насекомые | всюду | 6 ног | есть, но не у всех | трахеями |
– Мы прослушали все группы. Ответили ли мы на все интересующие нас вопросы? (ответы детей)
VIII. Самостоятельная работа (8 минут)
СЛАЙД 10-15 (ТЕСТЫ)
– Так кто же такие «маленькие рыцари»?
– Почему их так назвали?
– Где живут?
– Сколько бывает ног?
– Есть ли крылья?
– Чем дышат?
СЛАЙД 16
– МОЛОДЦЫ!
IX. Рефлексия (3 минуты).
– Вернемся к началу урока. Кто же теперь может сказать:
СЛАЙД 17
“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем я рассказать”.
(Ответы детей)
– Какие же новые интересные знания вы сегодня открыли на уроке?
– Кто из вас сможет поделиться этим новым материалом с родными и друзьями?
(Комментирование отметок за урок)
– Если вам сегодня на уроке было комфортно, и вы все запомнили, вам все понятно, посадите «божью коровку» вверху дерева, а если у вас еще остались вопросы и вы что-то не поняли, то паучков посадите на ствол. Ну а если вам совсем ничего не понятно и вы ничего нового не узнали и не запомнили то, как ракообразные ползите к корням дерева.
(Дерево нарисовано на ватмане и висит на доске)
Всем спасибо за урок!
СЛАЙД 18
До свидания!
Список литературы:
- Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2-го класса: Наша планета Земля. В 2 частях. Часть 2. Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс, 2009.
- Ресурсы Интернет (картинки)
- Ресурсы Интернет (флеш-анимация), www.gifpark.ru/n404.html
- Программа Captivate 4, лицензия № 65029870ER