Урок окружающего мира "Маленькие рыцари". 2-й класс ("Школа-2100")

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (943 кБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: ознакомление обучающихся с особенностями строения и образом жизни членистоногих: насекомых, пауков, ракообразных.

Задачи урока: познакомить учащихся с представителями отряда членистогогих, с особенностями их строения и образом жизни. Найти ответ на вопрос: Почему их назвали «маленькие рыцари»? Развивать словарный запас у детей, воспитывать экологическую культуру.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» С.А. Вахрушев, 2 класс, ч. 2, 2009.

Время реализации урока: 45 минут.

Авторский медиапродукт.

Среда: программа для создания презентаций Power Point, программа для создания слайд - тестов Captivate.

Краткое описание содержания учебных кадров:

Слайд 1 – Здравствуйте! По щелчку появляются имена детей.

Слайд 2 – Эмоциональный настрой. По щелчку появляется стихотворение.

Слайд 3 – Что знаем? По щелчку появляется то,что знаем о морских организмах.

Слайд 4 – Тема урока. По щелчку появляется «Членистоногие».

Слайд 5 – Хотим узнать. По щелчку (8 раз) появляются вопросы.

Слайд 6 – Представители членистоногих. По щелчку появляются виды членистоногих, картинки.

Слайд 7 – Почему их называют «маленькие рыцари»? По щелчку появляются ответы на этот вопрос.

Слайд 8 – Таблица – образец для работы в группах. Появляется по щелчку.

Слайд 9 – Таблица для проверки работы. Появляется по щелчку.

Слайд 10 – Тест. Кто же такие «маленькие рыцари»?

Слайд 11 – Тест. Членистоногие

Слайд 12 – Тест. Кто относится к членистоногим?

Слайд 13 – Тест. Сколько ног у членистоногих?

Слайд 14 – Тест. Есть ли крылья?

Слайд 15 – Тест. Чем дышат?

Слайд 16 – По щелчку после теста «Продолжить» появляется «Молодцы!» .

Слайд 17 – Рефлексия. По щелчку появляется стихотворение.

Слайд 18 – До свидания!

Выход: ESC

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • Повышение эффективности усвоения учебного материала.
  • Повышение учебной мотивациии развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала, увеличение подачи самого материала).
  • Возможность первичной проверки усвоения нового материала.

Технологии, методы:

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Компьютерные технологии.
  • Проблемно-диалогические методы.
  • Методы личностно-ориентированные.
  • Работа в группах.
  • Деятельностный подход.
  • Метод самооценки.

Оборудование и материалы: компьютер для учителя и учеников, интерактивная доска, тесты (программа Captivate 4), авторский медиапродукт, учебник «Окружающий мир» С.А. Вахрушев, 2 класс, ч. 2, 2009 год, листы с таблицей для заполнения по видам членистоногих для 3 групп, рисунок дерева на ватмане, картинки «божьей коровки», паучка и рака для каждого ученика.

План урока

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организаци – онный момент Создание эмоционального настроя Положительный настрой на урок 2
2 Актуализация знаний Фиксирование на слайде: «Знаем» ранее изученного материала по теме урока Систематизация изученного материала по теме урока 3
3 Определение темы и цели урока. Подводящий диалог к определению темы и целей работы на уроке Определение темы и цели урока 2
4 Постановка проблемы. Фиксирование вопросов на слайде «Хотим знать» Определение деятельности и задач урока 3
5 «Открытие» нового знания. Организация работы учащихся Работа в группах. Заполнение своей строки в таблице на основе материала из учебника. 13
6 Физминутка
Гимнастика для глаз
Проведение упражнений гимнастики для глаз Проводит физминутку дежурный, дети выполняют 2
7 Первичное закрепление.  Прослушивание презентаций каждой группы, исправление ошибок Презентация ответа каждой группыПроверка по таблице на слайде 9
8 Самостоятельная работа Первичный контроль и проверка знаний учащихся по теме урока Выполнение теста. Получение первой оценки по новой теме 8
9 Рефлексия Подведение итогов урока, комментирование полученных учащимися оценок Оценка собственных знаний по теме урока 3

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты)

СЛАЙД 1.

Мы начинаем урок окружающего мира. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

СЛАЙД 2.

“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем я рассказать”.

II. Актуализация знаний (3 минуты)

Звучит музыка – шум моря из оперы Римского-Корсакова «Садко».

– Что услышали? (Шум моря). Мы знаем с вами, что и в морских глубинах кипит бурная жизнь.

– Вспомним о морских организмах. С какими трудностями сталкиваются они на суше? (сухость и сила тяжести).

– Для чего нужен скелет живым организмам, живущим на суше?

(для опоры: к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников)

СЛАЙД 3

– Этим вопросом заинтересовались и Лена с Мишей.

И вот о чем они говорят…Читаем текст на стр.12

– О ком же мы узнаем сегодня на уроке? (Предположения детей)

III. Определение темы и цели урока (2 минуты)

– Какова же тема урока? (Членистоногие – «Маленькие рыцари»)

СЛАЙД 4

IV. Постановка проблемы (3 минуты)

– Никакой вопрос у вас не возникает?

(Почему их назвали «Маленькие рыцари»?)

– А еще что-нибудь хотите узнать?

СЛАЙД 5

  1. Кто относится к членистоногим?
  2. Почему их назвали «маленькие рыцари»?
  3. Где они живут?
  4. Чем дышат?
  5. Чем питаются?
  6. Сколько ног?
  7. Как передвигаются?
  8. Есть ли крылья?

V. «Открытие» нового знания (13 минут)

– Первый вопрос! Ваши гипотезы?

– Читаем до слов «для членистоногих…»

– Кто же относится к членистоногим? (Ответы детей)

– На вопрос «Кто относится к членистоногим» мы уже ответили.

– А почему же их называют маленькими рыцарями»? Ваши гипотезы?

Читаем дальше.

СЛАЙД 7

  • легкий и крепкий наружный скелет, состоит из твердых члеников;
  • членики соединены друг с другом, как латы рыцаря;
  • наружный скелет состоит из неживого вещества, ведь живые клетки слишком нежны;
  • он не растет с хозяином;
  • подрастая, хозяин вынужден сбрасывать панцирь и наращивать более просторный.

– На два первых вопроса мы ответили. А теперь, работая в группах, найдите ответы на все остальные вопросы и заполните таблицу.

(Раздаются таблицы для заполнения).

СЛАЙД 8

Название Где живут? Ноги Крылья Чем дышат?
Ракообразные        
Пауки        
Насекомые        

1 группа читает учебник и заполняет строку «ракообразные».

2 группа читает учебник и заполняет строку «пауки».

3 группа – «насекомые».

VI. Физминутка. Гимнастика для глаз. (2 минуты)

VII. Первичное закрепление (9 минут).

Группа презентует свой ответ, а другие группы слушают и исправляют ошибки и дополняют, что еще узнали интересного.

Проверка заполненных таблиц пол слайду-образцу.

СЛАЙД 9

Название Где живут? Ноги Крылья Чем дышат?
Ракообразные в воде и на суше раки – 8 ног
краб – 6ног
креветка – ноги-вёсла
нет жабрами
Пауки на суше 8 ног нет трахеями
Насекомые всюду 6 ног есть, но не у всех трахеями

– Мы прослушали все группы. Ответили ли мы на все интересующие нас вопросы? (ответы детей)

VIII. Самостоятельная работа (8 минут)

СЛАЙД 10-15 (ТЕСТЫ)

– Так кто же такие «маленькие рыцари»?

– Почему их так назвали?

– Где живут?

– Сколько бывает ног?

– Есть ли крылья?

– Чем дышат?

СЛАЙД 16

– МОЛОДЦЫ!

IX. Рефлексия (3 минуты).

– Вернемся к началу урока. Кто же теперь может сказать:

СЛАЙД 17

“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем я рассказать”.

(Ответы детей)

– Какие же новые интересные знания вы сегодня открыли на уроке?

– Кто из вас сможет поделиться этим новым материалом с родными и друзьями?

(Комментирование отметок за урок)

– Если вам сегодня на уроке было комфортно, и вы все запомнили, вам все понятно, посадите «божью коровку» вверху дерева, а если у вас еще остались вопросы и вы что-то не поняли, то паучков посадите на ствол. Ну а если вам совсем ничего не понятно и вы ничего нового не узнали и не запомнили то, как ракообразные ползите к корням дерева.

(Дерево нарисовано на ватмане и висит на доске)

Всем спасибо за урок!

СЛАЙД 18

До свидания!

Список литературы:

  1. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2-го класса: Наша планета Земля. В 2 частях. Часть 2. Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс, 2009.
  2. Ресурсы Интернет (картинки)
  3. Ресурсы Интернет (флеш-анимация), www.gifpark.ru/n404.html
  4. Программа Captivate 4, лицензия № 65029870ER

Пояснительная записка.