Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
- обеспечить знания учащихся по теме «Начало правления Ивана Грозного»;
- повысить мотивацию к изучению истории через исследовательскую работу на уроке и во внеурочное время.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с началом деятельности Ивана IY;
- выяснить необходимость преобразований, проводимых царем для усиления централизованной власти в стране, оценить роль его реформ;
- рассмотреть взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного;
- дать характеристику Ивану Грозному как историческому деятелю.
развивающие:
- развивать навыки работы с текстом документов;
- учить умению анализировать, делать выводы, искать причинно-следственные связи;
- продолжить работу по развитию коммуникативных навыков учащихся, умению работать в группе;
- развивать умение защищать свою точку зрения.
воспитательные: создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории.
На уроке используется метод проблемного обучения.
Методические приемы:
- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,
- частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
- методы стимулирования и мотивации такие, как создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке.
Контроль знаний осуществляется при изучении нового материала в ходе эвристических бесед с учащимися и в результате работы с понятиями.
Оборудование: На уроке в соответствии с целями урока применяются наглядные пособия и мультимедийная установка с диском «История России с древнейших времен по ХIХ век».
На уроке используется памятка «Начало правления Ивана Грозного», которая поможет учащимся и при дальнейшем изучении этого периода истории.
Эпиграф: «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели»
Василий Осипович Ключевский
Учитель:
Дорогие ребята, я очень рада вас видеть, и уверена, что наш урок пройдет в доброжелательной, рабочей атмосфере.
На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению одной из интереснейших страниц истории России. Мы рассмотрим начало правления Ивана Грозного.
Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха.
(Демонстрация слайда диска «История России с древнейших времен по ХIХ век».)
По официальной московской легенде шапка была якобы пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства (царь – от слова цезарь, титул римских императоров). На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.
Вопрос: Иван Грозный – одна из наиболее популярных исторических личностей, о которой имеет представление любой человек, более или менее знающий русскую историю.
Ребята, вы изучали деятельность Ивана Грозного в 7 классе. Какими словами вы бы могли охарактеризовать личность и деятельность Ивана Грозного?
(На доске – изображение Ивана Грозного. Во время ответов учащихся, приклеивать слова – «жестокий, кровожадный, тиран, опричнина, деспот» - с одной стороны портрета царя).
Учитель: К сожалению, у многих людей представления о деятельности Ивана Грозного достаточно однообразны. Говоря о царе, мы вспоминаем его жестокий характер, чудовищные преступления против собственного народа.
Но, в российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей. Одни считают его чудовищным тираном, другие – прогрессивным государственным деятелем, стремящимся к централизации российского государства.
Сегодня на уроке:
- мы рассмотрим взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного,
- оценим роль его реформ,
- и попробуем сделать собственный вывод: Так кто же он, Иван Грозный, гений или злодей? (на тему урока)
Наш урок пройдет в форме заседания научного общества, на котором встретились представители различных исторических школ, отстаивающих взгляды Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова и других исследователей.
Эпиграфом к нашему заседанию будут слова историка Василия Осиповича Ключевского (на эпиграф)
Погрузиться в историческую эпоху Ивана Грозного нам помогут памятки – свитки. В них внесены важные сведения (обратить внимание на памятки, которые находятся на руках у учащихся).
В памятках содержатся следующие разделы:
1. Внутрипредметные связи:
- 1553-1558 год- правление в Англии Марии Кровавой (Тюдор);
- 1558-1603 год – правление в Англии Елизаветы I Тюдор;
- 1558 год – разгром «Непобедимой армады» (испанского флота) английским пиратом Дрейком;
- 1572 год – «Варфоломеевская ночь» во Франции (в течение недели было истреблено 20 000 гугенотов).
2. Основные понятия: царь, шапка Мономаха; сословно – представительная монархия; кормления; наместники.
3. Реформы, проводимые Иваном грозным в начале своего правления.
4. Избранная Рада – неофициальное правительство, созданное из кружка приближенных к Ивану Грозному людей. В нее входили: думный дворянин Алексей Адашев, глава Посольского приказа Иван Висковатый, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский и другие.
Для того чтобы рассмотреть взгляды русских историков на деятельность Ивана Грозного класс разбивается на группы, каждая из которых получает свое задание.
ЗАДАНИЕ: Проанализировать характер Ивана Грозного от имени историка.
Алгоритм работы в группе:
- Прочитать текст.
- Определить основные черты характера Ивана Грозного по мнению историка.
- Что повлияло на становление личности первого русского царя?
(ПОРТРЕТ ЦАРЯ НА СЛАЙДЕ)
Анализ документов учащимися в группе:
Первая группа анализирует документ:
Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина
«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».
Вторая группа анализирует документ:
Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»:
«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».
Третья группа анализирует документ:
Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).
«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»
ВОПОС: Что повлияло на становление характера Ивана Васильевича? Какие качества характера отмечают русские историки?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: (во время ответов демонстрируются портреты историков)
Учитель:
Николай Карамзин разделяет эпоху царствования Иоанна IV на два периода:
- Правление «Святого, усердного владыки, сердце которого полно любви к Отечеству и из уст которого народ слышал такое обещание, данное им после венчания - "Буду впредь спасать вас от притеснений и злодейств. Забудьте вражду, ненависть, соединимся все любовью христианскою. Отныне я ваш судья и защитник."»
- Царствование безнравственного тирана (Иоанн 6 раз женился, причем последние два раза без благословения церкви), который истребляет своих преданных, честных бояр, разоряет города своего же государства, который придумывает нечеловеческие казни для ни в чем не повинных людей и окружает себя подлыми клеветниками.
Учитель: В первый период царствования Ивана Грозного окружали советники, названные в народе Избранной Радой. (СЛАЙД) Обратите внимание на ваши свитки- памятки. В них занесены имена деятелей Избранной Рады. Прочтите их.
Ребята, в ваших свитках описаны реформы Избранной Рады. Проанализируйте эти преобразования и сделайте вывод, на что были направлены эти реформы?
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (демонстрируются слайды)
- Впервые в 1549 году основан Земский Собор (сословно - представительный орган при царе). На нем были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.
- В 1550 году принят новый Судебник. Он наделял Боярскую Думу правом законодательного органа страны, увеличивал плату за пожилое. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день.
- Созданы приказы, каждый из которых ведал определенными делами.
- В 1551 году созван церковный Собор (Стоглавый), он привел к единству церковные обряды, канонизировал местных святых.
- В 1556 году – реформа местного самоуправления: наместники стали получать жалованье, вместо «кормления».
- Местное население само выбирало управителей: губных старост - из землевладельцев (губа – округ), земских старост - из черносошных крестьян и излюбленных голов (в городах).
- В 1550 году – военная реформа: ограничение местничества на время военных действий. Появление стрелецких полков, служивших за жалование.
Вопрос: Уважаемые исследователи, вспомните, пожалуйста, что такое «кормления», кто такие «наместники».
Ответ учащихся: Система кормлений предполагала обеспечение местного управления за счет населения.
Учитель: Как вы думаете, на что были направлены реформы Избранной Рады?
Ответы: на укрепление централизованного государства, усиление власти царя, реорганизацию местного самоуправления, укрепление военной мощи государства.
Вопрос: уважаемые исследователи, охарактеризуйте форму правления, сложившуюся в России в результате этих реформ.
Ответ: форма правления - сословно – представительная монархия.
Учитель: как вы думаете, хотел ли Иван Грозный править государством в условиях ограниченной власти?
Давайте обратимся к источникам и проанализируем, как историки оценивают деятельность Избранной рады.
Задание к документам:
Проанализируйте источники и ответьте на вопрос: почему Иван Грозный разорвал со своими советниками и подверг их опале.
Учитель: Анализируя мнения историков, вы можете делать выводы в своих свитках-памятках.
Первая группа: Н.И. Костомаров «Царь Иван Васильевич Грозный»
«Иван Васильевич, одаренный, как мы уже сказали, в высшей степени нервным темпераментом и с детства нравственно испорченный, уже в юности начал привыкать ко злу. Пораженный московским пожаром и народным бунтом, он отдался безответно Сильвестру, который умел держать его в суеверном страхе и окружил советниками. С тех пор Иван надолго является совершенно безличным; русская держава правится не царем, а советом людей, окружающих царя. Но мало-помалу, тяготясь этой опекой, Иван сначала робко освобождался от нее, подчиняясь влиянию других лиц, а наконец, когда вполне почувствовал, что он сильнее и могущественнее своих опекунов, им овладела мысль поставить свою царскую власть выше всего на свете, выше всяких нравственных законов. Его мучил стыд, что он, самодержец по рождению, был долго игрушкою хитрого попа и бояр, что с правом на полную власть он не имел никакой власти, что все делалось не по его воле; в нем загорелась свирепая злоба не только против тех, которые прежде успели стеснить его произвол, но и против всего, что вперед могло иметь вид покушения на стеснение самодержавной власти и на противодействие ее произволу».
Вторая группа: Владимир Борисович Кобрин. Отрывок из книги «Иван Грозный».
«В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной рады. У Избранной рады, видимо, не было тщательно разработанной программы действий. Идеи рождались у правителей в самом процессе преобразований. Не все удалось осуществить. В 1560 году правительственный кружок Сильвестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале. Этот разрыв царя с советниками только подвел черту под давними разногласиями и взаимными неудовольствиями. В чем же причины такой резкой смены правительства? Иван Грозный связывает свой разрыв с советниками со смертью первой жены. Однако этот конфликт между царем и Избранной радой был только следствием другого, более существенного конфликта — между разными представлениями о методах централизации страны. Структурные реформы, которые проводило правительство Избранной рады шли медленно, их плоды созревали не сразу. Нетерпеливому человеку, каким был Иван, в таких обстоятельствах кажется, что и результатов-то никаких нет. Ускоренный путь централизации в условиях России XVI века был возможен только при использовании террора. Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты, был неприемлем для деятелей Избранной рады. Отсюда вытекает и сопротивление Сильвестра и Адашева тем или иным начинаниям царя и упорство в проведении в жизнь собственных предначертаний. Так столкнулись две силы, два властолюбия. Конфликт разрешился падением Избранной рады».
Третья группа: Сергей Федорович Платонов. Выдержки из работы «Лекции по русской истории»:
«В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на Восток; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом… После оценки, данной Грозному (другими историками), ясно, что мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «Избранной радой» Грозный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершал свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», — он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только умеет выбрать вожаков, — все равно: это правительство всегда обладает необходимыми политическими качествами, хотя не всегда имеет успех и удачу. Недаром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному называл его преемника (царя Федора Иоанновича) московским словом «durak», отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя».
Учитель после обсуждения учащимися документов: Уважаемые ребята, вы убедились, что историки, исследователи, общественные деятели неоднозначно оценивают деятельность Ивана Грозного. Одних ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной, деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории, который укрепил единое русское государство и расширил его границы, присоединив Казанское и Астраханское ханства. А как бы вы охарактеризовали личность и деятельность царя?
Перед вами чистые листы бумаги. Напишите те слова, которые, по вашему мнению, характеризуют личность Ивана Грозного.
(Слова приклеиваются по другую сторону портрета Ивана Грозного).
Уважаемые исследователи, объясните, почему вы так охарактеризовали личность Ивана IY? (Ответы учащихся)
Учитель: на сегодняшнем уроке мы рассмотрели оценку деятельности Ивана Грозного русскими историками. Иван Васильевич, несомненно, противоречивая личность, великая и ужасная одновременно. Но, несмотря на его цели усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территорию, мы не должны оправдывать те средства, которыми пользовался Грозный царь. Никакими великими целями нельзя оправдать бессмысленный террор по отношению к собственному народу.
Обсудить эпиграф
Учитель: Домашнее задание: эссе «Большой террор - историческая необходимость или печальная судьба страны?»