Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить обучающихся с первым в России революционным вооруженным выступлением дворян против самодержавия и крепостничества.
Учебно-воспитательные задачи:
- показать причины выступления декабристов, подвести итоги и дать значение восстания декабристов;
- выработать умения и навыки работать с документами, развивать аналитические способности;
- воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности;
Наглядность:
- карта “Россия в первой половине 19 века”, портреты декабристов, их жен;
- учебные фильмы: Петропавловская крепость, Во глубине сибирских руд; Восстание декабристов; Кинофильм: Звезда пленительного счастья;
- картина: К.И.Кольман “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825года”;
- документы: “Манифест к русскому народу”; Манифест Николая 1 о приговоре декабристам; Указ сената о присяге императору Константину 1; Указ Сената о присяге императору Николаю 1.декабрь 1825г.;
- письма: М.Н.Волконской отцу “Я летаю на собственных крыльях”, А.Г.Муравьевой из Сибири к родным.
Литература.
- Винокурова М. Восстание декабристов. Учебное пособие. Пакет-комплект документов. М. “Денди”, 1993.
- Гассен А. Во глубине сибирских руд...М., Д.Л.,1965.
- Орлов В. Антология. Меч и лира. М.,1976.
- Очерки Живописная Россия, т.12,ч.1.С.-Петербург, 1895г.
- Сборник. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977.
- Сборник. Поэзия и письма декабристов. Горький.1984.
- Факел. Историко-революционный альманах.1990. Письма декабристок. стр.8-41.
Даты: 14 декабря 1825год - восстание декабристов.
Ход урока
1. Организационный момент: Проверка готовности к уроку и задачи на урок.
2. Повторение домашнего задания:
Выяснение идеологии декабристов.
1. Рассказать о деятельности общества декабристов в 1818-1824г.г.
2. Сравнить содержание программ Северного и Южного обществ. Сделать вывод.
3. Рецензия на ответ.
Подведение итога:
1. Какие задачи программ?
2. Каким образом они пытались осуществить эти задачи?
Таким образом, осуществить задачи программ декабристы стремились путем военного переворота.
3. Изучение новой темы:
План:
I. Причины, повлиявшие на формирование революционных взглядов декабристов.
II. Восстание декабристов:
1 - причины восстания;
2 - подготовка и план восстания;
3- ход восстания;
4 - причины поражения восстания;
III. Следствие по делу декабристов.
IV. Декабристы в Сибири.
Задача: В чем состояло историческое значение восстания декабристов?
Декабристы-первые русские революционеры, были борцами против крепостничества и самодержавия.
I вопрос. Выяснение вопроса путем беседы и запись причин в рабочую тетрадь.
II вопрос.
1. Выяснение вопроса путем беседы. Глубокое чувство патриотизма, желание видеть свой народ свободным, готовность к самопожертвованию - вот что побудило героев 1825 года выйти в холодное утро 14 декабря, чтобы силой принудить членов Сената и Государственного Совета обнародовать “Манифест к русскому народу”.
2. Ролевая игра. Кабинет, у классной доски - стол, на столе -свечи, листы бумаги, чернильница, перо.4-5учеников в роли декабристов, одни сидят, другие прохаживаются у стола.
Учитель:13 декабря, вечер, накануне восстания на квартире Кондрата Рылеева.
1 ученик: Итак, мы имеем программы “Русская правда” и Конституцию. А чтобы осуществить задачи программ необходим военный переворот.
2 ученик: А не будет ли это дворцовым переворотом?
1ученик: Нет, мы совершим революционный переворот силами армии с целью смены правительства, отмены крепостного права и проведений демократических преобразований.
2 ученик: А как быть с народом?
1 ученик: Без участия народа. Народ- это толпа, основная масса - крестьяне, они не грамотны, не подготовлены. Я не верю, что народ сыграет положительную роль, народ будет нам только помехой.
3 ученик: Ясно, но когда же начнем восстание?
Учитель: Александр I знал о существовании тайных обществ и отдал приказ об аресте руководителей “Южного общества”, но 19 ноября 1825 года он скончался. У него не было детей, поэтому наследовать престол должен был его брат Константин, который отказался от престола в пользу брата Николая.
Чтение Указа Сената о присяге императору Николаю1.
2 ученик: Но как же, Николай не популярен в гвардии.
2 ученик: Он зол, мстителен, скуп.
2 ученик: Господа! У нас есть шанс. Начнем восстание в день переприсяги новому царю - 14 декабря.
1 ученик: Войска, уже присягнувшие Николаю, не будут стрелять в своих братьев по оружию, и, компромисс будет найден. Мы достигнем своих целей мирным путем.
3ученик: У нас есть “Манифест к русскому народу”. Мы заставим Сенат подписать его.
Работа с манифестом /текст манифеста имеется у каждого ученика, один из них вслух зачитывает текст /.
2 ученик: Решено, завтра с утра выводите войска на Сенатскую площадь. Диктатором, то есть военным руководителем, назначается полковник, князь Сергей Петрович Трубецкой, Гвардейский морской экипаж, Измайловский полк под командованием капитана Якубовича должны захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Захватить Петропавловскую крепость поручается полковнику Булатову с подчиненным ему полком. Ты, Каховский должен рано утром тайно пробраться в Зимний Дворец и убить Николая. Открой нам путь. Это облегчит осуществление плана восстания.
3. Работа с картой “Восстание декабристов 1825г.”.
Декабристы уже с 7часов утра объезжали казармы, агитировали солдат и офицеров, объяснили цели выступления, но первоначальный план восстания был сорван уже в первые часы. Царь успел привести Сенат и Государственный Совет к присяге рано утром, еще затемно, и, когда восставшие прибыли на Сенатскую площадь, сенаторы уже разъехались по домам. Рано утром были приведены к присяге многие гвардейские полки и воинские части. Еще ночью Якубович отказался возглавить штурм Зимнего дворца, боясь, что в схватке вместо ареста произойдет цареубийство. Отказался от поручения убить царя и Каховский. Но самым главным ударом была неявка на площадь избранного диктатора-Трубецкого, что лишало восстание единого руководства. Декабристы заняли выжидательную позицию и упустили время для нанесения удара, они не двинулись на Зимний дворец, Петропавловскую крепость. Фактически, они дали возможность царю подтянуть войска, верные Николаю 1 и разгромить восставших.
Показ кинофрагмента “Восстание декабристов”.
Вывод: Дворяне, выступившие 14 декабря на Сенатской площади, потерпели поражение. Позднее их стали называть декабристами.
4. После просмотра кинофрагмента разбор причин поражения восстания 14 декабря 1825года. Беседа: Основные причины поражения: срыв первоначального плана восстания, поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания, боязнь обратиться к народу на площади, недостатки в подготовке восстания, выжидательная тактика, нерешительность восставших, численное превосходство и лучшее вооружение войск, присягнувших Николаю 1.
Если время на исходе, то проверка проблемной задачи путем беседы: В чем состояло историческое значение восстания декабристов?
Пункты III и IV изучаются самостоятельно.
III вопрос. Восстание потерпело поражение. Многие декабристы были арестованы, находились в заключении в крепости и ждали суда и приговора.
Работа с Манифестом Николая 1.12 июля 1826года был зачитан Манифест Николая 1 о приговоре декабристам. Приговор состоял из 11 разрядов.30 человек были приговорены к смертной казни четвертованием, остальные были осуждены на каторжные работы в Сибирь. Вскоре, Николай 1 помиловал декабристов, четвертование было заменено казнью через повешение пятерым декабристам: К.Ф.Рылееву, П.И.Пестелю, С.И.Муравьеву-Апостолу, М.П.Бестужеву-Рюмину, П.Г.Каховскому. Остальные были поэтапно отправлены на каторгу в Сибирь, многие оставались в тюрьмах крепостей. Приговор поразил всех своими суровыми сроками.
- Как встретили декабристы приговор?
-“И в Сибири есть солнце!”
IV вопрос. Работа с картой: Декабристы были поэтапно отправлены в Сибирь. Иркутск, Забайкалье, Чита. /Рассказ о работе на рудниках, соляных, винокуренных заводах/.
Вскоре за декабристами отправляются в Сибирь их жены, невесты. Первыми подали прошение и получили разрешение на выезд в Сибирь Мария Волконская и Екатерина Трубецкая. Следом за ними выехала Александрина Муравьева, жена Никиты Муравьева. В Сибирь она везла письмо “Послание в Сибирь” Александра Сергеевича Пушкина. В последствии эти стихи стали гимном борьбы.
Портреты жен декабристов.
Работа над письмом “Я летаю на собственных крыльях...” - Письма М.Волконской отцу.
Сообщения:
1. “Я достигла цели своей жизни” /Мария Волконская/.
2. “В Сибири он женился на крестьянке...” /Евдокия Макарова/.
3. “Подвиг любви бескорыстной” /француженки Камилла Ле Дантю и Полина Гебль/
Рецензия на сообщения.
4. Закрепление изученного материала:
Тест: “Восстание декабристов”
5. Домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа.