Женщины-путешественницы и исследовательницы разных эпох

Разделы: География


Цель: изучить географические открытия, совершенные женщинами путешественницами-исследовательницами и представить их значимость среди других географических открытий.

Задачи:

  • Изучить географические открытия, совершенные женщинами в разные эпохи;
  • Оценить результаты исследований;
  • Выявить вклад женщин путешественниц и исследовательниц в развитие географической науки.

Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование.

Тип урока: классный час.

Виды деятельности учащихся: участие в эвристической беседе, работа с различными источниками географической информации, показ и защита презентаций учащихся и их обсуждение.

Планируемый результат

Учащиеся должны:

Знать\понимать: имена женщин-путешественниц, результаты исследований, их значение и маршруты путешествий.

Уметь показывать по картам маршруты путешествий.

Основное содержание: На основе рассказа учитель знакомит учащихся с основными этапами появления женщин-путешественниц, а учащиеся непосредственно рассказывают о персоналях.

Акцент следует сделать на том, что географические открытия женщинами не были случайностью. Они состоялись потому, что для этого созрели определенные предпосылки.

Практическая работа: защита творческих работ и презентаций.

Предварительная работа: учащимся раздаются темы для предварительной подготовки (индивидуально или группе учащихся):

  • Женщины путешественницы - подвижницы христианской веры;
  • Сказочные путешественницы;
  • Женщины путешественницы 17-19 веков;
  • Путешественницы ХХ века;
  • Русские женщины-путешественницы разных эпох.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Изучение нового материала
Вводное слово учителя. О великих путешественниках написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Эти мужчины покоряли океаны, переходили горы, открывали новые земли и жили в диких племенах. Но как насчет знаменитых женщин-путешественниц?

В письменных источниках первые путешествующие женщины упоминаются в качестве подвижниц христианской веры. По велению Господа шли они в разные города и страны проповедовать учение Христа. Женщины могли отправляться в паломничество совершенно спокойно, это не только не возбранялось, но и поощрялось.

1.Женщины путешественницы - подвижницы христианской веры.

(защита творческих проектов и компьютерных презентаций) (Слайды 2-4) Презентация.

1.Лиссипа - первая известная амазонка.

2. Равноапостольная Мария Магдалина

3. Святая равноапостольная Нина

1. По ходу защиты творческих проектов в виде докладов и компьютерных презентаций остальные работают в таблицах

"Женщины, путешественницы-исследовательницы в разные эпохи." (Приложение1)

Слово учителя. Что говорит нам фольклор? Легенды, сказки, мифы, предания - тоже, сплошь рассказывают о путешествиях мужчин: Одиссей, Персей бороздят морские просторы; Иванушка - дурачок идет в Тридевятое Царство, Капитан Синбад посещает множество городов и стран, и другие описания - примеров много! А женщина в фольклоре может фигурировать лишь как движущая сила путешествий: герои стремятся встретить любовь, спасти царевну. И это неудивительно. С древнейших времен мужчины уходили в лес на охоту, отправлялись в военные походы, а женщина была хранительницей очага, занималась домом и детьми.

И все же сказки про женщин, совершающих путешествия, есть.

2.Сказочные путешественницы. (защита творческих проектов и презентаций) (Слайды 5-9)
1.Сказка "Снежная королева" - девочка Герда.

2. Элли и Энни - девочки из сказки "Волшебник страны Оз"

3. Оля и Ялок, путешествуют по Королевству Кривых зеркал.

4. Алиса - совершает таинственное путешествие в Страну чудес.

5. Лягушка путешественница - из рассказа Гаршина.

2. Каждой группе или ученику вручен оценочный лист творческого проекта с критериями, который должен быть заполнен к концу урока. (Приложение 2)
Слово учителя. Сказки, мультфильмы нельзя отнести только к фольклору, так как они имеют авторов. Можно заметить: все они написаны не более 300лет назад, "Сказка ложь, да в ней намек:". Неспроста стали появляться сказочные героини-путешественницы, если они появились - значит, появились и реальные события, свидетельствующие о подобном явлении. В мире появились путешествующие женщины.

Появление женщин-путешественниц тесно связано с развитием феминизма. Это женское движение, началось в 18 столетии, его основной целью было искоренение дискриминации прав женщин и достижения равноправия с мужчинами. Женщины стремились открыть себе дорогу во всем: работа, карьера, изучение наук, возможность путешествовать. Иногда противостояние доходило до абсурда - дамы кидались курить сигары, пить крепкие напитки и т.д., всем своим видом давая понять, что они ничуть не уступают сильному полу.

Но далеко не все женщины при этом стремились к эмансипации. Продолжая путешествовать в неудобной одежде: кринолины, корсеты, роскошные шляпы, женщины тем самым подчеркивали свое стремление оставаться женщинами, показывая, что они не имеют отношения к эмансипированным особам, щеголяющим в мужской одежде.

3.Женщины путешественницы 17-19 веков. (Слайды 10-14)

1. Мария Сибелла Мериан - путешествие в Суринам, первооткрывательница мира насекомых Южной Америки;

2. Английские женщины 19 века - Мэри Уортли Монтегю - путешествия по Европе, Азии и Африке; Мэри Кингсли - путешествие в Африку;

3. Александрина Петронелла Франсиска Тинне - исследовательница Африки.

Слово учителя. В ХХ-ХХ1 веках маршруты и исследования женщин-путешественниц имели и имеют такое же значение и заслуживают внимания. Однако имена большинства путешественниц так и остаются неизвестными широкой публике. Поэтому следующие ребята нам расскажут о некоторых отважных девушках, которые и коня на скаку могут остановить, и море им по колено, и белые медведи не пугают.
4. Путешественницы ХХ века. (Слайды 15-22)

1.Кристина Хойновская-Лискевич - капитан дальнего плавания;

2. Юнко Табей -первая покорительница Эвереста;

3. Марло Морган - прожила в племени австралийских аборигенов 4 месяца;

4.Лив Арнесен - экспедиция в Гренландию, и Энн Бэнкроф - первая женщина, достигшая северного полюса.

5. Элен Макартур - одиночное кругосветное плавание на судне под парусом;

6. Рози Суэйл-Поуп - пешее кругосветное путешествие;

7. Школьница Эбби Сандерленд - школьница, пересекающая в одиночку на яхте земной шар.

Слово учителя. А что же в России есть лишь одна повсеместно известная путешественница - отважная лягушка из рассказа Гаршина? Конечно нет! И в нашей стране в разные эпохи были женщины-путешественницы настоящие исследователи, которые не ограничивались в описании своих путешествий повествованием о том, насколько гармонично сочетается пейзаж за окном кареты с походным нарядом автора.
5. Русские женщины-путешественницы разных эпох. (Слайды 23-33) Приложение 3

1. Татьяна Федоровна Прончищева - первая путешественница за Полярный круг;

2. Елена Петровна Блаватская - писательница, путешественница;

3. Александра Викторовна Потанина - исследовательница Центральной Азии;

4. Юлия Головнина и Надежда Бертнева - участницы экспедиции на Памир;

5. Ольга Александровна Федченко - путешественница, выдающийся ботаник;

6. Елена Ивановна Рерих - путешественница, востоковед, писательница.

7. Людмила Васильевна Шапошникова- историк, этнограф, путешественница.

8. Александра Толстая - филолог, участница экспедиции по Великому Шелковому пути;

9. Любовь Случевская - в одиночку прошла 5 стран Африки.

6. Вклад женщин-путешественниц в развитие географической науки.

Итоговая беседа,  дополнения и коррекционная работа. По результатам заполненной таблицы  "Женщины, путешественницы-исследовательницы в разные эпохи" делается вывод.

Вывод: Итак мы видим, первыми путешественницами, отвоевавшими у мужчин право самостоятельно ездить по свету и вступать в члены географических сообществ с собственными открытиями, стали англичанки, и случилось это в ХУШ веке.

Однако вслед за ними колесить по миру начали и женщины из других стран, и к концу Х1Х века женщина-путешественница, уже никого не удивляла.

Женщин среди путешественниц много, но до сих пор о них мало пишется, и снимается фильмов.

II. Закрепление изученного материала (по вопросам).

1. Покажите на карте маршруты путешествий женщин.

2. Каков вклад русских женщин в развитие географической науки?

III. Домашнее задание (по выбору)

1. Составить рецензию на одну из творческих проектов.

2. Составить список географических объектов, названных в честь русских женщин-путешественниц.