Цель: изучить географические открытия, совершенные женщинами путешественницами-исследовательницами и представить их значимость среди других географических открытий.
Задачи:
- Изучить географические открытия, совершенные женщинами в разные эпохи;
- Оценить результаты исследований;
- Выявить вклад женщин путешественниц и исследовательниц в развитие географической науки.
Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование.
Тип урока: классный час.
Виды деятельности учащихся: участие в эвристической беседе, работа с различными источниками географической информации, показ и защита презентаций учащихся и их обсуждение.
Планируемый результат
Учащиеся должны:
Знать\понимать: имена женщин-путешественниц, результаты исследований, их значение и маршруты путешествий.
Уметь показывать по картам маршруты путешествий.
Основное содержание: На основе рассказа учитель знакомит учащихся с основными этапами появления женщин-путешественниц, а учащиеся непосредственно рассказывают о персоналях.
Акцент следует сделать на том, что географические открытия женщинами не были случайностью. Они состоялись потому, что для этого созрели определенные предпосылки.
Практическая работа: защита творческих работ и презентаций.
Предварительная работа: учащимся раздаются темы для предварительной подготовки (индивидуально или группе учащихся):
- Женщины путешественницы - подвижницы христианской веры;
- Сказочные путешественницы;
- Женщины путешественницы 17-19 веков;
- Путешественницы ХХ века;
- Русские женщины-путешественницы разных эпох.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Изучение нового материала | |
Вводное слово учителя. О
великих путешественниках написаны тысячи книг и
сняты сотни фильмов. Эти мужчины покоряли океаны,
переходили горы, открывали новые земли и жили в
диких племенах. Но как насчет знаменитых
женщин-путешественниц? В письменных источниках первые путешествующие женщины упоминаются в качестве подвижниц христианской веры. По велению Господа шли они в разные города и страны проповедовать учение Христа. Женщины могли отправляться в паломничество совершенно спокойно, это не только не возбранялось, но и поощрялось. |
|
1.Женщины путешественницы -
подвижницы христианской веры. (защита творческих проектов и компьютерных презентаций) (Слайды 2-4) Презентация. |
|
1.Лиссипа - первая известная
амазонка. 2. Равноапостольная Мария Магдалина 3. Святая равноапостольная Нина |
1. По ходу защиты творческих проектов в
виде докладов и компьютерных презентаций
остальные работают в таблицах "Женщины, путешественницы-исследовательницы в разные эпохи." (Приложение1) |
Слово учителя. Что говорит
нам фольклор? Легенды, сказки, мифы, предания -
тоже, сплошь рассказывают о путешествиях мужчин:
Одиссей, Персей бороздят морские просторы;
Иванушка - дурачок идет в Тридевятое Царство,
Капитан Синбад посещает множество городов и
стран, и другие описания - примеров много! А
женщина в фольклоре может фигурировать лишь как
движущая сила путешествий: герои стремятся
встретить любовь, спасти царевну. И это
неудивительно. С древнейших времен мужчины
уходили в лес на охоту, отправлялись в военные
походы, а женщина была хранительницей очага,
занималась домом и детьми. И все же сказки про женщин, совершающих путешествия, есть. |
|
2.Сказочные путешественницы. (защита творческих проектов и презентаций) (Слайды 5-9) | |
1.Сказка "Снежная королева" - девочка
Герда. 2. Элли и Энни - девочки из сказки "Волшебник страны Оз" 3. Оля и Ялок, путешествуют по Королевству Кривых зеркал. 4. Алиса - совершает таинственное путешествие в Страну чудес. 5. Лягушка путешественница - из рассказа Гаршина. |
2. Каждой группе или ученику вручен оценочный лист творческого проекта с критериями, который должен быть заполнен к концу урока. (Приложение 2) |
Слово учителя. Сказки,
мультфильмы нельзя отнести только к фольклору,
так как они имеют авторов. Можно заметить: все они
написаны не более 300лет назад, "Сказка ложь, да в
ней намек:". Неспроста стали появляться
сказочные героини-путешественницы, если они
появились - значит, появились и реальные
события, свидетельствующие о подобном явлении. В
мире появились путешествующие женщины. Появление женщин-путешественниц тесно связано с развитием феминизма. Это женское движение, началось в 18 столетии, его основной целью было искоренение дискриминации прав женщин и достижения равноправия с мужчинами. Женщины стремились открыть себе дорогу во всем: работа, карьера, изучение наук, возможность путешествовать. Иногда противостояние доходило до абсурда - дамы кидались курить сигары, пить крепкие напитки и т.д., всем своим видом давая понять, что они ничуть не уступают сильному полу. Но далеко не все женщины при этом стремились к эмансипации. Продолжая путешествовать в неудобной одежде: кринолины, корсеты, роскошные шляпы, женщины тем самым подчеркивали свое стремление оставаться женщинами, показывая, что они не имеют отношения к эмансипированным особам, щеголяющим в мужской одежде. |
|
3.Женщины путешественницы 17-19
веков. (Слайды 10-14) 1. Мария Сибелла Мериан - путешествие в Суринам, первооткрывательница мира насекомых Южной Америки; 2. Английские женщины 19 века - Мэри Уортли Монтегю - путешествия по Европе, Азии и Африке; Мэри Кингсли - путешествие в Африку; 3. Александрина Петронелла Франсиска Тинне - исследовательница Африки. |
|
Слово учителя. В ХХ-ХХ1 веках маршруты и исследования женщин-путешественниц имели и имеют такое же значение и заслуживают внимания. Однако имена большинства путешественниц так и остаются неизвестными широкой публике. Поэтому следующие ребята нам расскажут о некоторых отважных девушках, которые и коня на скаку могут остановить, и море им по колено, и белые медведи не пугают. | |
4. Путешественницы ХХ века. (Слайды
15-22) 1.Кристина Хойновская-Лискевич - капитан дальнего плавания; 2. Юнко Табей -первая покорительница Эвереста; 3. Марло Морган - прожила в племени австралийских аборигенов 4 месяца; 4.Лив Арнесен - экспедиция в Гренландию, и Энн Бэнкроф - первая женщина, достигшая северного полюса. 5. Элен Макартур - одиночное кругосветное плавание на судне под парусом; 6. Рози Суэйл-Поуп - пешее кругосветное путешествие; 7. Школьница Эбби Сандерленд - школьница, пересекающая в одиночку на яхте земной шар. |
|
Слово учителя. А что же в России есть лишь одна повсеместно известная путешественница - отважная лягушка из рассказа Гаршина? Конечно нет! И в нашей стране в разные эпохи были женщины-путешественницы настоящие исследователи, которые не ограничивались в описании своих путешествий повествованием о том, насколько гармонично сочетается пейзаж за окном кареты с походным нарядом автора. | |
5. Русские
женщины-путешественницы разных эпох. (Слайды
23-33) Приложение 3 1. Татьяна Федоровна Прончищева - первая путешественница за Полярный круг; 2. Елена Петровна Блаватская - писательница, путешественница; 3. Александра Викторовна Потанина - исследовательница Центральной Азии; 4. Юлия Головнина и Надежда Бертнева - участницы экспедиции на Памир; 5. Ольга Александровна Федченко - путешественница, выдающийся ботаник; 6. Елена Ивановна Рерих - путешественница, востоковед, писательница. 7. Людмила Васильевна Шапошникова- историк, этнограф, путешественница. 8. Александра Толстая - филолог, участница экспедиции по Великому Шелковому пути; 9. Любовь Случевская - в одиночку прошла 5 стран Африки. |
|
6. Вклад женщин-путешественниц в
развитие географической науки. Итоговая беседа, дополнения и коррекционная работа. По результатам заполненной таблицы "Женщины, путешественницы-исследовательницы в разные эпохи" делается вывод. Вывод: Итак мы видим, первыми путешественницами, отвоевавшими у мужчин право самостоятельно ездить по свету и вступать в члены географических сообществ с собственными открытиями, стали англичанки, и случилось это в ХУШ веке. Однако вслед за ними колесить по миру начали и женщины из других стран, и к концу Х1Х века женщина-путешественница, уже никого не удивляла. Женщин среди путешественниц много, но до сих пор о них мало пишется, и снимается фильмов. |
|
II. Закрепление изученного
материала (по вопросам). 1. Покажите на карте маршруты путешествий женщин. 2. Каков вклад русских женщин в развитие географической науки? |
|
III. Домашнее задание (по
выбору) 1. Составить рецензию на одну из творческих проектов. 2. Составить список географических объектов, названных в честь русских женщин-путешественниц. |