Интегрированный урок (математика + окружающий мир) "Состав числа в пределах 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока.

Образовательные:

  • Повторить знания состава чисел в пределах 10; закрепить умение применять приемы сложения и вычитания чисел до 10, решать задачи изученных типов.
  • Расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение работать в коллективе. Прививать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: рисунок поезда, картинки птиц, карточки, сигнальные карточки, слайдовая презентация (Приложение): медиа-проектор, системный блок, компьютер, карточки для индивидуальной работы, жетоны, напечатанные слова (условие, вопрос, решение, ответ)

Ход урока

I. Постановка целей.

Сегодня мы с вами совершим путешествие на сказочном поезде, где встретимся с пернатыми друзьями. Чтобы узнать их имена мы должны выполнить задания, где мы вспомним состав чисел в пределах 10, будем решать примеры и задачи. Я думаю, что у нас все получится, если мы будем работать сообща, помогая друг другу. За правильные ответы я буду давать жетоны и в конце урока, у кого окажется больше жетонов, тот и будет являться лучшим математиком и знатоком птиц в школе. (Слайд №2)

II. Устный счет.

Наш поезд готов! Садимся удобно и отправляемся в путь. Впереди станция "Числовая", в котором живут интересные птицы. А какие вы узнаете попозже, а пока:..(Слайд №3)

а) Индивидуальная работа по карточкам:

1 карточка

Решить примеры.

Вместо точки вставить нужное число.

  • 6 - ___ = 4
  • 5 + ___= 7
  • ___ - 2 = 8
  • ___ + 3 = 9

2 карточка

Вставить недостающие числа.

б) Коллективная работа

Разминка. Работа с сигнальными карточками (согласен - зеленый цвет, не согласен - синий)

  • Как называется прямая, ограниченная с двух сторон?
  • Как называется день между вчера и завтра?
  • Сколько пальцев на двух руках?
  • Как называется геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три вершины?
  • Сколько месяцев в году?
  • Сколько лап у двух медведей?
  • Сколько хвостов у пяти слонов?
  • Сколько дней в неделе?
  • Назовите три математических знака.

в) Установите закономерность и продолжите ряд: (Слайд №4)

  • 10,8,6,..,.. .
  • 0,3,6,...,: .
  • 9.7,5,:,: .
  • 1,3,5,:,: .

III. Самостоятельная работа (слайд №5)

Карточки перевернулись. Ваша задача восстановить запись.

  • ____ =5
  • 7 ____ =5
  • ____ =6
  • 10 ____ =9

Проверка.

  • 4+1=5
  • 7-2=5
  • 9-3=6
  • 10-1=9

А теперь пришло время узнать, какие птицы живут на станции "Числовая". Для этого вам нужно отгадать загадки.

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует, зернышки ворует (воробей)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит:..(сорока)

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд - приятель!"
И ставит подпись :..(дятел).

Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)

Подробнее узнаем о некоторых из них.
Сообщение детей о птицах.

Первый ученик: (слайд №6)

Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Летом снегири живут в самых глухих еловых чащах. Там птицы устраивают себе гнездо и выводят птенцов. А осенью и зимой странствуют в поисках пищи. Зимой снегири, сидящие на ветках, похожи на красные фонарики, которые украшают берёзку.

Второй ученик (Слайд №7)

В народе воробьев считают ворами, отсюда и название Вора - бей! В природе бывает сельские (домовые) и городские воробьи. У городских воробьев оперение ярче, они более смелы, хитры, назойливы. Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми.

  • Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
  • А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Слайд №8)
  • А как помочь птицам зимой?

Учитель: "Птицам зимой трудно найти корм, поэтому их нужно подкармливать. Для этого надо использовать кормушки. Кормушки можно сделать самые разнообразные, в них насыпать корм: крошки хлеба, зерно, пшено, даже можно положить кусочки сала" (Слайд №9)

IV. Физкультминутка.

Вторая станция "Оздоровительная" (Слайд №10)

Прыгай птичка, прыгай, птичка прыжки
Приседай со мной, невеличка. приседание
Руки вверх, вперед и вниз руки вверх, вперед и вниз
улыбайся и садись Улыбайся и садись

V. Решение задач.

Третья станция "Задачка" (Слайд №11)

На этой станции обитают другие птицы, о них мы можем поговорить в том случае, если решим задачи.

Кладем на парту карточки (условие, вопрос, решение, ответ). Сейчас я буду называть какую-то часть задачи, а вы покажите карточкой, как она называется.

  • На ветке сидели три синички и 2 воробья - условие.
  • Сколько всего птиц сидело на ветке? - вопрос
  • К 3 прибавить 2 получится 5 - решение
  • На ветке 5 птиц - ответ.

Я вижу, что вы хорошо научились определять составные части задачи.

Посмотрим, как вы умеете их решать.
В кормушке сидели
Лишь только три птицы,
Но к ним прилетели
Еще две синицы.

Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас? (3+2=5). Один ученик отвечает, остальные показывают сигнальные карточки.

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

Работа в тетради. Краткую запись изобразить с помощью рисунка (схематично)

10 утят грелись на поляне. 3 из них убежали за стрекозой. Сколько утят осталось?

10-3=7(у.)

Ответ: 7 утят.

Теперь пришло время, узнать о каких птицах пойдет речь на станции "Задачка".

Узнайте, что за птичка-
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый: (скворец) (Слайд №12)

  • Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, что весной вернуться к нам?
  • Как перелетных птиц вы еще знаете?
  • Когда они вновь возвращаются, в какое время года?

VI. Самостоятельная работа. (Слайд №13)

Давайте поедем на Станцию "Самостоятельная" На этой станции живут числа. Нужно навести порядок, и поселить числа в соответствующие домики.

После этого задания я вам открою тайну, как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.

10 (Слайд №14)

  • 3 ?
  • ? 1
  • 4 ?
  • 5 ?

А теперь я вам открою тайну. Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края. А раньше этого люди не знали. Конечно, они замечали, что некоторые птицы зимой исчезают, а весной вновь появляются, лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. Они надевали на лапки птиц маленькие кольца. На каждом конце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

VII. Итог урока (Слайд №15)

  • Подсчет жетонов, награждение учащихся.
  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?