Цели урока.
Образовательные:
- Повторить знания состава чисел в пределах 10; закрепить умение применять приемы сложения и вычитания чисел до 10, решать задачи изученных типов.
- Расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитывающие:
- Воспитывать умение работать в коллективе. Прививать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: рисунок поезда, картинки птиц, карточки, сигнальные карточки, слайдовая презентация (Приложение): медиа-проектор, системный блок, компьютер, карточки для индивидуальной работы, жетоны, напечатанные слова (условие, вопрос, решение, ответ)
Ход урока
I. Постановка целей.
Сегодня мы с вами совершим путешествие на сказочном поезде, где встретимся с пернатыми друзьями. Чтобы узнать их имена мы должны выполнить задания, где мы вспомним состав чисел в пределах 10, будем решать примеры и задачи. Я думаю, что у нас все получится, если мы будем работать сообща, помогая друг другу. За правильные ответы я буду давать жетоны и в конце урока, у кого окажется больше жетонов, тот и будет являться лучшим математиком и знатоком птиц в школе. (Слайд №2)
II. Устный счет.
Наш поезд готов! Садимся удобно и отправляемся в путь. Впереди станция "Числовая", в котором живут интересные птицы. А какие вы узнаете попозже, а пока:..(Слайд №3)
а) Индивидуальная работа по карточкам:
1 карточка
Решить примеры.
Вместо точки вставить нужное число.
- 6 - ___ = 4
- 5 + ___= 7
- ___ - 2 = 8
- ___ + 3 = 9
2 карточка
Вставить недостающие числа.
б) Коллективная работа
Разминка. Работа с сигнальными карточками (согласен - зеленый цвет, не согласен - синий)
- Как называется прямая, ограниченная с двух сторон?
- Как называется день между вчера и завтра?
- Сколько пальцев на двух руках?
- Как называется геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три вершины?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько лап у двух медведей?
- Сколько хвостов у пяти слонов?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите три математических знака.
в) Установите закономерность и продолжите ряд: (Слайд №4)
- 10,8,6,..,.. .
- 0,3,6,...,: .
- 9.7,5,:,: .
- 1,3,5,:,: .
III. Самостоятельная работа (слайд №5)
Карточки перевернулись. Ваша задача восстановить запись.
- ____ =5
- 7 ____ =5
- ____ =6
- 10 ____ =9
Проверка.
- 4+1=5
- 7-2=5
- 9-3=6
- 10-1=9
А теперь пришло время узнать, какие птицы живут на станции "Числовая". Для этого вам нужно отгадать загадки.
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует, зернышки ворует (воробей)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит:..(сорока)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд - приятель!"
И ставит подпись :..(дятел).
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
Подробнее узнаем о некоторых из них.
Сообщение детей о птицах.
Первый ученик: (слайд №6)
Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Летом снегири живут в самых глухих еловых чащах. Там птицы устраивают себе гнездо и выводят птенцов. А осенью и зимой странствуют в поисках пищи. Зимой снегири, сидящие на ветках, похожи на красные фонарики, которые украшают берёзку.
Второй ученик (Слайд №7)
В народе воробьев считают ворами, отсюда и название Вора - бей! В природе бывает сельские (домовые) и городские воробьи. У городских воробьев оперение ярче, они более смелы, хитры, назойливы. Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми.
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
- А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Слайд №8)
- А как помочь птицам зимой?
Учитель: "Птицам зимой трудно найти корм, поэтому их нужно подкармливать. Для этого надо использовать кормушки. Кормушки можно сделать самые разнообразные, в них насыпать корм: крошки хлеба, зерно, пшено, даже можно положить кусочки сала" (Слайд №9)
IV. Физкультминутка.
Вторая станция "Оздоровительная" (Слайд №10)
Прыгай птичка, прыгай, птичка прыжки Приседай со мной, невеличка. приседание Руки вверх, вперед и вниз руки вверх, вперед и вниз улыбайся и садись Улыбайся и садись
V. Решение задач.
Третья станция "Задачка" (Слайд №11)
На этой станции обитают другие птицы, о них мы можем поговорить в том случае, если решим задачи.
Кладем на парту карточки (условие, вопрос, решение, ответ). Сейчас я буду называть какую-то часть задачи, а вы покажите карточкой, как она называется.
- На ветке сидели три синички и 2 воробья - условие.
- Сколько всего птиц сидело на ветке? - вопрос
- К 3 прибавить 2 получится 5 - решение
- На ветке 5 птиц - ответ.
Я вижу, что вы хорошо научились определять составные части задачи.
Посмотрим, как вы умеете их решать.
В кормушке сидели
Лишь только три птицы,
Но к ним прилетели
Еще две синицы.
Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас? (3+2=5). Один ученик отвечает, остальные показывают сигнальные карточки.
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
Работа в тетради. Краткую запись изобразить с помощью рисунка (схематично)
10 утят грелись на поляне. 3 из них убежали за стрекозой. Сколько утят осталось?
10-3=7(у.)
Ответ: 7 утят.
Теперь пришло время, узнать о каких птицах пойдет речь на станции "Задачка".
Узнайте, что за птичка-
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый: (скворец) (Слайд №12)
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, что весной вернуться к нам?
- Как перелетных птиц вы еще знаете?
- Когда они вновь возвращаются, в какое время года?
VI. Самостоятельная работа. (Слайд №13)
Давайте поедем на Станцию "Самостоятельная" На этой станции живут числа. Нужно навести порядок, и поселить числа в соответствующие домики.
После этого задания я вам открою тайну, как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.
10 (Слайд №14)
- 3 ?
- ? 1
- 4 ?
- 5 ?
А теперь я вам открою тайну. Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края. А раньше этого люди не знали. Конечно, они замечали, что некоторые птицы зимой исчезают, а весной вновь появляются, лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. Они надевали на лапки птиц маленькие кольца. На каждом конце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
VII. Итог урока (Слайд №15)
- Подсчет жетонов, награждение учащихся.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?