Дошкольники проявляют интерес к животным, но их представления о жизни растений и "братьев наших меньших" более чем скромны. Дети располагают в основном сведениями о внешних признаках растений и животных, и свою заботу о них чаще всего понимают как элементарное наблюдение, либо кормление.
Между тем воспитание заботливого отношения к растениям, животным способствует эмоциональному и духовному развитию дошкольников.
Большие возможности в формировании у детей отзывчивости, доброты, заботливого участия несут в себе экскурсии.
Однако практика показала, что в городах, где нет зоопарков, возможно и парков, дети не могут увидеть и соприкоснуться с живым, научиться наблюдать, понимать окружающий мир, получить необходимые впечатления.
Из беседы со своими воспитанниками мы узнаем, что у некоторых ребят дома есть попугайчики, морские свинки, хомячки. Они любят своих питомцев, с удовольствием рассказывают о них. Но совершенно равнодушно относятся к случаям жестокого обращения взрослых и подростков с животными. Факты такого рода они не воспринимали как исключительные, для них они были обычными, если не сказать привычными.
Мы поставили перед собой задачу - на примерах из жизни, литературы, на примере телепередач вызвать у детей интерес к растениям, животным, показать заботу человека о живом, призвать детей к добру, отзывчивости, заботливости.
ЭКСКУРСИЯ "НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ" "ЗНАКОМСТВО С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ"
Цели: конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой ими пользе; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление.
Словарная работа: домашние животные, ухаживать, доить, ветеринарный врач, стайка.
Ход экскурсии
Воспитатель:
Мы пришли в гости к бабушке Марии Михайловне, чтобы узнать, какие домашние животные живут у нее в приусадебном хозяйстве.
Послушайте ребята загадку: На копытца встану,
Листики достану
Я осинки обдеру -
Пожевать люблю кору.
Ростом я не велика,
Но хватает молока.
Тонконога и рогата,
Как зовут меня ребята? (коза)
Белый, ушастый по лесу шастал,
Путал следы от рыжей беды (заяц).
Ребята, скажите, где живет заяц? (в лесу) Какое домашнее животное сильно похоже на зайца? (кролик) Правильно ребята.
Послушайте еще одну загадку:
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает - ловко, грызет морковку (кролик).
Почему вы решили, что эта загадка о кролике, а не о зайце? (в лесу не растет морковка)
Кто знает, как называется дом, где живут козы? (ответы детей)
Где живут кролики?
Ответы детей: хлев, крольчатня.
А у Марий Михайловны они живут в стайке. В стайках стоят клетки. Воспитатель предлагает познакомиться с домашними обитателями Марии Михайловны.
Дети рассматривают обитателей жилища.
Воспитатель: Я сейчас буду читать стихотворение, а вы сравните описание с нашей козочкой
Я козочка Ме - ке -ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки,
Тоненькие ножки,
На самой макушке-
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик конопляный,
Как прыгну - сразу забодаю!
(Литовская песенка)
Дети сравнивают по описанию животных.
Воспитатель: Мария Михайловна очень любит своих питомцев, даже каждому дала кличку. Вот, например, козочку зовут Зина, кролей - Беляк, Задирка, Пеструшка и др. Все клички соответствуют характеру и поведению животных. А какую пользу приносят они? Ведь животные требуют большого ухода.
Затем воспитатель и дети вспоминают об уходе за домашними животными, о том, какую пользу они приносят: из козьей и кролячьей шерсти вяжут теплые зимние вещи (рукавицы, платки, шарфы, кофты, свитера и др.), козье молоко - очень полезно и питательно. Из него получают молочные продукты
(творог, брынзу, сыр, сметану).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.А. Васильевой "Скотный двор":
Их накормят, и напоят,
И жилище приберут,
И причешут, и помоют,
Если нужно - постригут.
Молодцы ребята, вы правильно подметили, что за домашними животными требуется большой уход. Особенно в зимний период, так как они находятся, в загоне. Летом заботливые хозяева косят для животных траву, сушат ее на солнце, а потом складывают в сараи или в стога, Осенью этим сеном кормят их, а еще дают зерновой корм и минеральные и витаминные добавки. А если козочки или кролики у Марии Михайловне заболеют, то на помощь им придет врач (врач, который лечит животных, называется ветеринарный). Ветеринарный врач не только лечит, но и ставит прививки от болезней. Летом всем животным живется попривольней. Они пасутся на лугу, щипают свежую траву. Кролики же круглый год сидят в клетках, но и им достается свежая, сочная трава. А каким образом дикие животные добывают себе пищу, ведь им никто в этом не помогает?
Дети: правильно, они сами себе ищут ее.
Если домашние животные начинает болеть (а такое в хозяйствах случается), то ветеринарные врачи не только излечивают домашних животных, но и делают прививки от опасных болезней.
Игра "Да - Нет"
Правило игры: на все вопросы можно отвечать только словами "Да" или "Нет".
- Лиса, заяц живут в лесу? (Да)
- Их кормит хозяин? (нет)
- Кролик - это домашнее животное? (да)
- Кролик, коза любят морковку? (да)
- Волк живет, как собака в конуре? (нет)
- Коза пасется на лугу?
- Волк питается кроликами? (нет)
- Домашние животные живут в лесу? (нет)
Дети благодарят Мария Михайловну за интересную встречу.
ЭКСКУРСИЯ "НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ" "ВСТРЕЧА С КУРОЧКОЙ РЯБОЙ"
Цель: Познакомить детей с птичьим двором: куры с петухом, наседка с цыплятами. Познакомить с образом жизни птичьего двора, чем питаются, как передвигаются, какие произносят звуки. Наблюдение за поведением птиц. Воспитание бережного отношения к птицам.
Материалы: зерно, вода
Словарная работа: наседка, курятник
Ход экскурсии
Воспитатель знакомит детей с обитателями птичьего двора Марии Михайловны: петухом, курочкой-наседку с цыплятами.
Воспитатель просит послушать загадку и попытаться узнать в них обитателей птичьего двора.
Загадки:
Что за птица: людей не боится,
не летает высоко, а кричит ко-ко-ко? (Курица)Крылья с узорами, сапоги со шпорами,
раньше всех встает, на весь двор орет. (Петух)У матери двадцать деток.
Все детки - однолетки. (Курица-наседка с цыплятами)
Воспитатель спрашивает у детей:
- Куры - домашние или дикие птицы?
Воспитатель читает народную песенку:
Взлетели куры на забор
И пустились в разговор
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко
Мы взлетели высоко.
А ласточки в небе вьются
Над курами смеются
Ко - ко- ко- ко- ко- ко
Разве это высоко?
- Почему ласточки "смеялись над курами"? (ответы детей)
Дети: домашние птицы крупные, тяжелые, летать высоко не умеют, о них заботятся люди.
Вот и за этими курами ухаживает бабушка Мария Михайловна. Когда она их кормит, всегда приговаривает: Курочка моя, умница моя!
Вот зерно, водичка, дай ты мне яичко.
Воспитатель отмечает, что Мария Михайловна очень любит своих курочек и они ей "платят" тем же. Каждый день куры несут яйца, которые вкусные и полезные. Мария Михайловна предлагает подержать в руке яйцо и отмечает, что оно теплое.
Загадка:
Домик у птенца не прочен
И однажды он разбился,
Что за желтенький комочек
Из скорлупок появился?
(С. А. Васильева)
Вот из таких теплых яиц и вылупляются маленькие цыплята. Одна из куриц садится на яйца в гнезде и очень долго их согревает (21 день). Когда цыплята в яйце вырастают, они вылупляются из него. Курица, которая их высидела - называют наседкой. Воспитатель предлагает посмотреть детям на цыплят и отмечает какие они маленькие и беззащитные, поясняя им, что если бы не было с ними мамы курицы- наседки, они могли бы не выжить. Курица-наседка всегда встанет на защиту своих детей при малейшей опасности, все цыплята прячутся под мамины крылышки, зарываются в ее теплые перышки. Если цыплят будет подстерегать опасность, тогда курица присядет, перышки растопоршит и заквохчет: "Квох - квох- квох!" Это значит, прячьтесь скорей. Она не только защищает цыплят, но и многому их обучает.
Воспитатель:
Как вы думаете, чему учит своих детей курочка- наседка? (ответы детей)
Кто ребята знает, чем кормит Мария Михайловна своих курочек? (зерном, травой, овощами, дает пить воды). Предложить покормить кур зерном. Наблюдение детей за поведением птиц.
Каких домашних птиц вы еще знаете? (гуси, утки, индюки.)
Воспитатель предлагает детям игру "Кто как кричит?"
Ку-ку - ре - ку! Кур стерегу (петух).
Кудах - тах - тах! Снеслась в кустах (курица).
Пи- пи -пить! Воды попить (цыплята).
Мурр - мурр ! Пугаю кур (кошка).
Кр я- кря ! Завтра дождь с утра (утки).
Му - у, му - у! Молока кому (корова).
А. Барто
А сейчас наоборот, я буду называть птиц, а вы изображать их пение.
Дети в кругу. Воспитатель произносит слова: "курица", "утка", "петух", "цыпленок", а дети подражают их голосам.
Дети благодарят Мария Михайловну за интересную встречу.
ЭКСКУРСИЯ "НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ" "ОВОЩИ В ОГОРОДЕ"
Цели: Уточнить представления детей об овощных культурах, их названиях, умение находить по описанию, развивать речь, мышление, сенсорные способности, формировать умение определять по внешнему виду, где растет плод у растения. Прививать трудолюбие.
Материал: натуральные овощи: морковь, свекла, капуста, картошка, лук, огурец, помидор, баклажаны .
Словарная работа: овощи, плоды.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята вот мы снова пришли в гости к Марии Михайловне (все дружно здороваются и просят разрешения пройти на приусадебный участок). Летом мы наблюдали, как посаженные весной семена, проросли, какую работу на огороде проводила Мария Михайловна,
Воспитатель просит вспомнить детей о проделанной работе (прополка сорняков, полив огорода, рыхление почвы)
Чтобы урожая к осени добиться,
Мы отлично знаем - надо потрудиться.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень). А сегодня мы посмотрим, какие произошли изменения на огороде. Ребята проходят следом за хозяйкой, которая дает время полюбоваться огородом.
Высказывания детей.
Cолнышко греет, дождик поливает,
Овощи на грядках быстро созревают.
Воспитатель: Вот и поспели, выросли овощи на грядках.
Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадку найти на грядке.
Загадки:
Прежде, чем его съели,
Все наплакаться успели (лук).Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).Сто одежек,
И все без застежек (капуста).Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я :.( свекла)Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)Он круглый, красный,
Как глаз светофора,
Среди овощей
Нет сочней:.(помидора)
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием. Вот какой урожай вырастила Мария Михайловна, а помогала ей вся ее дружная семья.
Кто не хочет потрудиться,
А за стол спешит садится,
Тем ответим тот же час:
- Угощенье не для вас!Чтоб добиться урожая,
Нужна дружба трудовая
И, конечно без сомненья,
И старанье, и уменье.
Воспитатель отмечает, что вся семья Марии Михайловны трудилась все лето на огороде. За их труды они получили награду - большой урожай. Не зря в народе говорят: "Кто рано встает, тот грибы себе берет, а сонливый, да ленивый идет после за крапивой".
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Вершки и корешки".
Дети стоят в кругу, воспитатель называет овощи. Если плод растет на растении сверху, дети поднимают руки вверх, если овощ растет в земле - руки опускают вниз.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с тем, как растут овощи на грядках. Но Мария Михайловна, еще очень любит цветы. Давайте с вами аккуратно пройдем к цветнику и полюбуемся разнообразием цветов, их красотой.
Мария Михайловна подарила детям цветы и корзину с овощами, чтобы дети смогли в детском саду попробовать их на вкус (приложение 1).
Ребята очень долго благодарили хозяйку и обещали, что постараются вырастить у себя в детском саду овощи и пригласили ее к себе на праздник "Урожая".