Цель урока: Научить учащихся решать уравнения с модулем, содержащих параметры, графическим способом.
Задачи:
- Развивать представление учащихся о разных видах уравнений, способах их решения.
- Развивать исследовательские навыки обучающихся, умение анализировать, рассматривать все возможные случаи при решении заданий.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, шаблоны графиков функции у = |х|.
Ход урока
- Повторение.
- Графическое решение уравнений, содержащих модуль.
- Графическое решение уравнений с модулем, содержащих параметры.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф к уроку
"Математика - это инструмент, специально приспособленный для работы с отвлеченными понятиями всех типов:". П.Дирак.
Учитель | Ученик |
- Великий французский физик Поль Дирак сказал: "Математика - это инструмент, специально приспособленный для работы с отвлеченными понятиями всех типов:" | |
- Таким отвлеченным понятием для многих может послужить - понятие модуля и параметров. | |
- Для успешного решения заданий мы вспомним, что такое модуль числа, каков график функции у = │х│? Рассмотрим решение уравнений с таким понятием, как параметр, с использованием специального математического приема - построение графиков функции. | |
- Что значит решить уравнение? | Решить уравнение - это значит найти все те значения переменной, при каждом из которых уравнение обращается в верное равенство. |
- Какие способы решения уравнений вы знаете и используете при решении? | Аналитический, графический способы и способ подбора. |
- Для решения уравнений графическим
способом необходимо: 1. Определить какие функции заданы в уравнении. 2. Построить графики этих функций. 3. Найти по графику точки пересечения, определить их абсциссы, это и будут корни уравнения, если таких точек нет, то уравнение не имеет решений. |
|
- Для решения уравнений с модулем необходимо вспомнить, что называется модулем числа? | |
- Как построить график функции у = | х |? | Из определения модуля числа следует, что график функции у = | х | представлен в виде у= х, при х 0 и у = -х , при х < 0, т.е. ломанной, состоящей из биссектрис первой и второй четверти. |
1. Решить графически следующие
уравнения: а) │х│= 5, б) │х│= -4, в) -│х + 1│= -2, г) │х - 3│= 0. |
Решение уравнений: а) │х│= 5
Ответ: -5, 5. б) │х│= -4 Ответ: нет решения. в) │х + 1│= -2 Ответ: -3 ; 1. г) ) │х - 3│= 0 Ответ: 3. |
Следующая группа уравнений - это уравнения содержащие параметр. | |
Современная математика является важнейшим инструментом для естественных наук. Сегодня естествоиспытатели, инженеры, специалисты гуманитарных наук оперируют в своих областях исследования различными зависимостями при задании различных параметров. | |
Параметр ( от греческого parametron - отмеривающий) в математике - величина, числовое значение которой позволяет выделить определенный элемент из множества элементов того же рода. | |
Решить уравнение с параметром - значит, для каждого допустимого значения параметра найти множество всех решений данного уравнения. | |
2. Решить уравнения: а) │х│= а, б) │х -3│ = а, в) │ах - 1│ = 2. |
Решение уравнений: а) │х│= а Ответ: если
б) │х -3│ = а Ответ: если
|
3. Найти все значения р, при которых уравнение │х - 2│+ │х - 3│= p имеет хотя бы один корень. | 3. Построим два графика функций: у = │х - 2│+ │х - 3│ и у = р. Для построения графика функции у = │х - 2│+ │х - 3│ найдем нули подмодульных выражений. х- 2 = 0 и х -3 = 0 х = 2 и х = 3. Рассмотрим, как поведет себя функция на промежутках: (- ; 2); ; (3; +). На промежутке (- ; 2); функция принимает вид у = - 2х + 5, на промежутке [2;3]: у = 1, на промежутке (3; +) : у = 2х - 5 Ответ: при р 1. |
4. При каких значениях а и в
уравнение имеет более пяти корней. │х - 1│ +│х - 2│ = ах + в. |
4. Построим графики функций: у= │х - 1│ +│х - 2│ и у = ах + в. По чертежу определим при каких значениях а и в график функции у= │х - 1│ +│х - 2││ и у = ах + в совпадают. Ответ: при а = 0, в = 1; при а =-2, в = 3; при а = 2, в = -3. |
Итог урока. При решении уравнений с модулем, содержащих параметр, графическим способом, необходимо построить графики функций и при различных значениях параметра рассмотреть все возможные случаи. |
|
Домашнее задание. Решить уравнение: │х - 2,5│+ │х + 1,5│= p. |