Цель и задачи:
- познакомить учащихся с историей казахского народа, биографиями известных батыров;
- развивать умение работать в группах, анализировать предложенный материал, пересказывать его, выбирая основное;
- воспитывать казахстанский патриотизм.
Оборудование: пластилин, карточки с текстом, рисунок с изображением батыра, энциклопедии и справочники по истории Казахстана, доска, мел.
Технология: педагогическая мастерская.
Ход урока
1. Орг. момент:
дети делятся на группы, каждая группа занимает свое место.
2. Постановка цели урока (индуктор).
- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на начало каждой строки:
Было это давно,
А память народа хранит
Тысячи имен, тех кто
Родину защитил.
- Какое слово получилось? О чем пойдет речь на нашем уроке?
- Запишите ассоциации к слову «батыр» (дети зачитывают, по желанию, записанные ассоциации: воин, солдат, силач, герой и т.д.).
3. Система заданий (социоконструкция).
- Прочитайте полученное вами на листочке описание вооружения казахского воина, слепите его. Объясните, чем удобно такое оружие, почему оно имеет именно такой вид. Вооружите воина на рисунке.
Задание 1 .
1 группа – индивидуальное оружие воина состояло из кольчуги, сабли – клыш, копья, боевого ножа, секиры – ай-болта, камчи – плетки, курыка – орудия для ловли лошадей и противника, дубины – сойлы. Боевой топорик – ай-болта, имел форму полумесяца размером 17х15 см, толщина 1-2 см. применялся в ближнем бою.
2 группа – сабля – клыш – индивидуальное оружие воина. Длина сабли 90 см, ширина 3-4 см, клинок 74см, клинок обоюдоострый. Иногда верх клинка 15-20 см делали заметно шире и тяжелее.
3 группа - шлем воина изготавливался из меди. Изнутри он выстилался толстым слоем войлока до 2 см. Войлок катали прямо в шлеме, что делало его плотным как дерево. На нос воина опускалась медная пластина – стрелка.
4 группа – щиты казахских воинов были только круглой формы, из кожи и меди. Диаметр щита составлял 70 см, толщина его была 2-3 см. на лицевой стороне щита прикрепляли по 4 металлических шишака до 3 см высотой и толщиной не менее 2 см. У каждого воина за пелчами находились лук и стрелы. Использование лука и стрел требовало большой сноровки. Стрелы были разной толщины. Дальность полета составляла до 200 м.
Каждая группа представляет свое вооружение, защищает ответ, прикрепляет оружие воину. (социализация, афиширование)
- В историю Казахстана вошли имена батыров, самых отважных воинов, прославивших себя на поле боя и мирной жизни. Каждая группа подготовит рассказ об одном батыре. Вы читаете статью, после ее обсуждения афишируете факт, больше всего поразивший вас в биографии этого человека.
Задание 2.
1 группа - тактика боя.
Казахские воины придерживались тактики ведения боев, применяемой еще Чингисханом. Битва начиналась с поединка. К поединку готовили лучших воинов – батыров. Казахские батыры были как правило выходцами из простого народа. Не чингизидами.
Приглашая противника на бой, надо было следовать неписанным правилам. Выходивший на поединок батыр сам мог выбирать себе противника соответственно своему возрасту и положению. Сначала участники вели словесную дуэль. Раззадоривая друг друга, они должны были выплеснуть всю злобу, весь свой гнев на врага. Тогда и бой будет беспощадным, а чувство мести удовлетворенным. По правилу, поединок начинался с метания копья. Копье метали трижды, потом переходили к шокпару и мечу. По окончании поединка начиналась атака, которая сопровождалась выкриками урана – призыва. Сначала лучники осыпали врага градом стрел, приводя его в замешательство, а затем выступала конница.
Казахи использовали и партизанскую тактику. Набеги свои они производили большей частью ночью, нечаянно и без всякого порядка.
2 группа – Алтынайулы Карасай батыр (1598 - …)
Карасай батыр - потомок простого рода шапрашты 36 поколения, родился в местности Карасаз, в Семиречье. Богатырского телосложения, сильный, отвадный, храбрый воин, Карасай уже в 17 лет был удостоен чести быть знаменосцем казахского войска. За пленение жунгарских тайш Каракала и Тойлы хан Есим присвоил 18 – летнему Карасаю почетное звание батыра. В 18 лет он командовал воинским подразделением. В 24 года ему, закаленному и проявившему полководческие способности в боях, военачальники доверили командование всем казахским войском. Карасай участвовал в 200 сражениях. Самой значительной была победоносная битва при Орбулаке в 1643 году. В 1653 году в Каратауской битве Карасай батыр в смертном поединке победил хана джунгар Батура и пленил царевича Шахзадана, за что народ и его воины дали ему почетное имя – бахадур батыр. В бой Карасай вступал с кличем своего рода «Бахтияр», после его смерти воины его рода шли в бой с кличем «Карасай», в знак признания его заслуг перед народом.
3 группа - Каракерей Кабанбай (1691- 1769).
Каракерей Кабанбай - представитель рода мамбета, в 7 лет потерял отца в результате нападения на родной аул. В 1718 году впервые отважился померяться силами на поединке, победив в котором поменял имя Ерасыл на Кабанбай. За 40 лет не было ни одного воина равного Кабанбаю. Бывало, что он несколько дней подряд выходил на поединки, побеждая по 6-7 врагов. Погиб в бою против Жанатая и Карабека. Противники были значительно моложе Кабанбая, они шли наверняка убить известного батыра, считая его старым и немощным. В этом бою он победил, но был смертельно ранен. Это был его 103 по счету бой.
4 группа – Райымбек (1705- …)
Райымбек не только хорошо владел мечом, но был умен, прозорлив, реально смотрел на вещи. Он больше 30 лет провел в седле, сражаясь с врагами своего народа.
Батыра воспитал дед, сам известный батыр и дипломат. Райымбек является представителем Большого жуза. В 17 лет народ признал его батыром, после победы над Секерханом, во время битвы около Тургеня. Райымбек был ранен в общей сложности 77 раз, и только огромная сила воли и железное здоровье удерживали его в седле. Батыр широко использовал тактику партизанских боев. Сохранились сведения, что в 1733 году Райымбек сопровождал казахского хана в ставку джунгар. Возвращаясь обратно, он прихватил с собой клубни картофеля, которые предложил посадить оседлым крестьянам.
При жизни Райымбека признали ясновидцем, он мог найти родник в любом месте. Батыр никогда не шел напролом, обстоятельно просчитывал шансы предстоящего боя. Казахи считали его святым. (каждая группа представляет свой ответ, комментирует поразивший факт, отвечает на вопросы одноклассников)
4. Подведение итогов (рефлексия).
- Напишите синквейн к слову «батыр».(приложение 1) Афиширование .
5. Домашнее задание.
- В памяти народной навечно сохранились имена героев. Найдите имена батыров на современных картах Республики Казахстан, г. Усть-Каменогорска.