Деление. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет (на доске)

71*11           51*11
11*42   89*100
451*0   612*10
10*311   659*1
1*413   66*3

Попробуйте объяснить, как выполняется умножение на 9;99;999

  • 32*9=32*10-32=320-32=288
  • 32*99=32*100-32=3200-32=3168
  • 32*999=32*1000-32=32000-32=31968

Вычислите устно:

  • 29*9
  • 74*99
  • 65*999

III. Сообщение темы урока

Разгадайте кроссворд, вы определите тему урока. Она прочитается по вертикали

По горизонтали:

  1. Единица длины.
  2. Часть прямой, ограниченная одной точкой.
  3. Арифметическое действие.
  4. Наименьшее натуральное число

– Попробуйте догадаться, какое число можно прочитать по вертикали?

– Определите тему сегодняшнего урока.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику(стр.73*74)

– Вспомните, что вы знаете о действии деления.

– Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы.

– Как называются числа при делении?

– Как найти неизвестный множитель?

– Как найти делимое?

– Как найти неизвестный делитель?

– Какое деление выполнять нельзя?

– Запишите при помощи букв деление на единицу, деление числа само на себя, деление 0 на число.

2. стр. 75 №465, 466, 467.

3. Выполнение письменного деления с подробным проговариванием. 1869:7

Первое неполное делимое 18 сотен, значит, в частном будет 3 цифры.
18 разделить на 7 будет 2
Узнаем, сколько сотен разделили: 7*2=14
Узнаем, сколько сотен осталось разделить: 18-14=4
4<7, значит цифру частного подобрали правильно.
Сносим,6, 46 разделить на 7 , берем по 6
Узнаем, сколько десятков осталось разделили:6*7=42
Узнаем, десятков осталось разделить:46-42=4
4<7, значит, вторую цифру подобрали правильно.
Сносим 9 , 49:7=7

Ответ: 267

  • 11988:37=324
  • 11803:29=407
  • 28220:83=340
  • 1584:18=88
  • 20496:48=427
  • 18759:37=507

4. Физминутка

С физминуткой я дружу.
Свою спинку разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу.
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю.
Раз, два, три.
Ручками похлопаю.
Раз, два, три.
Ножками потопаю.
Раз, два, три.
Сяду я за парту стройно,
Чтоб вести себя достойно.

V. Работа над задачами

1. стр. 75 №468

– Прочитайте задачу.

– Сколько пшеницы собрали с первого участка?

– Что еще сказано про первый участок?

– Что можно сказать про 3 участок?

– Что известно про 2 участок?

– Что нужно знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Можно ли узнать, сколько пшеницы собрали со второго участка? Как?

– Можно ли узнать, сколько пшеницы собрали с третьего участка?

– Составьте план решения задачи.

– Решите задачу.

612:3=204(т) – собрали со второго участка
612:4=153(т) – собрали с третьего участка
204+153+612=959(т) – собрали с трех учасков

2. стр. 75 №469

– Прочитайте задачу

– Прочитайте вопрос задачи

– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

– С какими величинами эта задача? (на проекторе таблица)

Скорость, V Время, t Расстояние, S
? 4 ч. 336 км
? во сколько раз < 3 ч. 126 км

– Что надо сравнить в задаче?

– Как найти скорость?

– Как найти скорость автобуса?

– Составьте план решение задачи и решите ее

336:4=84(км/ч) – скорость поезда.
126:3=42(км/ч) – скорость автобуса.
84:42=2 – в два раза скорость автобуса меньше скорости поезда

VI. Самостоятельная работа

Стр. 76 №481 (а, б) – двое у доски, с проверкой с классом (решение в тетрадь)

  • 7585:37+95=300
  • (6738-834):123=48

VII. Подведение итогов урока

Как называются числа при делении?

– Как найти неизвестное делимое?

– Как найти неизвестный множитель?

VIII. Домашнее задание

  1. стр. 79 №514;
  2. стр. 80 №517.