Класс: 11
Цели зачета:
- Образовательная: проверить, закрепить и обобщить знания основных понятий и законов оптики.
- Воспитательная: продолжить формирование умений применять знания на практике, логически мыслить, решать задачи, делать аргументированные выводы.
- Развивающая: содействовать развитию у учащихся умений выделять главное и классифицировать основные понятия для дальнейшего использования.
Результаты зачета заносятся в таблицу "Технологическая карта контроля результатов зачета по теме "Оптика" (Приложение 1).
Ход зачета
I. Орг. момент (настрой учащихся на рабочий лад, сообщение цели зачета и примерный план проведения зачета).
II 1 Знание определений, формул и физических величин.
Проведение словарного диктанта (учитель читает определение, учащиеся должны дать ему ответ)
- Каждая точка среды, до которой дошло возмущение сама становится источником вторичных волн.
- Угол, образованный лучом падения и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча.
- Способность световой волны огибать препятствия.
- Устройство, при помощи которого можно измерить длину волны.
- Полупрозрачное тело, образованное при помощи двух сферических поверхностей.
- Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы.
- Линия, по которой распространяется свет.
- Луч, прошедший через 1-ю среду во вторую.
- Показатель преломления среды относительно вакуума.
- Волны, которые образуются от источника с одинаковой частотой и постоянной разностью фаз.
- 10 "+" - 5;
- 8-9 "+" - 4;
- 6-7 "+" - 3
II 2 Записать в столбик буквенные обозначения физических величин:
- угол падения;
- фокусное расстояние;
- относительный показатель преломления;
- угол отражения;
- расстояние от предмета до линзы;
- оптическая сила линзы;
- скорость света;
- порядок дифракционной решетки;
- угол преломления;
- расстояние от изображения до линзы;
- длина световой волны;
- увеличение линзы;
- частота распространения света;
- высота предмета.
- 14 "+" - 5
- 12-13 "+" - 4
- 8-10 "+" - 3
II 3 Знание формул
- закон отражения;
- формула тонкой линзы;
- закон преломления света;
- длина волны света;
- условие максимума дифракционной решетки;
- увеличение линзы;
- период дифракционной решетки;
- оптическая сила линзы;
- циклическая частота;
- абсолютный показатель преломления.
- 10 "+" - 5;
- 8-9 "+" - 4;
- 6-7 "+" - 3
III 1 Графические задачи
Применяя знания, построить дальнейший ход лучей или изображения предмета.
III 2 Задачи
Каким фокусным расстоянием обладает линза, если предмет от линзы находится на расстоянии 20 см, а изображение на расстоянии 50 см.
Точечный источник света находится на расстоянии 15 см от собирающей линзы и на расстоянии 15 см от её главной оптической оси. Фокусное расстояние линзы 10 см. Найдите расстояние от изображения до линзы и до главной оптической оси.
IV. Мини-экзамен по заранее выданным вопросам (Приложение 2)
V. Тест (дополнительно)
1. Каким должен быть угол преломления светового луча, чтобы отраженный луч составлял с падающим угол 600?
А) 600
б) 30 0
в) 120 0
2. Явление усиления или ослабления света при наложении световых пучков друг на друга:
А) интерференция;
б) дифракция;
в) дисперсия
3. Свет - это волна
А) поперечная
б) продольная
в) сферическая
4. Оптическая сила линзы равна - 5дптр. Значит, линза
А) собирающая
б) рассеивающая
в) простая
г) сложная
5. Скорость света равна:
А) 3000000 км/с
б) 300000 км/с
в) 300000 м/с