Урок-зачет по теме "Оптика"

Разделы: Физика


Класс: 11

Цели зачета:

  • Образовательная: проверить, закрепить и обобщить знания основных понятий и законов оптики.
  • Воспитательная: продолжить формирование умений применять знания на практике, логически мыслить, решать задачи, делать аргументированные выводы.
  • Развивающая: содействовать развитию у учащихся умений выделять главное и классифицировать основные понятия для дальнейшего использования.

Результаты зачета заносятся в таблицу "Технологическая карта контроля результатов зачета по теме "Оптика" (Приложение 1).

Ход зачета

I. Орг. момент (настрой учащихся на рабочий лад, сообщение цели зачета и примерный план проведения зачета).

II 1 Знание определений, формул и физических величин.

Проведение словарного диктанта (учитель читает определение, учащиеся должны дать ему ответ)

  1. Каждая точка среды, до которой дошло возмущение сама становится источником вторичных волн.
  2. Угол, образованный лучом падения и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча.
  3. Способность световой волны огибать препятствия.
  4. Устройство, при помощи которого можно измерить длину волны.
  5. Полупрозрачное тело, образованное при помощи двух сферических поверхностей.
  6. Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы.
  7. Линия, по которой распространяется свет.
  8. Луч, прошедший через 1-ю среду во вторую.
  9. Показатель преломления среды относительно вакуума.
  10. Волны, которые образуются от источника с одинаковой частотой и постоянной разностью фаз.
  • 10 "+" - 5;
  • 8-9 "+" - 4;
  • 6-7 "+" - 3

II 2 Записать в столбик буквенные обозначения физических величин:

  1. угол падения;
  2. фокусное расстояние;
  3. относительный показатель преломления;
  4. угол отражения;
  5. расстояние от предмета до линзы;
  6. оптическая сила линзы;
  7. скорость света;
  8. порядок дифракционной решетки;
  9. угол преломления;
  10. расстояние от изображения до линзы;
  11. длина световой волны;
  12. увеличение линзы;
  13. частота распространения света;
  14. высота предмета.
  • 14 "+" - 5
  • 12-13 "+" - 4
  • 8-10 "+" - 3

II 3 Знание формул

  1. закон отражения;
  2. формула тонкой линзы;
  3. закон преломления света;
  4. длина волны света;
  5. условие максимума дифракционной решетки;
  6. увеличение линзы;
  7. период дифракционной решетки;
  8. оптическая сила линзы;
  9. циклическая частота;
  10. абсолютный показатель преломления.
  • 10 "+" - 5;
  • 8-9 "+" - 4;
  • 6-7 "+" - 3

III 1 Графические задачи

Применяя знания, построить дальнейший ход лучей или изображения предмета.

III 2 Задачи

Каким фокусным расстоянием обладает линза, если предмет от линзы находится на расстоянии 20 см, а изображение на расстоянии 50 см.

Точечный источник света находится на расстоянии 15 см от собирающей линзы и на расстоянии 15 см от её главной оптической оси. Фокусное расстояние линзы 10 см. Найдите расстояние от изображения до линзы и до главной оптической оси.

IV. Мини-экзамен по заранее выданным вопросам (Приложение 2)

V. Тест (дополнительно)

1. Каким должен быть угол преломления светового луча, чтобы отраженный луч составлял с падающим угол 600?

А) 600

б) 30 0

в) 120 0

2. Явление усиления или ослабления света при наложении световых пучков друг на друга:

А) интерференция;

б) дифракция;

в) дисперсия

3. Свет - это волна

А) поперечная

б) продольная

в) сферическая

4. Оптическая сила линзы равна - 5дптр. Значит, линза

А) собирающая

б) рассеивающая

в) простая

г) сложная

5. Скорость света равна:

А) 3000000 км/с

б) 300000 км/с

в) 300000 м/с