Цель урока: систематизировать и углубить знания по теме «Геометрическая прогрессия», дополнить историческими сведениями.
Задачи:
- Повторить основные теоретические положения.
- Рассмотреть серию задач обязательного и повышенного уровня.
- Создать ситуацию успеха при решении разноуровневых задач.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Урок проводится в кабинете математики, где установлен один компьютер и экран.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Этапы урока:
- Организационный момент, формулировка цели урока (Приложение 1, слайд №1 – 2 мин.).
- Фронтальный опрос с целью повторения теоретического материала (слайд №2 – 3 мин.).
- Сообщение о последовательности Фибоначчи (индивидуальное домашнее
задание, слайд №3, 4; дополнительные вопросы в форме «Своя игра» (Приложение
2), слайд №6 – 5мин.).
Проверка домашнего задания – 2 ученика (теоретические вопросы в форме «Своя игра», слайд №5 – 6мин.). - Математический диктант с проверкой для всех учащихся (слайд №5, задания базового уровня, «Своя игра», слайд №6 – 10 мин.).
- Решение уровневых задач на «5», «4», «3», работа в парах (слайд №8).
- Проверка правильности решения (ответы – слайд №9; показ решение у доски – двое учащихся).
- Домашнее задание. Подведение итогов. Отметки.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1. Слайд №1)
2. Фронтальный опрос
- Что такое последовательность?
- Способы задания последовательности?
- Виды последовательностей?
- Дайте определение геометрической прогрессии.
- Назовите формулу n-го члена.
- Как найти знаменатель?
- Назовите формулу суммы n – первых членов геометрической прогрессии.
3. Сообщение учащегося о последовательности Фибоначчи.
Затем учащийся отвечает на вопросы («Своя игра» (Приложение 2). Слайд №6).
4. Проверка домашнего задания (двое учащихся у доски).
Задачи из первой и второй части ГИА:
- Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 3, bn+1 = 3bn. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?
1) 6; 2)12; 3) 24; 4) 27.
Задачу проверяем устно.
- В геометрической прогрессии сумма первого и второго членов равна 60, а сумма второго и третьего членов равна 84. Найдите первые три члена этой прогрессии (у доски). (4б)
- Будет ли являться членом геометрической прогрессии число 384, если в этой прогрессии b2 = 6; b5 = 48 (у доски)? (4б)
Затем учащиеся выбирают по два вопроса в «Своя игра». (Слайд №6)
5. Классу предлагается математический диктант. (Слайд №5) Каждое задание оценивается в 1 балл. (Проверь себя – слайд №7.) Учащиеся сами выставляют себе оценки по количеству набранных баллов. Можно учителю выборочно проверить работу.
Математический диктант:
- В геометрической прогрессии первый член равен 32, второй равен 8. Найдите знаменатель этой прогрессии.
- Найдите шестой член геометрической прогрессии, зная, что её первый член равен 3, знаменатель равен 2.
- Найдите первый член геометрической прогрессии, если, её пятый член равен 125, а знаменатель равен 5.
- 3; 6… геометрическая прогрессия. Найдите сумму шести её членов.
Проверь себя:
- 1/4.
- 96.
- 1/5.
- 189.
5. Творческие задания по выбору решают с дальнейшей проверкой ответов и проверкой решения у доски. (Слайд №8, №9)
Задания на «5»:
- Сумма первых четырёх членов геометрической прогрессии равна 40, знаменатель прогрессии равен 3. Найдите сумму первых восьми членов этой прогрессии. (2б)
- Сумма первого и пятого членов геометрической прогрессии равна 51, а сумма второго и шестого равна 102.Ск. членов этой прогрессии нужно сложить, чтобы их сумма была равна 3069. (6б)
Задания на «4»:
- Найти сумму четырех первых членов геометрической прогрессии, если b₂ =6, b₄ = 24. (2б)
- Найти пятнадцатый член геометрической прогрессии (bn), если b5=1/4, b10 = 8. (2б)
Задания на «3»:
Пусть (bn) – геометрическая прогрессия:
- b1 = 16, q = -1/2. Найдите b3. (1б)
- b1 = 4, q = -3. Найдите S4. (1б)
- b1 =27, b3 = 3. Найдите b2 (1б)
Ответы.
Задание на «5»:
- 3280.
- n = 10.
Задание на «4»:
- 45; 15.
- 256.
Задание на «3»:
- 4.
- -80.
- +9; -9.
6. Домашнее задание. Подведение итога урока. Выставление отметок.
7. Рефлексия. (Слайд №10,11)
На доске три круга разных цветов: красный – «5», жёлтый – «4», синий – «3». Уходя из класса, учащиеся должны прикрепить цветные квадратики в один из кругов, таким образом, оценив свои знания.